Для участников конкурса «Учитель года русского языка и литературы РБ-2022» гостеприимно распахнули двери «Аксаковская гимназия № 11» и «Лицей № 21» г. Уфы.

В этот день показали свои уроки 11 учителей-словесников. Восемь из них отдали предпочтение предмету «Русский язык»; трое выбрали для демонстрации своих педагогических умений уроки литературы. Все конкурсанты работали с обучающимися среднего звена (5, 6, 7 классы).

Конкурсные уроки учителей русского языка и литературы в МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» были по-своему инновационными, интересными, познавательными. Структура урока соответствовала требованиям к построению современного урока. Использовались разнообразные формы работы: взаимопроверка, беседа, дифференцированная работа по карточкам, работа в группах, комментированное письмо, творческая работа и др. Все конкурсанты активно применяли элементы информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной технологий.

На уроках русского языка учащиеся узнали об определении видов глагола, а также постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом, на уроках литературы определили роль учителя в жизни мальчика из рассказа В. Распутина «Уроки французского» и выявили средства юмористической характеристики в рассказе А. Чехова «Размазня». Конкурсанты при этом превращались в Айболита, отправляли посылки с яблоками, демонстрировали решение математических задач, исполняли песни с включением деепричастных оборотов.

В МБОУ «Лицей №21» участники конкурса тоже сумели продемонстрировать свободное владение темой урока и – шире – своим предметом. А в учебном диалоге с детьми, в построении самого занятия, в использовании методических приемов они, безусловно, показали себя профессионалами. И, конечно, убедили жюри, что умеют не только проектировать, но и успешно проводят уроки в соответствии с требованием к современному уроку.

Членам жюри нетрудно было найти те особенности педагогического почерка каждого учителя, которые можно охарактеризовать как информационная грамотность, организационная культура, самостоятельность и творчество, умение сочетать новые методы и традиционные. Творческие задумки соответствовали этому стремлению и были реализованы.

В качестве положительных примеров можно отметить:

• удачное использование разных источников информации в педагогическом процессе и учителем, и учеником (текстовая, графическая, художественно-изобразительная; технологии мобильного класса; сайт учителя; электронный журнал);

• проверка предметных знаний с помощью заданий шутливого характера («Какие местоимения самые чистые? Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? и т.п.);

• на всех уроках физкультминутка была тематическая, если так можно выразиться, организована, поэтому можно отметить, что все этапы каждого урока так или иначе были связаны с темой урока;

  • на этапе самоанализа конкурсанты обнаружили способность к объективной оценке собственной работы на уроке и результатов проводимых ими занятий.

Таким образом, члены жюри увидели на уроках немало интересных находок и смогли в целом достаточно высоко оценить увиденное.

Но «бесконечны пути совершенства», стоит сказать и о том, что могло бы сделать уроки более эффективными и содержательными.

1. Не стоит забывать о том, что на уроках словесности ТЕКСТ – основная дидактическая единица.

2. Каждый урок должен стать уроком развития речи, поэтому ученикам следует выполнять задания по продуцированию небольших текстов или развернутых монологических высказываний.

3. К сожалению, не все конкурсанты задавали темп урока исходя из возможностей класса, не всегда правильно рассчитывали количество времени для каждого запланированного вида деятельности.

4. Учителю следует более тщательно следить не только за речью учеников, но и за своей собственной. Увы, отдельным конкурсантам не удалось избежать ошибок или заметных шероховатостей в учебном диалоге.

Таковы впечатления первого дня.

Завтра продолжатся конкурсные испытания в «номинации урок», пожелаем оптимизма и успехов завтрашним конкурсантам.