16 марта 2023 года.

И наконец, финальный день конкурсного тура «Урок», в рамках которого оценивалось педагогическое мастерство, филологический кругозор, общая эрудиция, коммуникативные умения и прочие таланты учителей русского языка и литературы, проявленные ими на уроках и во время анализа собственных достижений и недоработок, если таковые имелись.

В рамках конкурса «Учитель года русского языка и литературы» сегодня было дано восемь конкурсных уроков.

Четыре урока русского языка, два из которых посвящались закреплению и систематизации изученного по теме «Спряжение глагола с безударным личным окончанием», на третьем и четвертом занятиях учителя организовали продуктивный учебный диалог с детьми по темам «Возвратное местоимение СЕБЯ», «Словообразование местоимений».

На уроках литературы (их было тоже четыре) шел разговор о романтизме и реализме в романе М. Лермонтова, об идейном содержании произведений В. Маяковского, А.В.Жвалевского и Е.Б.Пастернак и рассказа Р. Брэдбери.

Чикирева Олеся Валентиновна. 9 класс. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Как и должно быть на современном уроке, учитель с первой же минуты урока задает целевую установку ученикам на решение основных лингвистических проблем. Проводится исследовательская работа, учащиеся подключают ассоциативные связи (слова стимулы: романтизм-реализм), используется критическая литература.

Хафизова Гульназ Радифовна. 5 класс. Спряжение глагола с безударным личным окончанием Закрепление, систематизация изученного.

Клип о наставниках настраивает учеников на работу с текстовым материалом, включающим информацию о Годе педагога-наставника. Учащиеся при помощи учителя составляли алгоритм определения спряжения глаголов с безударным окончанием. И благодаря составленному алгоритму выполняли задания на протяжении всего урока. Учитель перед каждым закланием четко формулировал задачу и критерии оценивания, при помощи которых дети оценивали свою работу.

Кинзябулатова Гульнара Сарваровна. 5 класс. Спряжение глагола с безударным личным окончанием

Закрепление, систематизация изученного. В ходе всего урока учитель использовал электронные средства обучения (ноутбуки), и дети активно работали на уроке, выполняя различные задания.

Мунасипова Гульсум Мубаряковна. 7 класс. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Необычное приключение, бывшее с В.Маяковским на даче».

Групповая форма работы позволила проанализировать два стихотворения Маяковского. Учащиеся глубоко прониклись художественной идеей стихотворений, умело включились в работу, мастерски показали себя в роли актеров, пришли к выводу о роли Маяковского в литературе и выучили призыв, который стал их маяком/девизом в жизни: «Светить всегда…»

Янгирова Зульфия Ахняфовна. 6 класс. Произведения современных отечественных писателей-фантастов. А.В.Жвалевский и Е.Б.Пастернак «Время всегда хорошее».

Использование момента неожиданности (появление черного ящика) настроило детей на активную работу. На уроке ставился проблемный вопрос: время всегда хорошее? Далее дети перенеслись в два мира: прошлое (1980) и будущее (2018). В виде групповой работы была организовано сопоставление двух миров по следующим этапам: создание облака тегов, выявление черт времени, перестрелки вопросами.

Саитгалеева Эльза Рамильевна. 6 класс. Рэй Брэдбери «Зелёное утро».

В начале урока учитель предложил ученикам сопоставить картину Ан Гога и произведение Р. Брэдбери. Работа с текстом произведения проходила под музыку (мотивационный момент). Было предложено интересное домашнее задание — придумать продолжение рассказа.

Янушкина Дарья Владимировна. 6 класс. Возвратное местоимение «СЕБЯ».

В формулировке темы, проблемы и задач урока активное участие принимают обучающиеся. Урок имеет стройную композицию. Языковой материал наращивает свою сложность на основе индуктивного подхода к объяснению темы. Все этапы урока касались темы урока, ребята создавали собственные тексты, анализировали различные формы местоимения СЕБЯ, выявляли значение фразеологизмов, пословиц, находили местоимения в текстах башкирских авторов. Урок был насыщенным и интересным.

Шарипова Ямиля Хамзеевна. 6 класс. Словообразование местоимений.

Урок был проведен в форме игры «Что? Где? Когда?». Дети выполняли задания в пяти раундах: «Я», «Ты и я», Мы», Вы в творческой мастерской», «Будущее». Учитель использовал различные приемы и методы: рифмованное начало – дети сочиняли стихи; догадки, музыкальные фрагменты, выполняли видеосъемку ответа ученика, сделавшего лучший вывод по теме урока.

В рамках конкурсного задания «Урок» проведено двадцать шесть уроков, насыщенных оригинальными идеями, неординарными дидактическими приемами, свежей и актуальной информацией, выходящей за пределы курсов «Русский язык» и «Литература». Наряду с образовательной целью, все учителя последовательно реализовывали воспитательные цели. Другая особенность, выгодно отличавшая конкурсные уроки этого года, — активное применение разных игровых дидактических приемов, умелое использование технологий, способствующих формированию смыслового чтения и логических действий.

Однако хотелось бы пожелать конкурсантам большей самостоятельности в разработке учебных занятий. В технологических картах некоторых уроков чувствовалась сильная методическая поддержка более опытных коллег, но, к сожалению, не всем участникам удалось на столь же высоком уровне реализовать намеченное.

Необходимо более тщательно отбирать текстовый материал для лингвистического анализа, досконально редактировать тексты в презентациях и раздаточном материале и технологических картах урока. Следует напоминать ученикам о правилах поведения в сетевой среде, если на уроке применяются образовательные возможности сети Интернет. Не стоит забывать, что речь учителя русского языка и литературы – это речь элитарного речевого носителя, где недопустимы малейшие речевые погрешности. Педагогической речи (как и любой другой профессиональной речи) вредит избыточная экспрессивность.

Самоанализ следовал сразу после урока, что потребовало от учителя умения быстро переключаться с ученической аудитории на аудиторию экспертов. Конечно, техникой самоанализа владеют все без исключения словесники, однако высшие баллы получили те из них, которые смогли более объективно и критически осмыслить свою работу.

Хочется отметить, как активно помогали нашим конкурсантам учащиеся 159-ой школы! Дети продемонстрировали широкий литературный и культурно-исторический кругозор, хорошее знание проблем современной жизни российского общества, готовность учиться и обсуждать предлагаемые конкурсантом вопросы и ситуации. Безусловно, это заслуга педагогического коллектива школы!

Итак, конкурс уроков и их самоанализа завершен. Желаем нашим конкурсантам, успешно преодолевшим конкурсный тур «Урок», успехов в последующей номинации «Мастер-класс»!