16-17 августа 2024 года в городе Стерлитамак прошло республиканское августовское совещание по образованию «Стратегические ориентиры региональной системы образования».

На дискуссионной площадке №6 обсуждались актуальные вопросы специального и инклюзивного образования в Год заботы о людях с ОВЗ, которая прошла 16 августа на базе МАОУ СОШ № 33.

Целевая группа: руководители ресурсных (опорных) школ муниципальных районов и городских округов, руководители Региональных (ресурсных) центров, директора коррекционных школ, родительская общественность.

Модератором площадки выступила Альфия Закировна Галиева, заместитель министра образования и науки РБ.

С приветственным словом к участникам обратилась Татьяна Александровна Соловьева, директор ФГБНУ Института коррекционной педагогики, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО.

С докладами выступили:

Миляуша Халитовна Латыпова, начальник отдела специального образования Министерства образования и науки РБ; Лена Фаритовна Хайртдинова, заведующий кафедрой специального и инклюзивного образования ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, к.п.н., доцент; Оксана Венедиктовна Баландина, руководитель Центра ментального здоровья ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» МЗ РФ; Надежда Юрьевна Гусева, руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС Нижегородской области, к.п.н.; Адель Дамировна Вильшанская, председатель Ассоциации инклюзивных школ, директор ГКОУ «Школа № 2124» «Центра развития и коррекции» г. Москвы, к.п.н.; Светлана Евгеньевна Котлярова, руководитель АНО по внедрению адаптивных и инклюзивных программ для лиц с РАС «Сияние чистого разума» ГО г. Стерлитамак.

Одной из важнейших тем для обсуждения на площадке стала деятельность ресурсных (опорных) школ в рамках развития региональной модели ресурсной сети инклюзивного образования в республике.

С марта 2024 года в соответствии с приказом Минобрнауки РБ от 04.03.2024 г. № 419 каждый муниципальный район и городской округ определил ресурсную (опорную) школу на базе общеобразовательной школы, миссия которой стать ресурсной методической площадкой для развития инклюзивного образования в муниципалитете.

В настоящее время 68 муниципальных ресурсных (опорных) школ закреплены за 16 региональными (ресурсными) центрами на базе коррекционных школ республики.

Кафедра специального и инклюзивного образования Института развития образования РБ оказывает организационно-методическую помощь педагогам ресурсных (опорных) школ и региональных (ресурсных) центров.

Результаты прохождения самообследования ресурсными (опорными) школами по выявлению дефицитов и потребностей были представлены в докладе Лены Фаритовны Хайртдиновой. Выявлены уровни ресурсности и охарактеризованы потребности ресурсных (опорных) школ, даны рекомендации Региональным (ресурсным) центрам по их сопровождению. Также Лена Фаритовна представила методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями, воспитывающими детей с РАС, разработанные кафедрой специального и инклюзивного образования ИРО РБ совместно с РЦППМСП и РРЦ по сопровождению детей с РАС на базе Уфимской КШИ № 63 для обучающихся с ОВЗ.

После выступления всех спикеров, на вопросы педагогов и родителей ответила Татьяна Александровна Соловьева.

Завершилась работа дискуссионной площадки презентацией Программ развития учреждений, которые представили директора коррекционных школ республики. Программы оценивал компетентный состав руководителей – Альфия Закировна Галиева, заместитель министра образования и науки РБ, Татьяна Александровна Соловьева, директор ФГБНУ Институт коррекционной педагогики, д.п.н., доктор, член-корресподент РАО; Альфис Суфиянович Гаязов, ректор ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО; Ксения Владиславовна Габдрахманова, проректор по УМР ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, к.ф.н.

Итоги работы площадки подведены Альфией Закировной Галиевой. Сформулированы следующие предложения:

— материально-техническое обеспечение инклюзивной образовательной среды ресурсных (опорных) школ на муниципальном уровне;

— обеспечение мерами поддержки педагогов ресурсных (опорных) школах;

— расширение деятельности ресурсных классов в общеобразовательных организациях республики.

Надо отметить, что в Министерстве просвещения РФ рассматривается Положение о ресурсных классах и готовятся методические рекомендации.

Дискуссионная площадка прошла плодотворно, обозначены задачи на предстоящий учебный год.

Программа августовского совещания 16-17.08.2024 г. в прикрепленном файле.