19 марта 2022 года на базе Института развития образования Республики Башкортостан был проведён II этап Республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Башкортостана – 2022» –конкурсное испытание «Мастер-классы». Цель конкурсного испытания: демонстрация профессионального мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.

В конкурсном испытании приняли участие 20 учителей. Оценку профессиональной деятельности учителей осуществляло компетентное жюри, среди которого были представители научной общественности, руководители образовательных организаций всех уровней образования, представители Министерства образования и науки Республики Башкортостан, победители аналогичных конкурсов в разные годы. При выставлении баллов, члены жюри руководствовались системой критериев, обозначенных в размещённом на сайте ИРО РБ «Порядке об организации и проведении конкурса». Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.

В рамках представленных мастер-классов педагогами был обобщен инновационный педагогический опыт, представляющий собой разработанную ими методику, опирающуюся на авторские принципы, формы, методы и средства.

Большинство мастер-классов  представляли собой тематический последовательный процесс по обучению участников определённым навыкам и передаче профессионального опыта и знаний.

Мастер-классы  ряда участников отличались индивидуальным подходом, интересными идеями, приятной атмосферой и хорошим сценарием.

В ходе конкурсного испытания «Мастер-класс» участники демонстрировали различные эффективные дидактические формы, методы и средства, которые они используют в своей профессиональной деятельности.

Особое внимание они уделяли использованию инновационных образовательных технологий, инновационным методам, способствующим повышению уровня интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, формированию у них различных сторон функциональной грамотности и продуктивному развитию личности на уровне образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.

В процессе конкурсного испытания, эксперты задавали учителям вопросы, имеющие отношение к трендам современного образования; дидактическому обеспечению образовательного процесса в современной школе; особенностям оценки образовательных результатов обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО, а также организации совместно-диалогической продуктивной деятельности при выполнении учебно-исследовательских и проектных работ.

В ходе конкурсного испытания «Мастер-класс» у членов жюри была возможность увидеть сочетание короткой теоретической части согласно заявленной теме, демонстрации учителем своей педагогической технологии или методики, индивидуальной практической работы в фокус-группах с последующим обобщением и обсуждением результатов. Все конкурсанты представили членам жюри раздаточный материал. Здесь было соблюдено золотое правило: «Смотрим. Слушаем. Трогаем». Ряд мастер-классов отличался рациональным использованием программного обеспечения (работа с презентацией, работа с интерактивной панелью, раздаточным материалом, имитационными моделями и т.д.).

В целом, конкурсанты при проведении мастер-класса демонстрировали понимание сути своей педагогической технологии; обеспечили активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса; создали условия для повышения мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Анализ содержания проведённых конкурсантами мастер-классов даёт основание говорить о гуманистической направленности взаимодействия со слушателями; неординарности и глубине педагогического мышления; их способности к творчеству, импровизации, нестандартности, достаточно высоком интеллектуальном уровне, педагогической культуре и эрудиции.

Всем конкурсантам желаем творческих и профессиональных успехов!