27 февраля 2023 года Институтом развития образования РБ под эгидой Министерства образования и науки РБ, Института управления образованием Российской академии образования была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагога в современном образовании», посвящённая двум знаковым событиям: 200-лет со дня рождения выдающегося отечественного учёного и педагога К.Д. Ушинского и 90-летнему юбилею Института развития образования Республики Башкортостан.

Конференция была включена в тематический план мероприятий главы республики и приурочена к Году педагога и наставника.

Цель конференции: определение вклада К.Д. Ушинского в отечественную педагогическую науку, общих и специфических тенденций развития образования в современном мире, особенностей апробации модели «Школа Минпросвещения России» в образовательных организациях Республики Башкортостан и выявление профессиональных ценностей учителя в реалиях современного общества.

В качестве модератора конференции выступил: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения Маджуга Анатолий Геннадьевич. По линии Министерства образования и науки РБ в работе конференции принял участие Первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Яримов Альберт Маратович. На пленарном заседании конференции с докладами выступили: Янгиров А.В., доктор экономических наук, ректор Института развития образования Республики Башкортостан; Бережнова Е.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, г. Москва; Семенова И.К., зам. директора по научно-методической работе МБОУ «Татарская гимназия № 65» ГО г. Уфа Республика Башкортостан; Голубина Н.В., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и здоровьесбережения Института развития образования Республики Башкортостан; Кыштымова И.М., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития личности Иркутского государственного университета, г. Иркутск; Колесникова М.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург; Темлянцева Т.С., директор МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза А.С. Пикунова, д. Дорогино МР Уфимский район РБ; Банников А.Л., зам. руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, г. Уфа.

В рамках конференции была предусмотрена работа секций по следующим направлениям: 1. Общие и специфические тенденции становления и развития образования в современном мире и 2. Концептуальные идеи К.Д. Ушинского и вызовы современного образования.

В работе конференции участвовали руководители и педагогические работники образовательных организаций, руководители и специалисты органов управления в сфере образования и муниципальных методических служб, учреждений дополнительного образования детей и взрослых, ведущие российские учёные, преподаватели вузов, аспиранты, магистранты и студенты. Всего в названом мероприятии участвовало 120 человек в очном формате и 200 человек – в режиме ВКС.

В работе конференции приняли активное участие 4 субъекта Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Иркутск) и 64 муниципалитета Республики Башкортостан.

В процессе научной полемики были обсуждены следующие актуальные проблемы: концептуальные идеи К. Д. Ушинского и тренды современного образования; инновационное развитие современного образования; мотивационная готовность учителя к педагогическим инновациям в рамках апробации модели «Школа Министерства просвещения России» в образовательных организациях Республики Башкортостан; ценности камертонной культуры и их роль в процессах становления личности школьника; здоровьесозидающая компетентность педагога как фактор его профессионального и личностного развития; военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи в реалиях современного общества; профессиональные дефициты современного педагога: сущность, способы оценки, технологии устранения.

По итогам конференции была принята резолюция и представлены адресные методические рекомендации, направленные на оптимизацию профессиональной деятельности педагога в реалиях современного общества и формирование эффективных стратегий в апробации модели «Школа Министерства просвещения России» в образовательных организациях Республики Башкортостан.