Сегодня, 16 марта 2021 года, в рамках республиканского конкурса «Учитель года русского языка и литературы» состоялись состязания в номинациях второго тура «Урок» и «Самоанализ урока». Уроки проводились в МБОУ Школа №119 и МБОУ «Аксаковская гимназия № 11». Урок — первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам развивать творческие способности. Урок – мерило профессионализма учителя.

Приятно было видеть, что на всех проведенных занятиях, как и предопределено требованиями стандарта, ученики работали в парах и малых группах, осуществляли поисковую и исследовательскую работу, были мотивированы на самостоятельную работу при формулировании темы и задач урока, проводилась рефлексия учебной деятельности, ученикам предлагались дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор из разноуровневых заданий. Здесь были и ролевые игры, составление кластера, ментальных карт, результаты работы фиксировались детьми в листах самоконтроля.

6 участников на базе МБОУ «Аксаковская гимназия» продемонстрировали свой профессиональный потенциал. Экспертной комиссией был отмечен профессионализм и креативность конкурсантов. Конкурсанты на уроке продемонстрировали отличные дидактические способности, эффективно использовали технологию проблемного обучения. Виды деятельности менялись на протяжении всего урока, что помогало повысить интерес и работоспособность детей. Калейдоскоп уроков прошел незаметно.

Всем учителям удалось найти контакт с детьми, которые, как правило, охотно и активно включались в работу, решая конкретные учебные задачи, предлагаемые учителем и ведущие к цели, в формулировании которой они тоже принимали участие.

Отрадно, что конкурсанты имеют богатый методический инструментарий и умеют выбирать из своего методического арсенала методы и приемы обучения сообразно дидактическим задачам.

Уже первый урок, проведенный Эльзой Рифовной Даниловой по теме «Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи», был украшен интересной методической находкой, он прошел в форме космического путешествия на орбитальной станции. Космонавты выполняли задания, которые помогли им вспомнить части слова: перепутанные цепочки «Верно-неверно», «Зри в корень» и др. Мастерски создавались проблемные ситуации, позволяющие детям понять, чем различаются однокоренные слова и формы слова, омонимичные корни. Завершился урок проверочным диктантом- «молчанкой». В такой же творческой обстановке прошел урок развития речи «Описание животного» у Татьяны Александровны Калининой. Порадовало необычное, поэтическое начало урока, оно настроило учеников на торжественное его продолжение. Эвристические вопросы и задания, цитаты «великих» … Учитель четко формулирует задания и добивается понимания их цели, как и цели урока. Даже неравномерный темп речи – иногда «длинноты учительской речи» не приводят к скучному продолжению урока. Плодотворно прошла работа с текстом, в ходе которой ученики работали с ключевыми словами из текста, комментировали их с точки зрения морфемики, орфографии, морфологии. На уроке реализована межпредметная связь: ребята читали отрывки, описывающие животных, из произведений художественной литературы («Муму», «Заячьи лапки и др.). Учитель сумела организовать активную работу всего класса, это был УРОК!

Крылысовой Олесе Владимировне при изучении темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.» – удалось создать с детьми хотя и временный, но прочный творческий союз, и роль дирижера ей вполне по силам. В основе урока обращение к блогу и поэтому удачно прошла работа с использованием возможностей интерактивной доски. Блог «Три богатыря» обыгрывается на каждом этапе урока. Учитель ведет класс спокойно, умело, стараясь привлечь к работе весь класс. Мы увидели интересные задания, например, групповые «с живыми иллюстрациями грамматического разбора предложения». Хороши переходы между этапами урока, уместна работа с учебником. Несмотря на небольшие недочеты, урок, бесспорно, удался.

Энергично и ярко, нацеленно на главную дидактическую цель, начала свой урок «Вопросительные местоимения» Муллагалиева Лилия Канафовна. Введение в тему, задачи урока, сформулированные вместе с учениками, проведены умело, в быстром темпе. Учитель активен, не забывает похвалить класс, перед нами СОтворчество, СОтворение урока. Задания разнообразные, интересные. Танцевальная физкультминутка связана с объявленной темой года, в ней продолжается тема Родины, начатая стихотворением Р. Гамзатова. Заслуживает внимания интегральный и междисциплинарный подход – в использовании музыки и живописи.

Ольга Владимировна Гусева начала свой урок с высказывания Януша Корчака, в котором дети должны были найти местоимения, что позволило эвристическим путем сформулировать тему урока. Урок прошел в форме экскурсии в Научный центр русского языка. Ребята в течение урока заполняли протокол лабораторных исследований по теме «Вопросительные местоимения». Умело учитель использует интерактивную доску, наглядный материал. Домашнее задание с использованием пиар-кода – это дань современной цифровой ситуации, сделано уместно, интересно. На уроке успешно решались не только познавательные, но и воспитательные задачи.

Начало урока Вильдановой Анастасии Вячеславовны «Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова» сразу проявляет тему – звучит стихотворение «Звезда полей» На слайдах сосредоточен хороший материал, помогающий детям отвечать на вопросы, связанные с ключевыми словами текста – «звезда» и «поле». Направляемые учителем дети активно фиксировали в рабочем листе результаты исследования и делали выводы.

Тема урока Зекирьяновой Юлии Айратовны – «Изучение определительных местоимений». Учитель подводит учеников к усвоению материала урока через упражнение «верно-неверно», а работа с ментальными картами помогает систематизировать изученное прежде и запоминать новую информацию. Прием «Кубик Блума» позволил ученикам погрузиться в материал, успешно выполнить тест по теме «Определительные местоимения». Юлия Айратовна сумела показать рождающийся урок, ее не пугают ответы невпопад учеников или их молчание, она идет к цели и добивается заинтересованности учеников.

Елена Эдуардовна Миляускас – «Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»». Урок начался энергично, на слайде показана разница между частями речи, обозначающими предмет, действие, признак. Повторение изученного происходит через комплексный анализ текста Мустая Карима. Это первый урок сегодня, где ученики работали со словарем и держали его в руках!

На этапе самоанализа конкурсанты обнаружили способность к объективной оценке собственной работы на уроке и результатов проводимых ими занятий.

И все же члены жюри нашли в проведенных уроках то, что можно назвать типичными недочетами (на этапе самоанализа об этом услышали все конкурсанты!), – это надо будет учесть как нынешним конкурсантам, так и тем, кто станет участником Конкурса в последующие годы.

Первый день конкурсного испытания в номинации «Урок» успешно завершился.