18 марта 2022 года на базе МБОУ «Гимназия № 39 им. А.Ш. Файзуллина» и МАОУ «Лицей №1»проходил третий этап республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана» – конкурсное испытание «Классный час». Все участники демонстрировали членам жюри своё профессиональное мастерство во время проведения классных часов.

Трофимова Мария Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Дуван имени Героя Советского Союза С.А. Михляева МР Дуванский район РБ. Тема классного часа: «Лаборатория меда. Пчеловод» 2 класс. Учитель ставил цель расширить знания обучающихся о пчелах, познакомить их со свойствами меда и вызвать интерес к миру насекомых и профессии пчеловода. Урок проходил в игровой форме. Учитель представил авторскую программу. Автор умеет создать условия для совместной деятельности и поддерживать атмосферу доброжелательности.

Валиулина Зилара Рейхановна, учитель математики, геометрии, физики МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска МР Благовещенский район РБ. Тема классного часа: « Это для всех! Это для каждого». 5 класс. Был поднят вопрос о положительных и отрицательных сторонах интернета. Занятие уместно сопровождалось музыкальными картинками. Форма проведения классного часа соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Киреева Галина Васильевна, учитель музыки МАОУ СОШ № 2 ЗАТО Межгорье РБ, Тема классного часа: «Как стать успешным человеком?» 5 класс. Учитель вспомнил заслуги известных параолимпийцев, выдающихся музыкантов, и других знаменитых людей, которые трудом, силой воли добились значимых результатов по жизни. Работали по группам, определяли формулу успеха. Цель учителя – создать атмосферу успеха. В процессе занятия наблюдались яркие элементы, имеющие воспитательный эффект.

Нуртдинова Эльвира Галиевна, учитель математики МБОУ лицей №2 г. Дюртюли МР Дюртюлинский район. Тема классного часа: «День рождение экоручки» 5 класс. Дети распределились на три команды, где финансисты считают, насколько выгоден проект. Производители изготавливают ручку, а экоактивисты готовят акцию в поддержку перехода на бумажные ручки. За короткое время ученики сумели спланировать и даже реализовать такой значимый проект, который поможет хотя бы немного сократить количество мусора. Учителем созданы условия для совместной деятельности обучающихся.

Ишкинина Ляля Аллабирдиевна, учитель физики, математики МОБУ Баймакский лицей-интернат МР Баймакский район, Тема классного часа: «Кто они: похитители времени». 7 класс. Ученики просмотрели фрагмент мультипликационного фильма, где идеей было то, что не следует откладывать важные дела. Затем вместе разобрали список отвлекающих факторов, приводили примеры откладывания дел, зачем сегодня, когда есть завтра. Выявлены причины возникновения и их осмысливание. Дети поняли, что нужно научиться получать удовлетворение от завершения неприятных дел. Занятие прошло в форме эвристической беседы, вызвало положительный отклик у детей.

Серавкина Вера Игоревна, учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 39 им.Файзуллина А.Ш.» ГО г. Уфа РБ. Тема классного часа: «Разгадка культурного кода». 10 класс. Разбирали географию Республики Башкортостан. Обучающиеся вместе с учителем определили, что такое культурный код? Тип национальности, факторы влияния. Главная задача учителя: предложить детям задуматься, где они живут и кто создает код РБ.

Кутлыева Лилия Рафизовна, учитель химии, биологии МОАУ СОШ №6 (инженерные классы) ГО г. Нефтекамск. Тема классного часа: «Где логика?». 6 класс. Разбирали смысл слова команда, Определяли качество команды: одна цель; распределение обязанностей внутри команды; все действия на благо. Учителю удалось создать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности. Смысл работы в команде – путь к успеху!

Архипова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 101 с углубленным изучением экономики» ГО г.Уфа РБ. Тема классного часа: «Культура питания». 3 класс. Занятие проходило в теплой, дружеской атмосфере. Были созданы условия для совместной деятельности обучающихся. Разбирали, как надо сидеть за столом, правило тарелки, правило руки. Наблюдались оригинальные методы и приемы подачи познавательного материала.

Балакина Зоя Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 с. Ермолаево МР Куюргазинский район РБ. Тема классного часа: «Доброта спасет мир». 3 класс. Работа велась с применением оригинальных методов и форм воспитательной работы. Дети определяли и называли добрые поступки, с удовольствием работали у доски. Главная задача учителя: научить детей различать материал мусора и выбрасывать в нужный контейнер.

Стретенская Наталья Владимировна, учитель математики МОБУ гимназия № 5 МР Давлекановский район РБ. Тема классного часа: «5 Чудес Башкортостана» в 6 классе. С помощью демонстрации наглядного материала обучающиеся определили 5 Чудес Башкортостана. Работа в группах развивала аналитические способности обучающихся. Был проведен экскурс по некоторым красотам РБ. Темп занятия соответствовал возрасту обучающихся. Ученики умеют работать в группах, по несколько человек собирали пазлы с видами чудес Башкортостана, при этом достаточно точно и полно выражали свои мысли.

Атауллина Лилия Юмабаевна проводила классный час в 4 «В» классе. Тема урока: «Мир цветных карандашей». В ходе классного часа обучающиеся совершили на поезде путешествие в мир цветных карандашей. Классный час был проведён в форме имитационной игры. Весь путь учителем был разделен на ряд станций: станция «Почемучка», станция «Загадкино», станция «Поделкино», станция «Раскраскино». На каждой остановке, обучающиеся выполняли различные задания. За каждый правильный ответ, представитель класса получал пазл «фрагмент радуги». На завершающем этапе мероприятия учитель подвёл итоги и вместе с обучающимися принял участие в создании рисунка «Радуга». В ходе классного часа учителем были актуализированы представления о ценностях в современном обществе и предложены рекомендации по творческому саморазвитию обучающихся.

Галлямова Зарина Фанисовна проводила классный час в 10 «Г» классе. Тема классного часа: «Опутанные сетью». В ходе раскрытия содержания темы учитель обратил особое внимание на проблемы, связанные с положительным и отрицательным воздействием социальных сетей на их пользователей. Для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, учитель использовал следующие методы и приёмы: игровое проектирование (элементы сюжетно-ролевой игры), демонстрация видеофрагментов, метод анализа конкретных ситуаций, метод ассоциаций. В процессе совместной деятельности обучающиеся обозначили главные проблемы, которые имеют отношение к людям, демонстрирующим высокий уровень вовлечённости в виртуальный мир.

Валиева Антонина Юрьевна проводил классный час в 9 «В» классе. Тема классного часа: «Отроки во Вселенной». В ходе классного часа учителем были актуализированы представления обучающихся об основных достояниях нашей планеты, обозначены экологические проблемы, которые предстоит решить нашей цивилизации. В процессе классного часа учитель использовал следующие методы: объяснительно-иллюстративные, поисковый, исследовательский, проблемный. В форме дискуссии учитель обсуждал с обучающимися проблемы современного мира, имеющие отношение к различным отраслям современной экологии.

Саргаев Олег Андреевич проводил классный час в 9 «Д» классе. Тема классного часа: «Реальная и виртуальная жизнь». При рассмотрении понятий «реальный» и «виртуальный» учитель обозначил ключевую проблему: «Почему реальность нас пугает, а виртуальная реальность притягивает?». В рамках обозначенной проблемы была организована дискуссия. В ходе дискуссии обучающиеся определили основные отличия реальной жизни от искусственно созданного виртуального пространства. При этом учитель акцентировал внимание на характеристике восприятия мира в маске, а затем провёл аналогию с общением человека в социальных сетях. Он подчеркнул значимость карнавалов и масок для людей, живших в эпоху Средневековья и Возрождения, представил возможности человека в различных коммуникациях под маской.

Тимербулатова Зухра Фановна проводила классный час в 5 «В» классе. Тема классного часа: «Если человек правильный, то мир будет правильный». В процессе конструктивного диалога с обучающимися учитель обозначил круг проблем, которые связаны с системой ценностей подрастающего поколения. При рассмотрении основных достоинств человека учитель организовал работу в группах. При ознакомлении обучающихся с системой ценностей (дружба, взаимопонимание, взаимопомощь, милосердие и др.) учитель предлагал им решить ситуационные задачи, имеющие отношение к общечеловеческим ценностям. Обучающиеся, используя весы и фасоль разного цвета, которая символизировала дилеммы добра и зла, анализировали, а затем комментировали жизненные ситуации, опираясь на свой опыт. В процессе взвешивание различных по цвету фасолей, ребята убеждались в том, что в их жизни превалирует добро.

Для своего классного часа Актуганова Гульнара Фуатовна выбрала тему «Интернет: за и против». Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних детей, привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникативной среде — это и была основная цель классного часа.

Вахитова Люция Маратовна погрузила девятиклассников в мир общения. Ребята познакомились с различными сторонами общения, отметили отрицательные и положительные стороны виртуального общения и разработали памятку о правилах общения.

Язарова Айзиля Айбулатовна провела классный час по теме «Мелодия души». Посредством музыки, поэзии, народного фольклора конкурсанту удалось раскрыть духовные ценности. В проекте «Цветок курая», на каждом соцветии, обучающиеся отметили те ценности, которые являются самыми важными в жизни человека и формируют духовную культуру.

Классный час Балашовой Светланы Владимировны «Счастливая семья» был направлен на формирование понятий семейных ценностей у детей. Особый интерес вызвал у ребят анализ семейных ценностей. Конкурсанту удалось выстроить диалог с восьмиклассниками, что содействовало достижению запланированных результатов.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Елены Николаевна Мохарт вместе с ребятами обсуждали данный вопрос и пришли к выводу о том, что любовь начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Мы благодарим всех конкурсантов за яркий и эмоциональный разговор об этих сложных, но таких важных проблемах.