31.05.2023

В России постоянно повышается социальная роль работников системы образования. Одним из знаковых событий на этом пути, стала фокусировка на кадрах образовательной среды и широкая дискуссия среди российских ученых, ведущих специалистов, экспертов и профессионалов об институте наставничества в стране. Инициативу зафиксировать нормативно-правовой статус наставничества на законодательном уровне выдвинул Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Профессиональный стандарт наставника установит единые требования к компетенциям и знаниям наставника, которые позволяют учитывать не только формальные требования, но и навыки, отражающие способность наставника выстраивать процесс сопровождения молодых специалистов и усвоения ими знаний, опыта и навыков.

К важной теме подключаются регионы и один из самых передовых в этой сфере – наша республика.

Обсуждение тем: «Профстандарт «Наставник» и квалификационные требования к осуществлению наставнической деятельности» на площадке Института развития образования Республики Башкортостан прошли 29 мая 2023 года. Для разработки проекта закона о наставничестве и профессионального стандарта наставника важно мнение всех заинтересованных сторон, как подчеркивает само Министерство просвещения России.

Наставничество позволяет сокращать время на подготовку кадров. В условиях изменений именно личный контакт позволяет быстрее передавать лучший опыт и знания, вместе работать над решением нестандартных задач. Наставник помогает своему подопечному не только сформировать способность к труду, но и использовать эти способности во время работы. Профстандарт хорош тем, что это инструмент мягкого регулирования. Он создает возможность официально оформить трудовые отношения, приняв мастера своего дела на должность наставника, а не лаборанта или специалиста. Задача разработчиков будет заключаться в том, чтобы описать разноплановую деятельность, которую ведут наставники в образовании, спорте, корпорациях, в общей логике трудовых функций и действий.

В качестве модератора региональной дискуссии выступил доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения ИРО РБ Маджуга Анатолий Геннадьевич.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Гафур Гарифьянович Галимов, проректор по общим вопросам ИРО РБ.

Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уфимского многопрофильного профессионального колледжа Баширова Эльза Владимировна в своем выступлении рассказала об этапах внедрения целевой модели наставничества педагогических работников в образовательных организациях РБ, об основных понятиях готовящегося законопроекта, о перспективах профессионального роста наставника, о требованиях к наставнику.

Об особенностях наставничества в инклюзивной образовательной среде рассказала Хайретдинова Лена Фаритовна заведующий кафедрой специального и инклюзивного образования, к.п.н., доцент ИРО РБ.

Опытом наставничества, как эффективное средство профессионально-личностного развития педагогических кадров в системе среднего профессионального образования поделилась Диана Тагирьяновна Калямова, специалист по методологии Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан.

Участники обсуждения обозначили ключевые вопросы, связанные с разработкой Профстандарта «Наставник». По мнению наших экспертов, необходимо уделить большее внимание проблемам определения функционала и вопросам подготовки наставников. Профстандарт «Наставник» должен иметь уровневую структуру и учитывать квалификацию наставника. При описании трудовых функций важно предусмотреть разработку программы наставничества.

Мероприятие собрало на своей площадке больше ста экспертов и профессионалов своего дела.