Рубрика «Интервью с директором»
Интервью с директором МБОУ «Лицей № 153» ГО г. Уфа Республики Башкортостан А.Н. Скалиной
– Алла Николаевна, с чего все начиналось?
– С задания 26 в ЕГЭ по обществознанию: «Назовите и проиллюстрируйте любые три финансовых инструмента увеличения сбережений домохозяйств». Стало понятно, что в ЕГЭ уже в 2016 года появляются новые термины, например, финансовые инструменты, которые мною, учителем обществознания, в преподавании не используются.
Появился новый взгляд на образование, где в базовых навыках было прописано, что учитель должен формировать финансовую грамотность.
Что такое «финансовая грамотность»? (рабочее определение финансовой грамотности в исследовании PISA): финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Постепенно пришло понимание, что учебная программа может быть реализована в следующих форматах:
– как обязательная часть основной образовательной программы (ООП) – элементы финграмотности могут быть интегрированы в обязательные общеобразовательные предметы;
– как часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса – может быть введен самостоятельный курс по финграмотности или отдельный модуль.
С 2016 г. по 2019 г. – лицей стал сетевой инновационной площадкой на базе Института развития образования РБ по теме: «Формирование финансовой грамотности в профильных классах образовательных организаций», опорной школой Банка России. С 2019 г. по 2022 г. лицей – сетевая инновационная площадка на базе ГАУ ДПО ИРО РБ по теме: «Формирование финансовой грамотности как средство предпрофильной и профильной подготовки обучающихся ОО».
2020-2021 и 2021-2022 учебные годы: финансовая грамотность изучается в 10 и 11 классах в рамках внеурочной деятельности (1 час в неделю). В следующем учебном году финансовую грамотность во внеурочной деятельности будут изучать и девятиклассники.
– Что дал вам статус инновационной площадки?
– Возможность бесплатно получить учебники, методические пособия, рабочие тетради и другую литературу, возможность быть вовлеченными в огромное количество мероприятий, встречи и обмен опытом с коллегами, бесплатное прохождение курсов для учителей на базе ГАУ ДПО ИРО РБ и НИУ ВШЭ и бесконечную веру в себя, в то, что с такой методической поддержкой мы можем многое!
Главным помощником в реализации программы по финансовой грамотности является моя коллега Валиева Гульшагида Раисовна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по научно-методической работе. Её плодотворная, качественная работа, профессиональные знания, особенное трудолюбие – все это позволяет достичь высокоэффективных результатов.
Ежегодный календарь наших мероприятий обширен:
- Учебный год начинается с мероприятий в рамках Дня финансиста.
- Ежегодно команда лицея принимает участие в Чемпионате Республики Башкортостан (игре «Мозговой штурм») по финансовой грамотности для школьников: в 2018 г. – команда лицея «17*9» заняла III место, в 2019 г. – I место, в 2020 г. – II место, в 2021 г. – I место.
- Ежегодно команда лицея принимает участие в городском Турнире «Кубок знатоков экономики» (в рамках недели финансовой грамотности для молодежи и детей). Гордимся результатами наших лицеистов: 2019 год – I место,2020 год – II место, 2021 год – II место.
- В самом лицее ежегодно проводим Лицейский турнир по экономике и финансовой грамотности. В этом году игра состояла из 7 туров:
1) «Словарь» (знание терминов).
2) «Экономика в лицах».
3) «Законы».
4) «Переводчик».
5) «Страницы экономической истории».
6) «Черный ящик».
7) «Финансовая математика».
- Лицеисты активно участвуют во Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников.
Победителями и призерами становились следующие обучающиеся: Гумеров Тимур, Метелла Вероника, Тропина Виолетта, Магзянов Аяз.
- В рамках профориентационной работы лицеисты посещают банки, музей Нацбанка, где для них проводятся увлекательные беседы об истории денег и банковской системе РБ.
- Ежегодно принимаем участие во Всероссийском финансовом зачете в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи в Республике Башкортостан.
- Лицеисты активные участники научно-практической конференции по финансовой грамотности.
Эти мероприятия – лишь малая часть из тех, в которых лицеисты принимают активное участие.
При подготовке к занятиям используем следующие Инструменты мониторинга и оценки финансовой грамотности
Инструмент №1: Задания PISA
Часть из них находятся в открытом доступе: Документ «Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач».
Инструмент №2: Инструментарий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы на основе компетентностного подхода.
Главный продукт данного Инструментария – это измерительные материалы, которые существуют в форме ЦОР (цифрового образовательного ресурса) и размещены на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ИСРО РАО).
Инструмент №3:
Банк заданий по функциональной финансовой грамотности для оценки уровня сформированности функциональной финансовой грамотности учащихся 5-9 кл.
Огромные слова благодарности хочется выразить сотрудникам Уфимского регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и профессионального образования Института развития образования Республики Башкортостан за поддержку лицея и нас, учителей, в стремлении самим быть финансово грамотными и сделать более грамотными наших детей.
– Ваши пожелания тем, кто только хочет начать изучение финансовой грамотности в школе.
– Я бы им порекомендовала:
- прохождение курсов повышения квалификации учителями, посещение семинаров, просмотр вебинаров по финансовой грамотности;
- внедрение финансовой грамотности в изучение обществознания и других предметов или во внеурочную деятельность;
- поддержание мотивации обучающихся к изучению финансовой грамотности через участие в мероприятиях различного уровня.
– Благодарим Вас!