Целенаправленная методическая работа зарождалась в Республике Башкортостан в начале XX века.

Проходивший с 5 по 16 января 1914 г. Всероссийский съезд по вопросам народного образования впервые обратил внимание на необходимость введения особого института учителей-инструкторов, которые могли бы демонстрировать на образцовых уроках испытанные методы и приемы обучения и воспитания.

Система повышения квалификации учителей развивалась в различных формах и на различных уровнях: в учебных заведениях создавались педагогические советы, внедрялась практика посещения уроков и с анализом, обмен опытом; на уездном и губернском уровнях – съезды, конференции, совещания.

С 1920 года в Башкортостане зародились постоянные трехгодичные курсы.

Но уже в 1921 году педагогические курсы были реорганизованы в педагогические техникумы.

В 1925 году после Всесоюзного съезда учителей работа по повышению квалификации педагогических кадров принимает плановый характер. Организуются кабинеты повышения квалификации для учителей.

В 1931 году был создан Институт национальной культуры и Башкирский научно-исследовательский институт марксистско-ленинской педагогики.

Сотрудники БИУУ (в центре — директор института Абдуллин Р.Ф.) в день учителя в «гостях» у народного героя Салавата Юлаева.

В 1933 году происходит преобразование кабинетов повышения квалификации учителей в Институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО).

Коллегия Башнаркомпроса от 4 января 1933 г. принимает постановление следующего содержания: «Башкирский институт повышения квалификации кадров народного образования организовать с 4 января 1933 г. Положение и штаты утвердить». Нарком по Просвещению БАССР /Абубакиров/.

Таким образом, 90 лет назад, в 1933 году в нашей республике произошло знаменательное событие: Башкирский институт повышения квалификации кадров народного образования был выделен как самостоятельная единица. Это был институт, в котором учителя регулярно пополняли профессиональные знания и повышали свою педагогическую культуру.

Перед институтом были выдвинуты широкие задачи: проверка выполнения и переработка на краеведческом материале программ начальной и средней школы, разработка вопросов системы народного образования и повышения квалификации и подготовки педагогических кадров, обобщение опыта работы школ в Башкортостане по всем разделам учебно-воспитательной работы.

Данный институт непосредственно занимался вопросами повышения квалификации кадров народного просвещения. Вопросами теоретического плана, организацией и проведением научно-практических конференций занимался Башкирский научно-исследовательский институт педагогики. Он был организован на базе бывшего кабинета педологии при Башпединституте и социально-культурной секции Башкирского научно-исследовательского института по решению Президиума БашЦИКа от 4 ноября 1931 г.

В 1938 году происходит слияние БНИИП с БИПККНО. Коллегия Башнаркомпросса решением от 15 ноября 1938 г. утвердила формирование Башкирского института усовершенствования учителей (БИУУ).

В 1940 году Наркомпросом БАССР и БИУУ проведена первая Всебашкирская научно-педагогическая конференция учителей.

С 1946 года институт занимается перспективным планированием переподготовки учительских кадров на пятилетку.

А с 1947 года БИУУ приступил к планомерному повышению квалификации учителей. Была организована годичная очно-заочная курсовая система.

В 1947 году БИУУ проводит 1-ю Республиканскую научно-практическую конференцию учителей русского языка нерусских школ БАССР, которая обобщила опыт передовых учителей.

С 1964 года начинают создаваться школы передового педагогического опыта.

Группа сотрудников – ветеранов Башкирского института усовершенствования учителей (БИУУ) в день юбилея – 50 летия института вместе с бывшими директорами. Первый ряд, справа: Гульманов Рафаэль Гумерович, Зиганшин Сабир Шаяхметович, Арсланов Роберт Мутагуллович. (1988 год)

А в 1983 году в институте начинают создаваться кафедры.

В 1991-1995 годах институт открывает свои филиалы в Стерлитамаке, Сибае, Бирске и в с. Месягутово Дуванского района.

23 марта 1992 года происходит реорганизация Башкирского института усовершенствования учителей (БИУУ) в Башкирский институт повышения квалификации работников образования (БИПКРО).

Под современным названием (Башкирский институт развития образования) учреждение функционирует на основе постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан № 226 от 24 июля 1996 г.

В 1998 году Коллегия Министерства народного образования РБ утвердила структуру и основные направления деятельности института. В том же году Кабинет Министров Республики Башкортостан Постановлением № 177 от 14 августа 1998 года утвердил Концепцию Башкирского института развития образования.

На протяжении 80 лет произошло немало исторических событий, связанных с реформированием системы образования. Республика стала регионом с многоотраслевой промышленностью, развитым сельским хозяйством, передовой наукой. Исходя из экономической и образовательной ситуации в стране и регионе, наш институт претерпевал структурные и функциональные изменения (они отражались в его меняющих наименованиях), однако, всегда оставался ведущим организационным, методическим и научным центром, поскольку надежно обеспечивал должный уровень подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования.

С момента основания и до сегодняшнего дня институт продолжает лучшие традиции образования, разрабатывает дидактические технологии и технологии воспитания личности, готовой к жизни и труду, и, конечно же, оперативно отвечает на все вызовы времени в сфере образования. Неотъемлемой составляющей деятельности института выступает также разработка регионального компонента содержания образования с учетом местных географических, экономических и социокультурных условий. На протяжении 80 лет институт является динамично развивающейся структурой, направленной на реализацию требований действующего в стране законодательства в области образования.

Начиная с 2010 года институт функционирует как «Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан» (ГАОУ ДПО ИРО РБ).

В связи с новым Законом об образовании и модернизацией образования в Российской Федерации на повестке дня у Института развития образования Республики Башкортостан сегодня новые актуальные задачи. Коллектив института отчетливо понимает важность этих задач и делает все для их эффективного решения.

В 2015 году происходит переименование в государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее – Институт).

Основной миссией Института как учреждения дополнительного профессионального образования является обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста педагогических работников, в том числе с использованием индивидуальной образовательной траектории, посредством создания инновационной информационно-образовательной среды.