Цели и задачи
Цель: Наличие иобеспечение функционирования единой региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
Задачи:
- Формирование и повышение профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
- Получение объективной и достоверной информации об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и их влияние на качество образования и качество подготовки обучающихся.
- Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций и обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами.
- Совершенствование системы повышение квалификации руководителей образовательных организаций.
- Выявление ОО с высокой эффективностью руководителей с целью распространения лучших практик и продуктивных моделей управления.
- Обеспечение мотивационной готовности руководителей в системной работе по повышению качества образования обучающихся на основе использования результатов оценочных процедур.
Показатели, методы сбора информации
Оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций осуществляется по следующим направлениям:
- соответствие деятельности возглавляемой организации требованиям законодательства;
- информационная открытость организации;
- качество организации образовательного процесса;
- качество образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности обучающихся;
- качество образовательных результатов;
- инновационная деятельность;
- обеспечение условий безопасности и условий охраны труда;
- результаты участия в федеральных и региональных программах, проектах;
- индивидуальные достижения руководителя.
Показатели
2.1. по базовой подготовке | 2.1.1. Доля выпускников, успешно прошедших ГИА по образовательным программам основного общего образования. 2.1.2. Доля выпускников ступени, не получивших аттестат об основном общем образовании (наличие – -1 балл). Доля этой категории от их общего числа выше средней по муниципальному образованию – -2 балла. 2.1.3. Доля выпускников, успешно прошедших ГИА по образовательным программам среднего общего образования (100% — 5 баллов). 2.1.4. Доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании (наличие – -1 балл). Доля этой категории от их общего числа выше средней по муниципальному образованию – -2 балла. 2.1.5. Доля обучающихся, успешно осваивающих образовательную программу соответствующего уровня: дошкольного общего образования (100% – 1 балл); начального общего образования – (100% – 1 балл); основного общего образования – (100% – 1 балл); среднего общего образования – (100% – 1 балл). 2.1.6. Реализация в образовательной организации дополнительных общеобразовательных программ на бюджетной основе – 1 балл за каждую программу. |
2.2. по подготовке высокого уровня | 2.2.1. Наличие выпускников, прошедших ГИА по образовательным программам среднего общего образования и получивших по результатам ГИА 100 баллов (наличие – 5 баллов за каждого выпускника). 2.2.2. Доля выпускников ступени среднего общего образования, получивших по результатам ЕГЭ по предметам 80 и более баллов (наличие – 2 балла за каждого выпускника). Доля этой категории от их общего числа выше средней по муниципальному образованию – 2 балла. 2.2.3. Результативность участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах: наличие обучающихся, подготовленных школой и ставших победителями или призерами предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов и т.п.: на муниципальном уровне – 1 балл, на региональном уровне – 4 балла, на всероссийском или международном уровнях – 5 баллов. 2.2.4. Получение образовательным учреждением финансовой поддержки в форме субсидий, грантов и др. в федеральных и региональных конкурсах (в федеральных – 5 баллов, в региональных – 3 балла за каждую финансовую поддержку). |
2.3. по объективности результатов внешней оценки | 2.3.1. Доля выпускников-медалистов, не получивших по всем предметам результаты ГИА 60 и более баллов (наличие – -1 балл за каждого выпускника). 2.3.2. Показатель соотнесенности/несоотнесенности образовательной организации к образовательным организациям с необъективными результатами оценочных процедур (ВПР, РПР) (в случае отнесения к спискам образовательных организаций с необъективными результатами – -5 баллов по каждому предмету). |
2.4. по условиям осуществления образовательной деятельности | 2.4.1. Данные рейтинга образовательного учреждения, размещенные на официальном сайте ГМУ (bus.gov.ru) по результатам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКУ): 40 — 60 баллов – 1 балл, 61 — 80 баллов – 2 балла, 81 — 100 баллов – 3 балла. 2.4.2. Инвестиционная привлекательность, привлечение внебюджетных средств для развития учебно-материальной базы образовательного учреждения (доля внебюджетных средств от общей суммы финансирования образовательного учреждения – 1 балл за каждые 10%). |
2.5. по индивидуализации обучения | 2.5.1. Создание условий для обучения: детей с ОВЗ –1 балл, для временно нетрудоспособных детей –1 балл. 2.5.2. Реализация дополнительных общеразвивающих программ для учащихся, состоящих на различных профилактических учетах – 1 балл. |
2.6. по профориентации и ДО | 2.6. Организация вариативности обучения в общеобразовательной организации: 2.6.1. наличие предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования – 1 балл; 2.6.2. доля охвата организацией профильного обучения на ступени среднего образования: доля классов, охваченных профильным обучением, из общего числа 10 — 11 классов 70 и более % — 5 баллов; доля обучающихся, охваченных профильным обучением, из общего числа обучающихся 10 – 11 классов 90 и более % — 5 баллов). 2.6.3. Доля обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами в образовательном учреждении (наличие – 1 балл). |
3. Наличие показателей по формированию кадрового резерва | 3.1. Развитие кадрового потенциала: 3.1.1. Наличие не менее чем у 80% педагогических работников квалификационных категорий – 1 балл. 3.1.2. Наличие не менее чем 50 % аттестовавшихся педагогических работников на высшую квалификационную категорию – 2 балла. 3.2. Стимулирование деятельности молодых специалистов (доля педагогических работников со стажем работы до 5 лет — 10 % и более – 5 баллов). 3.3. Участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства из перечня Минобрнауки РБ: на муниципальном уровне – 1 балл за каждого участника, на региональном уровне – 2 балла за каждого участника, на федеральном уровне – 3 балла за каждого участника. В случае наличия победителя: на муниципальном уровне – 2 балла за каждого победителя, на региональном уровне – 3 балла за каждого победителя, на федеральном уровне – 5 баллов за каждого победителя. 3.4. Наличие победителя из числа руководителя образовательной организации или его заместителей в конкурсах профессионального мастерства из перечня Минобрнауки РБ: на муниципальном уровне – 2 балла, на региональном уровне – 3 балла, на федеральном уровне – 5 баллов. |
4. Наличие показателей по квалификации в области управления | 4.1. Наличие у руководителя образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по специальности «Менеджмент в образовании» или «Государственное и муниципальное образование», «Управление персоналом» – 3 балла. 4.2. Аттестация руководителя образовательного учреждения на соответствие занимаемой должности – 3 балла. |
5. Наличие системы оценки компетенций руководителей | 5.1. Наличие системы оценки компетенций руководителя в соответствии с профессиональным стандартом, оценивающей компетенции руководителя по 5 направлениям: — руководство образовательной деятельностью ОО (1 балл); — руководство развитием ОО (1 балл); — управление ресурсами ОО (1 балл); — представление ОО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями (1 балл); -управление научно-исследовательской и инновационной деятельностью ОО (1 балл). |
6. Наличие неэффективных показателей или показателей с негативными последствиями | 6.1. Отсутствие неисполненных предписаний контрольно-надзорных органов (отсутствие – 1 балл, наличие – -1 балл). 6.2. Отсутствие объективных жалоб, письменных обращений на действие (бездействие) руководителя образовательного учреждения (отсутствие – 1 балл, наличие – -1 балл). 6.3.Отсутствие отрицательной динамики негативных проявлений среди обучающихся и неэффективности мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (отсутствие – 1 балл, наличие – -1 балл). |
7. Учет специфики ОО при оценке эффективности руководителей | 7.1. Осуществление образовательной деятельности: 7.1.1. в малокомплектных школах – 1 балл, 7.1.2. в сельских школах – 1 балл, 7.1.3. городских школах, с численностью обучающихся до 500 человек – 1 балл, 7.1.4. городских школах, с численностью обучающихся более 1000 человек – 1 балл. 7.2 Осуществление образовательной деятельности образовательными организациями, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (5 баллов). |
Описание методов сбора информации:
- проведение анкетирования и опросов руководителей образовательных организаций.
- анализ информации результатов мониторингов, аналитических справок и др.
Мониторинг
Наличие неэффективных показателей или показателей с негативными последствиями | Исследование качества образования в 100 % общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с целью идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях |
Наличие обоснованных целей по кадровому резерву | Анализ обеспеченности педагогическими кадрами по предметам общеобразовательных организаций Республики Башкортостан, вошедших в перечень 10% с низкими результатами ЕГЭ по русскому языку и математике, и школ с низкими результатами обучения, функционирующих в сложных социальных условиях |
Анализ, адресные рекомендации
Проведение анализа результатов мониторинга | Мониторинг профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций Республики Башкортостан |
Наличие адресных рекомендаций по результатам анализа (своего и/или внешнего) | Матрица управленческих решений по результатам проведения процедур контроля и оценки качества образования |
Наличие системы оценки компетенций руководителей | Уровень сформированности ключевых компетенций руководителей общеобразовательных организаций районов Республики Башкортостан в контексте проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»: |
Учет специфики ОО при оценке эффективности руководителей | Исследование компетенций руководителей ОО (ДОО) |
Наличие мониторинга показателей | Сведения о научно-методическом кадровом потенциале общеобразовательных организаций муниципальных образований Республики Башкортостан |
Наличие мероприятий по повышению эффективности руководителей ОО в соответствии с рекомендациями | Антикризисное управление школой Тесты на соответствие занимаемой должности руководителя образовательной организации Проведение конкурсов профессионального мастерства для руководителей общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации Школа молодых директоров РБ |
Меры, управленческие решения
Проектирование и реализация комплекса мер по эффективности руководителей образовательных организаций осуществляется через:
- разработку руководителем образовательной организации плана мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности с транслированием продуктивных (инновационных) моделей управления;
- реализацию программы наставничества руководителей образовательных организаций;
- реализацию адресных дополнительных профессиональных программ, в том числе стажировок на базе инновационных образовательных организаций, областных государственных опорных школ;
- консультационно-методическое сопровождение руководителей образовательных организаций с низкой эффективностью;
- разработка и направление в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, методических рекомендаций для собеседования с руководителями образовательных организаций при аттестации, назначении на должность, отборе кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
- работу с молодыми руководителями образовательных организаций.
https://irorb.ru/2019/12/02/respublikanskiy-seminar-dlya-molodyh-direktorov/ — Республиканский семинар молодых директоров
Анализ эффективности принятых мер
Анализ эффективности управления качеством образования в школах
Проводимый мониторинг являлся частью региональных исследований качества образования в Республике Башкортостан, поскольку, обеспечение высокого качества и равного доступа к образованию для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики.
Целью данного мониторинга являлось определение эффективности управления в школах Республики Башкортостан, показавших низкие образовательные результаты обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо было получить информацию об условиях осуществления образовательной деятельности и принимаемых управленческих решениях в школах Республики Башкортостан, показавших низкие результаты обучающихся, и оценить уровень эффективности управленческих решений администрации школ для выхода из сложившейся ситуации.