Слайд №2

Транспорт (от лат. trans — «через» и portare — «нести») — ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов.

Республика Башкортостан является крупнейшим транспортным узлом России (железнодорожные, трубопроводные, автомобильные магистрали, воздушные и речные пути).

ВИДЕО для трансляции

https://vk.com/video-66716172_456239306?list=ln-JFKCNvA89X5OEAjUjz

Слайд №3 и 4

Железные дороги Башкортостана относятся к Башкирскому отделению Куйбышевской железной дороги, Ижевскому отделению Горьковской железной дороги, Карталинскому и Златоустовским отделениям Южно-Уральская железная дорога — филиалов ОАО «Российские железные дороги». Около 75% общей протяженности железных дорог республики и более 90% перевозок приходится на долю Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги.

Проект железной дороги Самара — Уфа — Златоуст— Челябинск — Екатеринбург утверждён в 1885 году.

Железнодорожный мост через реку Белую построен в 1888 году.

Первым действующим участком железной дороги, введённым в эксплуатацию в 1888 году на территории Башкортостана, стал Самаро-Уфимский участок от станции Кинель до станции Уфа протяжённостью 486 км. К моменту открытия участка были построены 23 станции, 5 депо, Уфимские железнодорожные мастерские, 23 водокачки, около 700 открытых и закрытых товарных платформ, мост через реку Белая, вокзал в Уфе.

В 1890 году Самаро-Уфимская железная дорога была продолжена до Златоуста (длина 321 км), получив название Самаро-Златоустовская. Дорога была однопутной и обеспечивала пропуск 9 пар поездов в сутки.

Создание железнодорожной сети в республике в 30 — 60‑х годах ХХ века связано с освоением месторождений нефти, газа, угля, руды и развитием строительной, нефтяной, химической, горнодобывающей отраслей промышленности.

Железнодорожные магистрали, проходящие через Уфу, обеспечивают связь западных и центральных районов Российской Федерации с Уралом и Сибирью.

1 апреля 2022 года в республике начал курсировать электропоезд «Ласточка». Сегодня в регионе курсирует пять электропоездов «Ласточка», которые обслуживают маршруты «Западного радиуса» Уфа – Приютово – Абдулино, «Южно-Уральского радиуса» Уфа – Аша, а также маршруты в черте Уфимской городской агломерации, которые пользуются особой популярностью — электричка позволяет проехать через весь город всего за полчаса.

Скорыми пригородными поездами «Ласточка» перевезено более 2 млн. пассажиров.

ВИДЕО

Вопросы

Знаете ли вы, какова ширина колеи железных дорог в России?

  • 1520 мм

ширина железнодорожной колеи в России составляет 1520 мм. Этот стандарт был принят в середине XIX века при Николае I. Есть версия, что царь специально отступил от европейского стандарта, чтобы затруднить движение вражеских поездов, что пригодилось нам в обеих мировых войнах. Такая же ширина используется во всех метрополитенах России

  • 1435 мм
  • 1676 мм

Какая железная дорога самая длинная в мире?

  • Транссибирская

Транссибирская магистраль. Она не только самая длинная в России, но и во всем мире! По маршруту ходит фирменный поезд РЖД «Россия», который находится в пути 6 дней и 20 мин и останавливается на 62 станциях. Маршрут Чикаго — Лос-Анджелес считается самой живописной и длинной железной дорогой в США. Маршрут Лхаса – Гуанчжоу считается самым длинным прямым железнодорожным маршрутом внутри Китая

  • Чикаго — Лос-Анджелес
  • Лхаса — Гуанчжоу

Какую скорость развивает самый быстрый поезд в России?

  • 350 км/ч

Самым быстрым поездом в России считается «Сапсан», он может развивать скорость до 350 км/ч на маршруте Москва – Санкт-Петербург. А вот самый быстрый поезд в мире — «Маглев» — может развить скорость до 603 км/ч. Так что нам есть куда стремиться.

  • 603 км/ч
  • 300 км/ч

Для чего нужен стоп-кран?

  • Дать сигнал
  • Для экстренной остановки поезда
  • Набрать воды

Для чего нужны окна в вагоне поезда?

  • Для проветривания вагона
  • Чтобы высовывать голову и руки, когда жарко
  • Чтобы выбрасывать мусор

Где должен находится пассажир, передвигаясь на железнодорожном транспорте?

  • На подножках в переходных площадках вагонов;
  • В вагоне
  • На крыше вагона
  • Цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневренные тепловозы и другие подвижные составы

Слайд №5

Единственная действующая узкоколейная и детская железная дорога Башкортостана. Ведёт подготовку юных железнодорожников.

Открыта 10 мая 1953 года.

Обучение сроком 5 лет ведётся по специальностям: машинист локомотива, помощник машиниста; бригадир поезда; дежурный по станции, стрелочному посту, переезду, перрону; проводник и осмотрщик вагонов, кассир, ревизор-контролёр, монтёр пути, радиомеханик, диктор радиоузла. Занятия проводятся в зимнее время, учебно-производственная практика — в летнее.

Слайд № 6 и 7

Международный аэропорт «Уфа» имени Мустая Карима входит в десятку крупнейших аэропортов России. Это настоящее сердце воздушных связей в Башкортостане, соединяющее республику с федеральным центром и другими регионами страны.

История аэропорта началась в 1923 году, когда в столице республики было основано Башкирское отделение Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Через год после этого здесь был заложен первый аэродром, а официальной датой открытия именно аэропорта можно считать июль 1933 года, когда Совет народных комиссаров БАССР принял решение об укомплектовании аэродрома всем необходимым оборудованием для обслуживания гражданских авиарейсов. 15 июля 1933 года открыли первую авиалинию по кольцевому маршруту: Уфа — Магнитогорск — Белорецк — Толбазы — Стерлитамак — Ишимбаево — Мраково — Баймак — Тукан — Архангельское — Уфа. Однако в те годы аэропорт находился практически в черте города, на месте ныне существующего автовокзала, и только в 1962 году был перенесен за его пределы, в район села Чесноковка, где он находится и по сей день. Международный терминал был открыт в 2000 году, а в мае 2019 года уфимский аэропорт получил новое имя в честь Мустая Карима, народного поэта Башкортостана.

Из уфимского аэропорта можно улететь по 33 внутренним направлениям — Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Самара и т.д., а также нескольким международным — Стамбул, Анталия, Ташкент, Баку, Батуми, Душанбе и Худжанд и т.д. Суммарно маршрутная сеть уфимской аэрогавани насчитывает около 70 направлений полётов.

Аэропорт три раза получал национальную награду «Воздушные ворота России», а также признание в качестве лучшего аэропорта в стране среди аэропортов с годовым пассажиропотоком до 4 миллионов человек. Это также единственный региональный аэропорт, удостоенный авиационной премии «Крылья России». Более того, эксперты отраслевого агентства «АвиаПорт» присудили аэропорту четыре звезды из пяти возможных за выдающееся качество инфраструктуры и обслуживания пассажиров.

Слайд № 8 и 9

Самый первый автомобиль чешской марки «Лаурин и Клемент» (ныне автоконцерн Skoda) появился в г. Уфе в 1906 году. Он принадлежал крупному лесопромышленнику Михаилу Лаптеву.

Первое документальное упоминание об автомобиле на улицах Уфы относится к 1907 году. Тогда этот вид транспорта (всего 3 штуки) не мог конкурировать с извозчиками, число которых превышало четыре сотни. Вплоть до первой мировой войны автомобиль продолжает оставаться не столько средством передвижения, сколько роскошью. В 1914 году в личном пользовании наиболее богатых дворян имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. За 1921 год Центральным транспортным управлением Уфимской губернии на 14 грузовых и 12 легковых автомобилях перевозятся 718 пассажиров и 88711 пудов груза. Тем не менее, использование автомобилей носит преимущественно сезонный характер, продолжает доминировать гужевой транспорт.

Необходимость развития автотранспорта диктовалась высокими темпами роста промышленности. В 1920-1930-х годах началось стремительное развитие города, валовая продукция за этот период увеличилась в 16 раз. С ростом производства товарного зерна увеличивались и перевозки грузов сельского хозяйства, товаров народного потребления в городе. Строительство новых дорог, ремонт старых, применение твердого покрытия на главных магистралях также не могло не вызвать стимула к росту автоперевозок грузов и пассажиров. В 1923 году БашЦИК принимает решение «Об усилении автотранспорта Башреспублики», после чего в 1924 году в Уфе открывается регулярное пассажирское движение. «Автобусами» становятся 3 грузовика, которые и дают начало общественному автотранспорту. И только в 1929 году начинают курсировать собственно пассажирские автобусы по междугородним маршрутам Уфа-Стерлитамак и Уфа-Бирск. К этому времени в Башкирии уже насчитывается 42 автобуса для внутри- и междугородных перевозок.

Автомобильные дороги соединяют город с Москвой, Челябинском, Казанью, Самарой, Пермью и Оренбургом. Кроме того, Уфа первый город России, соединённый с Москвой сразу двумя федеральными автодорогами (вторым с 27 ноября 2019 года стал Санкт-Петербург). По южной окраине города проходит федеральная автодорога М5 «Урал», а федеральная автодорога М7 «Волга» здесь заканчивается. В южном направлении из Уфы начинается трасса Уфа-Оренбург, она же ведёт к международному аэропорту Уфа. Связь с городами, районами Республики Башкортостан и ближайшими соседями поддерживается с помощью автобусного сообщения.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Башкортостан составляет 50 487,5 км, из них:

– федеральных автомобильных дорог – 802,7 км;

– автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения – 13 596,7 км;

– автомобильных дорог местного значения – 36 088,2 км.

Слайд 10 и 11

Общая протяжённость водных путей в регионе, пригодных для судоходства, составляет 1018 км.

История судоходства на реке Белая началась 11 августа 1858 года, когда к городу Уфа подошли два теплохода угличского купца Журавлева «Грозный» и «Быстрый». А в 1859 году было открыто пассажирское сообщение на пароходах «Аскольд» и «Ольга» по маршруту Уфа — Казань.

В 1860 году пароход «Стрела» совершил 1-й рейс по перевозке железа до Нижнего Новгорода.

В 1937 году было создано Бельское речное пароходство.

Во времена Второй мировой войны через реку Белую пароходами возили военных, оружие, эвакуированное население, оборудование с заводов западной части страны. После войны транспортировка грузов продолжалась, а также начата деятельность судостроительного завода, который выводил баржи и буксирные теплоходы.

В 1950-1960-х годах Бельское речное пароходство для туристических рейсов и грузопассажирских перевозок получило из Венгрии колесные пароходы проекта 737.

В 1980-х годах на замену пароходам 737 проекта в Бельское речное пароходство стали передавать из других пароходств двухпалубные теплоходы венгерской постройки проекта 305

Ныне пассажирские перевозки осуществляются по маршрутам Уфа — Пермь — Уфа, Уфа — Казань — Уфа, Уфа — Нижний Новгород — Уфа, Уфа — Астрахань — Уфа и другим.

В регионе насчитывается около десятка портово-пристанских пунктов, из которых наиболее значительными по грузо- и пассажирообороту являются Уфа, Бирск, Дюртюли, Николо-Березовка и Караидель.

Слайд 12 и 13

Первый нефтепровод на территории республики длиной в 168 км стал функционировать в 1936 г., по которому ишимбайская нефть стала поступать на Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

В 70-х гг. XX века для транспортировки тюменской нефти в Европейскую часть страны были проложены по территории республики мощные нефтепроводы (Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск, Нижневартовск-Самара и др.). Несколько позже территорию РБ пересекла многониточная система газопроводов Западная Сибирь — Центр.

Высокий уровень развития трубопроводного транспорта в РБ обусловлен двумя причинами. Во-первых, развитие промышленности по добыче и переработке нефти и газа сопровождалось созданием разветвленной сети трубопроводов. Во-вторых, территорию республики, занимающую транзитное положение между восточными и западными регионами, пересекло большинство трубопроводов, соединивших эти две составные части страны. Пожалуй, ни один регион страны не имеет такую высокую плотность сети трубопроводов, как Республика Башкортостан. Обширна и географическая направленность трубопроводов, которая расходится отсюда в сторону восточного склона Урала, Сибири, Казахстана, Прикамья, Оренбуржья, Поволжья. Очень разнообразен и видовой состав трубопроводов, что обеспечивает перекачку сырой нефти, светлых нефтепродуктов, газового конденсата, этилена, горючего газа. Впервые в стране проложены здесь мазутопровод для подачи мазута от нефтеперерабатывающего завода до ТЭЦ, рассолопровод, по которому перекачивается раствор поваренной соли с соляного промысла до химического предприятия, трубопровод для подачи дистиллярной жидкости -отхода содового производства — на нефтяное месторождение, где она закачивается в недра для поддержания пластового давления.

Широкому развертыванию строительства трубопроводов дало толчок освоение крупных запасов девонской нефти Туймазинского месторождения. Были проложены нефтепроводы, соединившие города Туймазы, Уфу и Омск. Несколько позже для обеспечения выхода нефти Шкаповского и Арланского месторождений построили нефтепроводы на НПЗ в Ишимбае и Салавате. Особенно большим событием явилось завершение сооружения транссибирской подземной магистрали Туймазы-Омск-Иркутск протяженностью 3800 км, сыгравшей исключительно большую роль в разгрузке Транссибирской железной дороги от перевозок нефтесырья на нефтеперерабатывающие заводы Сибири.

Освоение быстро увеличивающегося грузооборота по нефтегрузам значительно облегчило создание трубопроводов для перекачки нефтепродуктов (Уфа-Омск-Новосибирск, Уфа-Курган-Петропавловск, Уфа-Западное направление).

В 70-х гг. XX века для транспортировки тюменской нефти в Европейскую часть страны были проложены по территории республики мощные нефтепроводы (Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск, Нижневартовск-Самара и др.). Несколько позже территорию РБ пересекла многониточная система газопроводов Западная Сибирь — Центр.

Слайд № 14

В августе 2024 года Глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с начальником Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Вячеславом Дмитриевым. На повестке – перспективы развития пассажирского транспорта и реализация социально значимых проектов в республике.

– Мы за пять лет в два раза увеличили объём пассажирских перевозок. Каждый год в Башкортостане этот показатель растёт на 20 процентов. Почему это происходит? Обновление состава очень важно – вместо старых электричек сейчас появляются современные «Орланы», «Финисты», «Ласточки». Также предлагаются хорошие маршрутные схемы – всё для того, чтобы нашим жителям было комфортно. У нас есть Южный радиус, Восточный, Западный радиусы. Сейчас будем развивать Уральский радиус. Хотим запустить прямой скоростной поезд до Туймазов. А в Зауралье — до Сибая, чтобы была возможность доехать туда за 6-7 часов.