10 марта 2023 года состоялся дистанционный тур республиканского конкурса «Молодой учитель года», целью которого является демонстрация участниками методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания.

Критериями оценивания конкурсного задания стали: актуальность и результативность; научная корректность и методическая грамотность (в том числе в использовании электронных средств обучения); информационная, коммуникативная, языковая культура.

Все участники конкурса «Молодой учитель года» представили яркие, нестандартные, во многом новаторские выступления, поделившись своим методическим опытом:

Валеева Регина Рустэмовна (учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №17» ГО город Октябрьский Республики Башкортостан) считает, что для реализации требований ФГОС и повышения познавательной активности у обучающихся, необходимо использовать в своей практической деятельности технологию «обучение через увлечение». Данная технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через увлечение. Регина Рустэмовна предложила использование мультипликационных фильм на уроках обществознания, приемы «Образовательный комикс», «Интеллектуальный пазл», «Лэпбук», «Следствие ведут». Также считает, что в числе неотъемлемы помощниками для проведения тестирования и проверки домашнего задания являются образовательных платформ «Plikers» , «Joyteka». Использование на своих уроках приемы педагогической технологии «обучение через увлечение», убеждала, что данная технология повышает мотивацию к обучению и интерес к учебным предметам

Ганиева Юлия Рустямовна (учитель физики МБОУ СОШ с. Трунтаишево муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан) считает, что инструментом к эффективному решению жизненных задач дает ТРИЗ-технология. На своих уроках физики Юлия Рустямовна использует методы Теория Решения Изобретательских Задач: мозговой штурм, синектика, метод Робинзона. Также методы данной технологии успешно применяются в воспитательной работе с классом. Физика должна и может быть понятной и интересной для всех.

Гаскаров Ридаль Ханасович (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан) молодой учитель рассказал о методах наглядности на уроках истории. Демонстрация, иллюстрация наблюдения. Как нужно применять данный метод во время работы с детьми ОВЗ. О важности данного метода. Рассказал о применении исторических источников на уроках истории и других уроках. Какую роль играет исторические источники в изучении истории. Также привёл примеры межпредметной связи на основе исторических источников. 

Данилова Анастасия Петровна (учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан) показала эффективность использования метода ментальная карта для формирования УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод ментальная карта.

Калимулина Регина Маратовна (учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №17» ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан) опираясь на свой опыт, с уверенностью сказала, что уроки с применением современного инструментария стимулируют интерес учеников к изучаемому материалу, у обучающихся появляется больше потребностей и желаний реализовывать свои творческие возможности, в результате возрастает эффективность самостоятельной работы.  

Караваева Наталья Аркадьевна (учитель начальных классов МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска Республики Башкортостан) рассказала обиспользовании традиционных методов обучения в сочетании с инновационными цифровыми образовательными ресурсами для повышения уровня успеваемости и качества знаний обучающихся. В рамках данной темы поделилась опытом работы в цифровых образовательных ресурсах.

Кармалинская Кристина Владимировна (учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5 села Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) представила свою методическую копилку на тему «На пути к успеху». Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. В своей методической копилке я рассказала о методах и приемах, которые позволяют ученикам добиться ситуации успеха на уроках. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен.

Кравченко Аделина Марсовна (учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 10» ГО г Стерлитамак Республики Башкортостан). По мнению Аделины Марсовны, игровые технологии — одна из уникальных форм обучения и общения. При выборе игр, для достижения положительных результатов,  стоит учитывать особенности детей, их возможности. При помощи различных методов и приёмов формируется познавательная активность детей, которая ведёт к самосовершенствованию и саморазвитию.

Курбанова Валерия Вугаровна (учитель химии и биологии МОБУ СОШ имени генерал-лейтенанта полиции А.Ф.Ахметханова села Турналы муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан) Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу.     Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является проектное обучение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению.

Лазарев Сергей Викторович (учитель информатики СОШ с. Красная Башкирия муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан) в своем выступлении умело продемонстрировал применением геймификации в образовании может стимулировать интерес к учебному процессу, активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить их мотивацию к обучению. Кроме того, использование игровых элементов может способствовать развитию творческого мышления, коммуникативных навыков и сотрудничества среди учеников.

Миннуров Марсель Таузихович (учитель математики МОБУ СОШ №1 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан) считает, что актуальность в том, что на сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. И одна из технологии которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности является критическое мышление.

Мурзабулатов Салихжан Зарифуллаевич (учитель физики МОБУ СОШ села Ишемгул муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан) считает, что долгое время детей воспитывают при применении личностного подхода, отставляя в сторону коллективизм. Как это сказывается на людях можно увидеть уже сейчас – никого не интересуют проблемы общие. Каждый думает о себе и никому не важно состояние товарища, с которым сидишь за одной партой, не обращаешь внимание на одногруппников или однокурсников, далее не волнуют проблемы коллег на работе. Не исключаются и личные заботы члена какого-либо коллектива, это всегда присутствует, а решение проблем более продуктивно с помощью товарищей, но никак не в одиночку. 

Мусакалимова Зульфия Ринатовна (учитель математики МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан)в конкурсом испытании привела различные интерактивные приложения и сайты для лучшего проведения учебных занятий. Рассмотрены видео материалы, которые также демонстрируют эффективность личностно-развивающий среды. 

Печенкина Виктория Игоревна (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Николо-Березовка» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан) представила методическую мастерскую по теме «Развитие коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности в процессе реализации школьной газеты». Данная тема была выбрана в рамках технологии гражданско-патриотического воспитания. Как фактор развития коммуникативных   навыков школьника можно эффективно использовать школьную газету. Школьная газета — важный элемент воспитательной работы, развивает  организационные и творческие способности, это  благодатная почва для формирования коммуникативных навыков и создания личности. Совместная работа не только объединяет учащихся разного возраста, но и обучает работать в команде, чувствовать ответственность за каждый номер газеты, помогать и обучать друг друга, что в совокупности  способствует развитию важнейших коммуникативных умений.

Садиулина Диана Альбертовна (учитель начальных классов МБОУ Лицей г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан)Основной образования является умение учиться и именно читательские умения обеспечат младшему школьнику самостоятельно получать новые знания, а в последующем обеспечат обучение для саморазвития и самообучения на последующих ступенях обучения.

Саматов Ильсур Мазгарович (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ села Резяпово муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан)считает, что формирование функциональной грамотности играет важную роль в системе образования и становления личности, т.к. помогает в дальнейшем адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Нужно ориентироваться на постоянно растущий информационный поток, уметь выдерживать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, в которых возникает профессиональная и жизненная необходимость. В самой идеологии курса обществознания заложено формирование функциональной грамотности, хотя это понятие в явном виде не используется в действующих  образовательных стандартах, определяющих содержание и структуру предмета. Также рассказал, что реализация функциональной грамотности проходит в рамках самых разных учебных дисциплин, значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе и обществознание. Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня – подготовить учащихся к адаптации в современном мире.

Самсонова Анастасия Михайловна (учитель истории и обществознания МАОУ Школа №147 ГО г.Уфа Республики Башкортостан) представила визуализацию учебной информации как способ активизации познавательной деятельности. Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. В рамках данного приема я продемонстрировала такие методы, как образовательный комикс, приём палимпсеста и другие методы использования наглядного материала. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

Семенченко Екатерина Михайловна (учитель английского языка МБОУ СОШ №2 села Федоровка муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан) считает, что в соответствии ФГОС дифференцированный подход в обучении английскому языку выходит на первое место. Ознакомила со способами и условиями реализации данного подхода в процессе обучения английскому языку.

Ситдикова Светлана Маратовна (учитель истории и обществознания МАОУ «Инженерный лицей №83 имени Пинского М.С. УГНТУ» ГО г.Уфа Республики Башкортостан) рассказала, что одна из главных проблем в современном образовании — снижение интереса обучающихся к познавательной деятельности и формат интеллектуальной битвы «Квиз Плиз» в педагогической деятельности меняет организацию совместной деятельности педагога и обучающихся. Школьник занимает активную позицию в образовательной деятельности и в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися приобретает необходимые знания. Ценность игровой технологии заключается  в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию.

Смирнова Анастасия Сергеевна (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 19 г.Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан) в своейметодической мастерской «Технологии и методы формирования познавательного интереса на уроках истории и обществознания» раскрывала применение игровых технологий на «устных» уроках.  Использование игровых технологий способствует формированию радостного и ответственного  отношения к обучению. Применение игр привело к результатам, отражающим эффективность применения игр, а именно к повышению количества сдающих ОГЭ по данным предметам, а также к результативному участию обучающихся в конкурсах и олимпиадах.

Ташпаева Кристина Алексеевна (учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан) в своем выступлении умело показала использование кукол на уроках в начальной школе. У детей возникают проблемы с построением диалогов, с публичными выступлениями и даже с социализацией. Работа с куклами способствует развитию речи, умению вести диалог, развивает моторику кистей и пальцев рук, учит детей не бояться и доказывать свою точку зрения, показывать свою индивидуальность.

Тимохина Елизавета Сергеевна (учитель начальных классов МОБУ СОШ № 13 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан) считает, что важно на начальном этапе выстроить взаимодействие ученик-учитель, ученик-ученик так, чтобы ребёнку было комфортно обучаться в классе. Для этого Елизавета Сергеевна  использует два метода: обучающиеся готовят материал необходимый для следующего урока, тем самым выстраивая содружество и налаживая ответственность подготовки к урокам, также использование ИКТ-это разработка интерактивных игр и проведение их на уроке. В этот момент ребята ведут тесный контакт друг с другом и более сильные ребята готовы помочь остальным. В этот момент ребёнок раскрывается, чувствует на себе груз ответственности и в тоже время не боится обратиться за помощью к другу!

Худайбердина Арина Ильдаровна (учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 7» г. Салавата) рассказа об интеллект-карте как эффективный метод структурирования информации в рамках образовательного процесса». Арина Ильдаровна считает, что интеллект-карта увлекает учащихся в творческо-созидательный процесс, формирует навык учебного сотрудничества, помогает ребенку осознавать себя как индивидуальность. Главное достоинство метода – его универсальность. Он может использоваться на уроках усвоения новых знаний, развивающего контроля, отработки умений и рефлексии, общеметодологической направленности.

Чабина Мария Геннадьевна (учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.Аскино муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан) рассказа об опыте использования технологии развития критического мышления, которая способствующей повышению мотивации в образовательном процессе»

Шакирова Айгуль Раилевна (учитель биологии МОБУ Новобердяшская СОШ муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан)в своей выступлении рассмотрела методы и приемы, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, стимулирующие учебную деятельность и активизирующие интерес к биологии.

Шакирова Юлиана Салаватовна (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 с. Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан) считает, что принципы обучения для повышения мотивации- это удивить, стимулировать на собственное участие, использовать возможности современных технологий. Для реализации данных принципов использую нетрадиционные формы уроков, домашних заданий, системы оценивания, творческие задания и возможности социальных сетей, IT —  технологий.

Швалёв Валерий Викторович (учитель истории МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза С.А.Михляева с.Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан) представляет интернет сервисы которые помогает во время уроков и в рамках дистанционного обучения. Современный мир не стоит на месте и постоянно развивается. Это касается и сферы образования. Учителю необходимо быть на волне прогресса, развиваться и совершенствоваться.

Ширгазина Галия Виниловна (учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Авдон муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан) активно занимается сплочением классного коллектива с целью повышения мотивации к обучению. От того насколько сплочены ребята зависит усвоение учебного материала учениками и эффективность работы учителя. Взаимодействуя с детьми необходимо учитывать особенности любого ребенка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

Юдахина Анна Анатольевна (учитель начальных классов МАОУ «Лицей №21» ГО г.Уфа Республики Башкортостан) рассказала, как на своих уроках метод проектов использует как средство формирования, развития и повышения уровня математической грамотности младших школьников. Примерами проектов могут быть пазлы, кроссворды, лэпбук, интерактивная тетрадь по изучению таблицы умножения, эксперименты, настольные игры.

Ядыкина Дарья Олеговна (учитель русского языка и литературы МОБУ Гимназия №3 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан) дала понять, что использование эмоциональной партитуры позволяет учителю наметить эмоциональные доминанты, продумать подачу материала. Это позволит создать своеобразный сюжет урока, неотразимо действующий на чувства его участников. А специальная организация эмоционального резонанса даст возможность учителю-словеснику определить созвучие эмоций ученика с чувствами, которое несет в себе литературное произведение.

Ответственная за проведение конкурса «Молодой учитель года» кафедра дошкольного и начального образования ИРО РБ поздравляет всех участников с результативным завершением дистанционного этапа, желает дальнейших творческих успехов и профессионального роста!