17 марта 2023 г. состоялось очередное конкурсное испытание республиканского конкурса профессионального мастерства «Молодой учитель года — 2023» – «Мастер-класс». 

Целью конкурсного испытания является демонстрация профессионального мастерства в планировании и анализе эффективных учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, создание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.

В конкурсном испытании приняли участие 13 молодых учителей, они представили членам жюри оригинальные инновационные образовательные технологии и нестандартные креативные приемы решения педагогических задач, стоящих перед современным учителем.   

Оценку профессиональной деятельности учителей осуществляло компетентное жюри. При выставлении баллов члены жюри руководствовались системой критериев оценки конкурсного испытания – это актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.

Валеева Регина Рустэмовна (учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №17» ГО город Октябрьский Республики Башкортостан) продемонстрировала приемы и методы обучения, которые способны повысить познавательную активность обучающихся. Использование на уроках мультипликационных фильмов, приема «Образовательный комикс» и шоу-игра «Где логика» повышают мотивацию к обучению, интерес к учебным предметам, а также формируют обстановку сотрудничества и творческой деятельности.

Калимулина Регина Маратовна (учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №17» ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан) рассказала о применении инновационных ресурсов в обучении привлекает ребят новизной и складывающейся при этом ситуацией успеха. В связи с этим возникла необходимость внедрения в учебный процесс инновационных платформ, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать творческой реализации.

Кармалинская Кристина Владимировна (учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5 села Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) активно применяет различные методы развития речи в учебно-воспитательной работе. Интересно построена работа с репродукцией картины Х.Фазылова «Мугалим. Народный учитель», в процессе которой происходит как аналитическая, так и синтетическая деятельность обучающихся. Важное воспитательное значение в том, что используется мелодия курая, стихи известного башкирского просветителя, поэта и мыслителя Мифтахетдина Акмуллы. Завершающим этапом работы над репродукцией является составление синквейна со словами «учитель» и «ученик». Следующим методом работы педагог показал метод установок, в котором демонстрируется важность правильных слов в различных ситуациях. Следующий метод, используемый учителем, связан с театральной деятельностью. В этом методе прослеживается работа над артикуляцией, а также затрагиваются фольклорные мотивы, имеющие важное воспитательное значение.

Караваева Наталья Аркадьевна (учитель начальных классов МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска Республики Башкортостан) в рамках темы «О сложном — просто» раскрыла возможности инновационных цифровых образовательных ресурсов, позволяющих повысить мотивацию, уровень успеваемости и качество знаний обучающихся. Участникам было предложено создать интерактивные задания на российской платформе — ВЗНАНИЯ, а также поиграть в игру «Миф или реальность», используя платформу  Ahaslides. Завершением мастер-класса стала фраза: «Пусть всё сложное будет, действительно, просто!»

Курбанова Валерия Вугаровна (учитель химии и биологии МОБУ СОШ имени генерал-лейтенанта полиции А.Ф.Ахметханова села Турналы муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан) представила, что одной из отправной точкой к возникновению интереса к химической науке является учебно-исследовательская деятельность, что является одним из способов активизации творческого потенциала личности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Главная его цель – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.  Химия – это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.

Кравченко Аделина Марсовна (учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 10» ГО г Стерлитамак Республики Башкортостан) раскрыла особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе. Молодой педагог представила пособие «Урок-конструктор», в котором прописаны варианты игр на различные этапы урока. Продемонстрировала варианты игр для работы с младшими школьниками.

Печенкина Виктория Игоревна (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Николо-Березовка» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан) познакомила с методом «кроссенс» как со средством развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Применение кроссенса в учебном процессе способствует развитию логического мышления ученика, самостоятельности, инициативности и развитию творческих способностей.

Рябова Яна Николаевна (учитель начальных классов МАОУ СОШ №6 г.Туймазы Республики Башкортостан) провела мастер-класс на тему «Использование современных интерактивных приемов для развития функциональной грамотности школьников», актуальность которой обусловлена снижением тенденций учебной мотивации обучающихся. В условиях цифровизации всех сфер общества важно строить урок и внеурочную деятельность с использованием интерактивных приемов и элементов геймификации. Были продемонстрированы приемы «Умная тарелка» (как визуальный словарь), настольная игра «Бродилка». А также в нестандартной форме был предложен алгоритм создания образовательного веб-квеста, который дети могут получить в качестве домашнего задания. 

Швалев Валерий Викторович (учитель истории МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза С.А.Михляева с.Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан) рассказал о технологии игрофикации на уроках истории, основанной на теории «педагогической игропластики» кандидата педагогических наук, игротехника Г.Н.Кудашева.
Представил свои авторские игры. На основе сервиса класскрафт познакомил слушателей с квестами «Правители XVI века» и «Эпоха смутного времени».
Участники фокус-группы продемонстрировали игру МЕМО «Выдающиеся исторические личности XVIII века», «Падающая историческая башня», лото «История Древнего мира». Изюминкой мастер-класса стал исторический чемодан «Великая Отечественная война», экспонаты которого привезены из поисковых экспедиций в  Ленинградской области самим конкурсантом.

Худайбердина Арина Ильдаровна (учитель биологии и химии МБОУ «СОШ №7» ГО город Салават Республики Башкортостан) поделилась своим опытом применения метода интеллект-карт в педагогической деятельности. Также Арина Ильдаровна подробно познакомила с приемами, которые использует в рамках данного метода.

 Чабина Мария Геннадьевна (учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.Аскино муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан) на мастер-классе рассказывала о мобильных приложениях, которые учителя могут использовать в своей практике. Главная задача педагога – обоснованно использовать гаджет на занятии, учитывая возрастные и психологические особенности детей, а также регламент по использованию цифровых устройств.

Костливцева Валерия Сергеевна (учитель немецкого языка МАОУ «Гимназия №86 с углубленным изучением иностранных языков» ГО г.Уфа Республики Башкортостан) делилась опытом использования некоторых приемов для развития креативности у обучающихся: приём «дополни предложение», «расскажи историю», «угадай что», » о чём говорят картины». Все эти приёмы Валерия Сергеевна активно использует на своих уроках, дополняя их своими личными креативным идеями. Важно отметить, что такая работа очень нравится ученикам. При выполнении заданий на креативное мышление у учеников формируется положительная мотивации к учёбе, так как нет единственно правильного ответа.

Юдахина Анна Анатольевна (учитель начальных классов МАОУ «Лицей №21» ГО г.Уфа Республики Башкортостан) провела весенний мини-баттл для ознакомления с опытом организации проектной деятельности на уроке технологии в начальной школе. Составили алгоритм выполнения проекта с помощью карточек с картинками, на примере математической грамотности определить основные этапы проекта и соотнести с алгоритмом; сделать из предложенных материалов (шаблоны вырезанных фигур, ножницы, клей, карандаши, картон) «логическую цепочку» при анализе басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей». В начале и в конце мастер-класса учителя оценивали свое эмоциональное состояние по десятибалльной шкале.

Мы благодарим конкурсантов за их выступления, за то, что они поделились своими педагогическими открытиями! После короткого перерыва, уже 20 марта конкурсный марафон продолжится в образовательных организациях г. Уфы, в которых конкурсанты представят свое воспитательное событие.