Цели

1. Целями мониторинга являются:  
1.1. Совершенствование сети образовательных организаций в муниципальном образовании, в регионе
1.2. Повышение качества управленческой деятельности на основе оценки эффективности профессиональной деятельности руководителей организаций дошкольного, основного, среднего общего и дополнительного образования
1.3. Комплексная оценка качества подготовки обучающихся на основе проведения оценочных, исследовательских процедур в образовательной организации
1.4. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций региона
1.5. Совершенствование качества профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций Республики Башкортостан в контексте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»

Показатели, методы сбора информации

Оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций осуществляется по следующим направлениям:

  • соответствие деятельности возглавляемой организации требованиям законодательства;
  • информационная открытость организации;
  • качество организации образовательного процесса;
  • качество образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности обучающихся;
  • качество образовательных результатов;
  • инновационная деятельность;
  • обеспечение условий безопасности и условий охраны труда;
  • результаты участия в федеральных и региональных программах, проектах;
  • индивидуальные достижения руководителя.

Показатели

2.1. по базовой подготовке 2.1.1. Доля выпускников, успешно прошедших ГИА по образовательным программам основного общего образования.
2.1.2. Доля выпускников ступени, не получивших аттестат об основном общем образовании (наличие – -1 балл). Доля этой категории от их общего числа выше средней по муниципальному образованию – -2 балла.
2.1.3. Доля выпускников, успешно прошедших ГИА по образовательным программам среднего общего образования (100% — 5 баллов).
2.1.4. Доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании (наличие – -1 балл). Доля этой категории от их общего числа выше средней по муниципальному образованию – -2 балла.
2.1.5. Доля обучающихся, успешно осваивающих образовательную программу соответствующего уровня: дошкольного общего образования (100% – 1 балл); начального общего образования – (100% – 1 балл); основного общего образования – (100% – 1 балл); среднего общего образования – (100% – 1 балл).
2.1.6. Реализация в образовательной организации дополнительных общеобразовательных программ на бюджетной основе – 1 балл за каждую программу.
2.2. по подготовке высокого уровня 2.2.1. Наличие выпускников, прошедших ГИА по образовательным программам среднего общего образования и получивших по результатам ГИА 100 баллов (наличие – 5 баллов за каждого выпускника).
2.2.2. Доля выпускников ступени среднего общего образования, получивших по результатам ЕГЭ по предметам 80 и более баллов (наличие – 2 балла за каждого выпускника). Доля этой категории от их общего числа выше средней по муниципальному образованию – 2 балла.
2.2.3. Результативность участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах: наличие обучающихся, подготовленных школой и ставших победителями или призерами предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов и т.п.: на муниципальном уровне – 1 балл, на региональном уровне – 4 балла, на всероссийском или международном уровнях – 5 баллов.
2.2.4. Получение образовательным учреждением финансовой поддержки в форме субсидий, грантов и др. в федеральных и региональных конкурсах (в федеральных – 5 баллов, в региональных – 3 балла за каждую финансовую поддержку).
2.3. по объективности результатов внешней оценки 2.3.1. Доля выпускников-медалистов, не получивших по всем предметам результаты ГИА 60 и более баллов (наличие – -1 балл за каждого выпускника).
2.3.2. Показатель соотнесенности/несоотнесенности образовательной организации к образовательным организациям с необъективными результатами оценочных процедур (ВПР, РПР) (в случае отнесения к спискам образовательных организаций с необъективными результатами – -5 баллов по каждому предмету).
2.4. по условиям осуществления образовательной деятельности 2.4.1. Данные рейтинга образовательного учреждения, размещенные на официальном сайте ГМУ (bus.gov.ru) по результатам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКУ): 40 — 60 баллов – 1 балл, 61 — 80 баллов – 2 балла, 81 — 100 баллов – 3 балла.
2.4.2. Инвестиционная привлекательность, привлечение внебюджетных средств для развития учебно-материальной базы образовательного учреждения (доля внебюджетных средств от общей суммы финансирования образовательного учреждения – 1 балл за каждые 10%).
2.5. по индивидуализации обучения 2.5.1. Создание условий для обучения: детей с ОВЗ –1 балл, для временно нетрудоспособных детей –1 балл.
2.5.2. Реализация дополнительных общеразвивающих программ для учащихся, состоящих на различных профилактических учетах – 1 балл.
2.6. по профориентации и ДО 2.6. Организация вариативности обучения в общеобразовательной организации:
2.6.1. наличие предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования – 1 балл;
2.6.2. доля охвата организацией профильного обучения на ступени среднего образования: доля классов, охваченных профильным обучением, из общего числа 10 — 11 классов 70 и более % — 5 баллов; доля обучающихся, охваченных профильным обучением, из общего числа обучающихся 10 – 11 классов 90 и более % — 5 баллов).
2.6.3. Доля обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами в образовательном учреждении (наличие – 1 балл).
3. Наличие показателей по формированию кадрового резерва 3.1. Развитие кадрового потенциала:
3.1.1. Наличие не менее чем у 80% педагогических работников квалификационных категорий – 1 балл.
3.1.2. Наличие не менее чем 50 % аттестовавшихся педагогических работников на высшую квалификационную категорию – 2 балла.
3.2. Стимулирование деятельности молодых специалистов (доля педагогических работников со стажем работы до 5 лет — 10 % и более – 5 баллов).
3.3. Участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства из перечня Минобрнауки РБ: на муниципальном уровне – 1 балл за каждого участника, на региональном уровне – 2 балла за каждого участника, на федеральном уровне – 3 балла за каждого участника. В случае наличия победителя: на муниципальном уровне – 2 балла за каждого победителя, на региональном уровне – 3 балла за каждого победителя, на федеральном уровне – 5 баллов за каждого победителя.
3.4. Наличие победителя из числа руководителя образовательной организации или его заместителей в конкурсах профессионального мастерства из перечня Минобрнауки РБ: на муниципальном уровне – 2 балла, на региональном уровне – 3 балла, на федеральном уровне – 5 баллов.
4. Наличие показателей по квалификации в области управления 4.1. Наличие у руководителя образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по специальности «Менеджмент в образовании» или «Государственное и муниципальное образование», «Управление персоналом» – 3 балла.
4.2. Аттестация руководителя образовательного учреждения на соответствие занимаемой должности – 3 балла.
5. Наличие системы оценки компетенций руководителей 5.1. Наличие системы оценки компетенций руководителя в соответствии с профессиональным стандартом, оценивающей компетенции руководителя по 5 направлениям: — руководство образовательной деятельностью ОО (1 балл); — руководство развитием ОО (1 балл); — управление ресурсами ОО (1 балл); — представление ОО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями (1 балл); -управление научно-исследовательской и инновационной деятельностью ОО (1 балл).
6. Наличие неэффективных показателей или показателей с негативными последствиями 6.1. Отсутствие неисполненных предписаний контрольно-надзорных органов (отсутствие – 1 балл, наличие – -1 балл).
6.2. Отсутствие объективных жалоб, письменных обращений на действие (бездействие) руководителя образовательного учреждения (отсутствие – 1 балл, наличие – -1 балл).
6.3.Отсутствие отрицательной динамики негативных проявлений среди обучающихся и неэффективности мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (отсутствие – 1 балл, наличие – -1 балл).
7. Учет специфики ОО при оценке эффективности руководителей 7.1. Осуществление образовательной деятельности:
7.1.1. в малокомплектных школах – 1 балл,
7.1.2. в сельских школах – 1 балл,
7.1.3. городских школах, с численностью обучающихся до 500 человек – 1 балл,
7.1.4. городских школах, с численностью обучающихся более 1000 человек – 1 балл.
7.2 Осуществление образовательной деятельности образовательными организациями, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (5 баллов).

Описание методов сбора информации:

  • проведение анкетирования и опросов руководителей образовательных организаций.
  • анализ информации результатов мониторингов, аналитических справок и др.

Анализ, адресные рекомендации

Проведение анализа результатов мониторинга Мониторинг профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций Республики Башкортостан
Наличие адресных рекомендаций по результатам анализа (своего и/или внешнего) Матрица управленческих решений по результатам проведения процедур контроля и оценки качества образования

Наличие системы оценки компетенций руководителей Уровень сформированности ключевых компетенций руководителей общеобразовательных организаций районов Республики Башкортостан в контексте проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»:
Учет специфики ОО при оценке эффективности руководителей  Исследование компетенций руководителей ОО (ДОО)
Наличие мониторинга показателей Сведения о научно-методическом кадровом потенциале общеобразовательных организаций муниципальных образований Республики Башкортостан

Наличие мероприятий по повышению эффективности руководителей ОО в соответствии с рекомендациями Антикризисное управление школой

Тесты на соответствие занимаемой должности руководителя образовательной организации

Проведение конкурсов профессионального мастерства для руководителей общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации

Школа молодых директоров РБ

Меры, управленческие решения

Проектирование и реализация комплекса мер по эффективности руководителей образовательных организаций осуществляется через:

  • разработку руководителем образовательной организации плана мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности с транслированием продуктивных (инновационных) моделей управления;
  • реализацию программы наставничества руководителей образовательных организаций;
  • реализацию адресных дополнительных профессиональных программ, в том числе стажировок на базе инновационных образовательных организаций, областных государственных опорных школ;
  • консультационно-методическое сопровождение руководителей образовательных организаций с низкой эффективностью;
  • разработка и направление в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, методических рекомендаций для собеседования с руководителями образовательных организаций при аттестации, назначении на должность, отборе кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
  • работу с молодыми руководителями образовательных организаций.

https://irorb.ru/2019/12/02/respublikanskiy-seminar-dlya-molodyh-direktorov/ — Республиканский семинар молодых директоров

Анализ эффективности принятых мер

Анализ эффективности управления качеством образования в школах

Проводимый мониторинг являлся частью региональных исследований качества образования в Республике Башкортостан, поскольку, обеспечение высокого качества и равного доступа к образованию для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики.

Целью данного мониторинга являлось определение эффективности управления в школах Республики Башкортостан, показавших низкие образовательные результаты обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо было получить информацию об условиях осуществления образовательной деятельности и принимаемых управленческих решениях в школах Республики Башкортостан, показавших низкие результаты обучающихся, и оценить уровень эффективности управленческих решений администрации школ для выхода из сложившейся ситуации.