Место действия: «Аксаковская гимназия № 11» и «Лицей № 21» г. Уфы.

Дата: 18 марта 2022 года

Событие: Классный час.

Сегодня конкурсанты показывали внеурочное мероприятие – классный час. Классный час – это время для общения классного руководителя со своим классом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия для формирования у школьников системы ценностно-ориентационных отношений к окружающему миру.

Так один из классных часов был посвящен проблеме равнодушия в нашем обществе. Дети выполняли групповые занятия, причем все старались «внести свою лепту» в составление устных рассказов и письменных миниатюр. Учитель повел беседу в направлении «как преодолеть равнодушие и безразличие», ребята говорили о своих наблюдениях, даже пытались изобрести лекарство от равнодушия.

Необычно и эмоционально начался классный час, где учитель «сыграл» испуганного человека, поскольку отключили соцсети. Дети и педагог все-таки стали искать выход из ситуации, предлагали решения, опираясь на кроссенс, расположенный на экране (это были яркие картинки эвристического плана). Дети сами сформулировали тему «Мои увлечения» и рассказали о том, чем увлекаются. Ученики были активны, поскольку им предлагались задания разной направленности, команды выбрали своего капитана, который сумел представить составленный ими кроссенс в форме яркого рассказа о множестве увлечений.

Ученики 5 класса сами сформулировали тему «Мое здоровье», участвуя в небольшой подвижной игре. Хорошим подспорьем в проведении классного часа был показ фрагмента журнала «Ералаш», ребусы и картинки на экране, карточки для работы в группах. Немало было заданий эвристического характера, что не могло не заинтересовать учеников, они работали активно и весело. Вполне оправданна физкультминутка в конце занятия, тем более что с классного часа дети ушли воодушевленные и довольные.

Нетикет, или сетикет (сетевой этикет) — свод правил, регулирующих вербальное и невербальное поведение пользователей сети – ода из актуальных тем. К сожалению, сегодня нет каких-то устоявшихся правил поведения в интернете, так что непросто пользователям общаться в широком информационном пространстве. Хорошо продуманные вопросы учителя, удачные иллюстрации общения в соцсетях, задания поискового характера во время работы в группах активизировали учеников, они свободно отвечали на вопросы, решали вместе задачи, проявляя заинтересованность. Особенно, как кажется, понравилось классу заключение, когда все, встав в круг, отметили те правила, которые необходимо соблюдать в сети.

Самовоспитание – фундамент воспитания – кредо еще одного классного часа. Задания — логические цепочки, выполняемые учениками, постепенно подводили их к выводу о необходимости самовоспитания. Ученики с большим интересом обсуждали разные проблемы, демонстрируя способности выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения, вступать в диалог и полилог.

Эксперты отметили, что конкурсанты старались увязать материал классного часа с личным опытом обучаемых, подошли к решению конкурсного задания творчески: элементы игры позволили конкурсантам оживить занятия, установить контакт с классом. Большинству участников удалось инициировать желания учеников получить ответы на мировоззренческие вопросы.

О каждом учителе, выступавшем сегодня, можно было бы сказать словами Вероники Тушновой:

Ведь если б не было учителя:

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

На этапе самоанализа все участники конкурса обнаружили способность к объективной оценке собственной профессиональной деятельности и результатов классного часа, а высшие баллы получили те из них, кто смог более объективно и критически осмыслить свою работу.

Хочется отметить, как активно помогали нашим конкурсантам учащиеся школ! Дети продемонстрировали высокий уровень поведенческой культуры, готовность учиться и обсуждать предлагаемые конкурсантом вопросы и ситуации, вполне сформированные высокие нравственные ориентиры. Безусловно, это заслуга педагогических коллективов образовательных организаций «Аксаковской гимназии № 11» и «Лицея № 21» г. Уфы. Большая благодарность всему педагогическому коллективу этих славных школ!