15 марта 2022 года начался первый очный тур «Учитель-профи» второго – очного – этапа республиканского конкурса «Молодой учитель года – 2022».

Все участники достойно прошли конкурсное испытание «Урок», которое было организовано в этот день на базе трех образовательных учреждений города Уфы: МБОУ «Лицей № 21», МБОУ «Лицей № 5», МБОУ «Школа № 18».

Оценка выполнения конкурсного задания осуществлялась по десяти критериям: разработка, обоснование и представление проекта урока, предметное содержание, организационная культура, творческий подход к решению методических / профессиональных задач, психолого-педагогическая и коммуникативная культура, инновационная составляющая профессиональной деятельности, информационная и языковая грамотность, профессионально-личностные качества, результативность, рефлексия проведенного урока (самоанализ).

Алена Александровна Мичурина познакомила с экономическими терминами «Государственный бюджет», «Доход», «Расход». Обучающиеся определяли значение терминов через различные источники, решали экономические задачи.

На уроке Натальи Александровны Чепайкиной самым интересным для ребят оказалось то, что для определения темы урока и прохождения виртуальной экскурсии необходимо отсканировать QR-код. Для достижения цели использовались различные формы урока.

Вероника Васильевна Андреева через ребусы и загадки познакомила обучающихся с особенностями строения тела человека.

Марина Павловна Дмитриева для развития комплексного мышления, аналитических способностей обучающихся на уроке использовала интеллект-карты.

Анастасия Рифовна Белая на уроке литературы вместе с учащимися седьмого класса размышляла над природой и смыслом сложнейшей духовно-нравственной категории – доброты как одного из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности (тема урока: Доброта Цыганка в повести М. Горького «Детство»). Безусловно, успешным и результативным оказался избранный молодым педагогом культурологический подход, направленный на изучение текста М. Горького на фоне широкого контекста культуры (фольклор, советская поэзия, музыкальное произведение в исполнении коллектива «Непоседы», фрагмент кинофильма, иллюстративный ряд), что расширяет читательское восприятие школьников, способствует лучшему осмыслению произведения. Анастасии Рифовне удалось достичь возникновения личностного, эмоционального отношения учащихся к героям М. Горького и их поступкам.

Адель Фанилевна Гумерова в живой, увлекательной форме с умелым использованием игровых технологий познакомила обучающихся с понятиями обмена, торговли и рекламы. В ходе всего урока успешно использовался рабочий лист, позволяющий каждому ученику создать интеллект-карту. Рефлексия форм и видов деятельности, достигнутых результатов на уроке была проведена в форме записей в бортовом журнале.

Рафаэль Фархатович Байрамгулов посвятил урок обществознания в одиннадцатом классе остроактуальной теме «Политическая элита и политическое лидерство». Раздумья над сложнейшей политической проблематикой сочетались с применением кейс-метода – намеренном создании ситуации «ближнего развития» обучающихся с целью выяснения ролевых функций политического лидера. Члены жюри отметили также формы и приемы работы молодого учителя, направленные на формирование функциональной грамотности старшеклассников.   

Фидан Вилевич Ярмухаметов знакомил восьмиклассников с основами рыночной экономики. Представление о рыночной экономике, условия функционирования рынка, спрос и предложение на рынке, равновесная цена – это далеко не полный перечень сложнейших экономических вопросов, которые Фидан Вилевич стремился преподнести непринужденно и сделать простыми и доступными для детей. Методы и приемы, способствующие творческому самовыражению учащихся, стали безусловной находкой молодого учителя и украсили урок.  

Диана Ильнуровна Гарипова в рамках урока английского языка работала не только над совершенствованием коммуникативных навыков семиклассников, но и над формированием экологической культуры (тема урока: «Пищевая цепь»). Скучать на уроке не пришлось никому! Были задействованы все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; монологические высказывания чередовались с диалогом и полилогом; творческое задание – составление пищевой цепи – вызвало неподдельный живой интерес.

Хайрисламова Луиза Фанильевна в игровой форме, а именно в виде ребуса, ввела тему урока. В течение урока были использованы различные виды работ: парная, групповая и индивидуальная работа в программе Кумир. Не всё удалось сделать за время, отведённое на урок, но опыт, полученный в этом конкурсе даст большой толчок в дальнейшей профессиональной деятельности.

Урок русского языка Гульшат Фанисовны Хакимовой прошёл под девизом » Без дела, без того, чтобы в нём нуждались, человек жить не может». На уроке ребята учились «открывать» новые знания, рассуждая, заполнили кластер информацией о служебной части речи-союз, на практике учились распределять союзы в зависимости от разряда и вспомнили русские пословицы с союзами. Под чутким руководством Гульшат Фанисовны ребята достигли главной цели урока, а написание домашнего сочинение с использованием простых и составных союзов, безусловно, станет для ребят новым открытием просторов русского языка.

Учитель русского языка и литературы, Камалова Алия Харисовна, продемонстрировала урок по теме «Собирательные числительные». Ученики усвоили тему, закрепив ее оригинальной тематической физкультминуткой связанной с темой урока.

Зиманова Анастасия Юрьевна провела урок русского языка. Поскольку урок начался с обсуждения олимпиады и башкирских олимпийских спортсменов, ученики были увлечены и, сами того не замечая, поставили тему и цель урока. Собирательные числительные пригодились детям и во время самооценки. Таким образом учитель оценила работу детей по «трехмедальной» системе оценивания, как у чемпионов. На уроке была активная динамичная работа с усовершенствованием читательской грамотности.

Урок информатики Шевелевой Елены Ивановны по теме «Алгоритмы и исполнители» прошёл в динамической форме. Несмотря на небольшой стаж работы, учитель продемонстрировал глубокие знания предмета. Ученики с азартом и интересом выполняли теоретические и практические задания, создавали собственные алгоритмы на доске и в программе «Кумир» и достигли всех поставленных целей и задач, а высокая работоспособность ребят в команде при решении разноуровневых задач и взаимная доброжелательность на уроке между учителем и учеником помогли достичь итоговых высоких результатов.

Ульябаев Эдуард Наилевич провёл урок географии по теме «Биосфера-земная оболочка». В ходе урока молодой специалист продемонстрировал не только прекрасное знание предмета, но и владение современными технологиями на высоком уровне. Урок прошёл живо и интересно. На уроке ребята вспоминали изученные оболочки земли, создали кластер «Царства живой природы», попутешествовали по странам и континентам. Для закрепления ребятам было предложено дифференцированное домашнее задание, которое ребята смогут выбрать после заполнения листа инфографики, разработанного учителем.

Члены жюри не могли не отметить высокий уровень владения конкурсантами предметным содержанием, грамотное применение современных методик и инновационных технологий, эффективных приемов и наиболее оптимальных форм организации деятельности обучающихся.

Ответственная за проведение конкурса «Молодой учитель года — 2022» кафедра дошкольного и начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ, члены жюри благодарят всех конкурсантов за проявленные профессионализм и талант и желают дальнейших успехов!