Период становления (1919-1959 гг.)

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Башкирии не было ни одного постоянно действующего дошкольного учреждения. На территории Уфимской губернии был один детский сад, который просуществовал всего полгода – с октября 1911 года по март 1912 года, и одна летняя народная детская площадка (по данным доцента кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического института Фахретдиновой М.Н.).

Основополагающее значение в организации дошкольных учреждений и постановке в них работы имели решения I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (март 1919 года) и первый государственный документ – «Инструкция по ведению детского очага и детского сада».

Первый постоянно действующий детский сад в г. Уфе под №3 был открыт в июле 1919 года. Важным в судьбе этого учреждения является и тот факт, что в 1921 году, Н.К.Крупская возглавляя Главный комитет политико-просветительной работы, посетила Уфу, и, будучи в городе всего 8 часов, сумела встретиться с работниками этого детского сада.

В 1920 году в небольшом одноэтажном доме на окраине Уфы открылся детский сад №1. Детские сады открывались, прежде всего, в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах, при машинно-тракторных станциях. На период сельскохозяйственных работ открывались детские площадки. В те годы Башнаркомпросом были установлены следующие типы учреждений: дошкольные детские дома, школа-сад, детский сад и очаг. В 1920 году в г. Уфе насчитывалось 9 очагов.

Создание дошкольных учреждений проводилось в весьма тяжёлых условиях. В первые годы существования Башкирской республики, кроме материальных и хозяйственных трудностей, большим препятствием явилось отсутствие какого-либо опыта организации дошкольного воспитания, отсутствие знающих дело специалистов. Подготовка кадров дошкольного воспитания становится предметом особого внимания и заботы партии и правительства. Первые курсы по подготовке работников дошкольного обучения были организованы в июле 1919 года в г. Белебее Уфимской губернии сроком на один месяц. Начало же подготовки специалистов по дошкольному воспитанию со средним образованием в Башкирской республике было положено в 1924 году открытием дошкольного отделения при башкирском областном педтехникуме имени Фрунзе в г.Уфе.

В 20-е годы в дошкольных учреждениях применялись различные подходы к организации воспитания дошкольников: методы Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, теории «свободного воспитания».

Начальный период развития общественного дошкольного воспитания в нашей республике связан с именами Ольги Григорьевны Филадельфовой и Маргариты Петровны Стебаковой.

Период формирования (1960-1988 гг.)

Система дошкольного образования Башкирской АССР в 1960-1988-ые годы характеризуется бурным становлением и интенсивным развитием. После выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1959 году «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» увеличились капиталовложения на строительство дошкольных учреждений в Башкирской АССР. Кроме того Министерствам и ведомствам разрешили строительство дошкольных учреждений. Увеличилось число государственных, ведомственных детских садов и яслей-садов, в которых непрерывно воспитывались дети с 2-х месяцев до 7 лет. Длительность пребывания детей в яслях-садах устанавливалась в диапазоне 9, 12 и 24-х часов в сутки. Правительством БАССР была развернута кампания с лозунгом «Каждому колхозу – детский сад». В деревнях и селах появились стационарные или сезонные детские сады со сроком работы на 7-10 месяцев.

В 60-70 годы укрепляется учебно-материальная база дошкольных учреждений, улучшается их снабжение, накапливается интересный педагогический опыт работы по воспитанию детей. Так, в приказе № 97 от 29 июля 1964 года Министерство просвещения БАССР объявляет благодарность инспектору по дошкольному воспитанию ГОРОНО г. Уфы К.М. Гуменской, руководителям детских садов №№ 8, 30, 34, 41, 51, 53, 135 за успешную воспитательную работу и представление высококачественных экспонатов для зарубежных выставок – 17 детских рисунков экспонировались в Италии, Германии, Мали, Канаде, Ливане.

Период формирования системы дошкольного образования БАССР характеризуется рассветом методической работы в детских садах. В это время в стране обновлялось содержание дошкольного образования на основе результатов психолого-педагогических исследований тех лет. Методисты и воспитатели детских садов внедряли в процесс воспитания и обучения детей более прогрессивные задачи умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, поднимали проблему по развитию личности ребенка, формированию разных видов деятельности у детей, подготовке детей к школьному обучению с 6 лет. На этом фоне в БАССР выросло целое поколение передовых методистов, руководителей и воспитателей детских садов.Источник: 1. Кривошеев В.Ф. Абсалямова А.Г. Система дошкольного образования в Республике Башкортостан: история и современность // Педагогический журнал Башкортостана. 2005. №1. С.147-1572. Кузнецова И.П. Охрана материнства и детства: развитие системы дошкольных учреждений в Башкирской АССР (1945-1965 годы) // Вестник Челябинского государственного университета.2015.№2. С.69-76

Период модернизации (1989-2010 гг.)

На этапе модернизации системы дошкольного образования приоритетными задачами детских садов становятся: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Этап модернизации системы дошкольного образования начинается с 1990 гг. и охватывает период до 2010 года, характеризуется демократической направленностью содержания дошкольного образования на основе теоретических положений Концепции дошкольного воспитания (1989).

Важнейшая роль в решении этих задач отводится педагогической науке. Научные исследования проблем дошкольного образования, проводимые в эти и последующие годы, отражают следующие аспекты: личностную и профессиональную подготовку педагогов дошкольных образовательных учреждений (А.Г. Абсалямова), обновление регионального содержания дошкольного образования в полиэтнической среде (Р.Л. Агишева, Ф.Г. Азнабаева. Т.А. Брюханова, Г.Г. Галиева, Р.Х. Гасанова, Л.И. Марченко, З.Г. Нафикова, А.Ф. Фазлыева), эстетическое воспитание дошкольников на примере башкирского декоративно-прикладного искусства (А.В. Колбина), музыкального искусства (Р.К. Мухамедзянова, А.С. Зиннурова, Р.Х. Хусаинова), психологию общения взрослого и ребенка (А.И. Сорокина, Г.Р. Кобелева, Г.Р. Шафикова), патриотическое воспитание дошкольников (Н.С. Белобородова), интеллектуальное, математическое и физическое развитие дошкольников (В.Г. Яфаева), профессиональную деятельность психологов, работающих с детьми (О.М. Макушкина) и др.

Огромное внимание уделяется подготовке кадров для дошкольных учреждений как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, действующих на территории республики: на дошкольном отделении Института педагогики БГПУ (г.Уфа), в БГПИ (г.Бирск), в СиБГУ (г.Сибай), в ВЭГУ (г.Уфа), а также в педагогических училищах городов Уфы, Белебея, Белорецка, Кумертау, Стерлитамака, Салавата, Нефтекамска и села Месягутово. Новые специальности и направления подготовки кадров для системы дошкольного образования были ориентированы на повышение качества образования в дошкольных учреждениях и удовлетворение потребностей населения республики в педагогических кадрах. Переподготовка и повышение профессиональной квалификации педагогов дошкольных учреждений республики осуществляется на базе Института развития образования Республики Башкортостан.

В Республике Башкортостан активно развиваются муниципальные образовательные учреждения «Начальная школа-детский сад», образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, и специализированные дошкольные учреждения, в которых функционируют группы для детей с различными нарушениями здоровья (слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией). Начинают развиваться различные формы частного дошкольного образования, гувернерство и домашнее воспитание. Распространенная в те годы в нашей стране и в Республике Башкортостан сеть яслей, в которых воспитывались дети до 3-х лет, по социально-экономическим причинам резко сократилась. В настоящее время становится актуальным возрождение образовательных учреждений для детей раннего возраста.

Для современного дошкольного учреждения Республики Башкортостан характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса и в использовании образовательных программ.

Использованные источники:

1.Становление и функционирование Башкирского института развития образования (юбилейное издание). – Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2008. -84 с.

2.Кривошеева В.Ф., Абсалямова А.Г. Система дошкольного образования в РБ: история и современность. Статья в ж. «Педагогический журнал Башкортостана», №1-2005-С.147 – 157.

Современный период (2011г.-настоящее время)

Преимущественными чертами развития дошкольного образования Республики Башкортостан на современном этапе являются:

  • целостный, развивающийся и совершенствующийся характер;
  • вариативность программв реализации приоритетных направлений образовательного процесса;
  • поликультурный фактор содержания дошкольного образования.

Основные направления, цели и задачи современной системы дошкольного образования определены значимыми нормативно-правовыми документами.

В 2012 году вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (одобрен Советом Федерации 26.12. 2012 г.), согласно которому дошкольное образование было определено первым уровнем общего образования. Федеральный закон стал нормативной базой для введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10. 2013 г.), призванный обеспечить достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменило подход дошкольных образовательных учреждений к содержанию дошкольного образования. В организации процесса внедрения инновационных подходов, форм и методов к содержанию дошкольного образования в Республике Башкортостан ключевую роль сыграла научно-исследовательская и методическая деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры дошкольного и предшкольного образования ГАУ ДПО Института развития образования. Так в течение последних 5 лет результатом научно-исследовательской и методической деятельности кафедры стало разработка и опубликование более 70 учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендаций, рабочих тетрадей; более 100 статей в республиканских, всероссийских, международных сборниках конференций; разработаны более 60 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Развитие новых подходов к содержанию было осуществлено и апробировано на базе более 70 инновационных площадок, организованных в дошкольных образовательных организациях республики под научным руководством высококвалифицированных преподавателей кафедры.

Эффективная реализация основных положений и требований ФГОС ДО за последние годы осуществлялось кафедрой дошкольного и предшкольного образования Института развития образования в процессе организации и проведения Всероссийских научно-практических конференций(«Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспективы», 2016 г.; «Новые векторы развития дошкольного образования»,2018 г.); взаимодействия всероссийской научной школы дошкольного образования (Леван Т.Н., Лыкова И.А., Майер А.А., Шиян О.А. и др.); позиционирования авторских программ (Мозаика, Тропинки, Школа 2100); участия заведующего кафедрой, доктора педагогических наук Яфаевой В.Г. в качестве модератора и спикера в работе Уфимского международного салона образования «Образование будущего» (2017 г., 2018 г.); регионального эксперта качества дошкольного образования (2017 г.); члена жюри Всероссийского конкурса «Воспитатель года Российской Федерации (г. Орел, 2018 г.).

В 2013 году был принят закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (одобрен Госсобранием Республики Башкортостан 27.06.2013 г.), который регулирует образовательные отношения и внес изменения, касающиеся языка образования и информационной открытости системы образования, оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. В организации части образовательной программыдошкольных образовательных организаций, формируемой участниками образовательных отношений, учебно-методические труды Ф.Г.Азнабаевой являются основой для педагогов республики: «Академия детства» (2016), («Башкортостан – Гульбустан» (2017), «Башҡортостан – тыуған илем» (2017). Большой вклад в организации изучения и образования родному башкирскому языку внесли труды З.Г.Нафиковой: «Комплексная программа для башкирских детских садов», методические пособия «Шатлык», «Оскон», «Фонематика» и исследования по организации наблюдений с детьми на основе башкирских народных примет и др.

Согласно указанным нормативно-правовым документам меняется стратегия развития дошкольного образования, происходит переименование дошкольных учреждений в дошкольные образовательные организации, расширяются возможности для повышения профессионального мастерства руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций.

В связи с улучшением демографической ситуации в Республике Башкортостан происходит возрождение таких форм организации дошкольного образования как ясли, ясли-сад, группы по присмотру и уходу, семейные дошкольные группы.

В связи с принятием приказа Министерства труда и социальной защиты № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель)» возникла необходимость подготовки педагогов дошкольного образования в соответствии с современными требованиями. Одну из ведущих позиций в процессе дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостантакже занимает кафедра дошкольного и предшкольного образования Института развития образования.

Таким образом, на современном этапе целостная, самодостаточная и развивающаяся система дошкольного образованияРеспублики Башкортостан направлена на обеспечение высокого качества дошкольного образования детей.

Источники:

  1. Кривошеев В.Ф., АбсалямоваА.Г. Система дошкольного образования в Республике Башкортостан: история и современность // Педагогический журнал Башкортостана. -2005.- №1.- С.147-157.
  2. Хроника дошкольного образованияРБ.100 лет(Текст).-Уфа,2019.-128с.:ил.
  3. Яфаева В.Г., Кучукова А.В. Дошкольное образование Республики Башкортостан: историяи современность//Образование: традиции и инновации.-№1(25).-2019.-С.27-33.