27 февраля 2025 года в Институте развития образования Республики Башкортостан состоялась Республиканская научно-практическая конференция.

Организаторами которой являлись кафедра управления современным образованием и Наставническая лига Башкортостана.

Конференция инициирована Институтом развития образования Республики Башкортостан, региональным оператором реализации проекта «Школа Министерства просвещения России» (далее «ШМПР»).

В пленарном заседании конференции приняли участие 86 человек: более 50 руководителей муниципальных методических служб, 25 руководителей образовательных организаций. В числе участников заместители руководителей ОО, координаторы проекта, методисты, члены Наставнической лиги Башкортостана.

В подготовке конференции приняли участие: 1 профессор, доктор наук, 6 кандидатов наук.

На конференции обсуждался комплекс вопросов, определяющих новую роль руководителей муниципальных методических служб и образовательных организаций, школьных команд, координаторов и методистов, наставников, школ-лидеров в реализации проекта «ШМПР».

В рамках конференции были проведены: зональные семинары в 13 школах-лидерах (накануне), пленарное заседание — презентационная площадка и шесть проблемно-тематических секций по магистральным направлениям и ключевым условиям проекта «ШМПР».

С приветственным словом выступил и.о. ректора ГАУ ДПО ИРО РБ Сафиуллин Марат Радикович, кандидат биологических наук, доцент.

На конференции рассмотрены следующие вопросы :

1. Стратегии роста и развития муниципальной и институциональной методической службы в России и Республике Башкортостан (Яфаева Венера Гавазовна, проректор по учебно-методической работе ГАУ ДПО ИРО РБ, д.п.н.).

2. Проблемно-ориентированный анализ результатов самодиагностики по магистральным направлениям проекта «Школа Министерства просвещения России» (Асабина Вариса Якуповна, старший преподаватель кафедры управления современным образованием, региональный координатор проекта «ШМПР»).

3. Повышение качества образования через совершенствование педагогического мастерства педагогов (Иванцова Ольга Ивановна, заместитель директора по научной работе МАОУ гимназия №3 ГО г. Уфа РБ).

4. Реализация магистрального направления «Творчество» в проекте «Школа Министерства просвещения России»:опыт, подходы и перспективы (Нафикова Альмира Раилевна, директор МОУ «Школа № 103 с углубленным изучением иностранного языка» ГО г. Уфа РБ).

5. Воспитание личности: от теории к практике (Ганиева Айгуль Фаниловна, директор МАОУ «Гимназия № 39 имени Файзуллина А.Ш.» ГО г. Уфа РБ).

6. Современные вызовы и тренды в профориентации: адаптация школьных программ (Исакова Елена Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Центр образования № 51 имени В.М. Паращенко» ГО г. Уфа РБ).

7. Эффективные управленческие решения и опыт успешной командной работы гимназии (Шагалина Илюза Гарифулловна, директор МАОУ «Гимназия 17 ГО г. Белорецк РБ).

8. Грантовая деятельность как инструмент устранения дефицитов в деятельности образовательной организации (Жукова Светлана Владимировна, заместитель директора по методической и учебно- воспитательной работе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Я. Першина» ГО г. Благовещенск).

9. Создание здоровьесберегающей среды в школе (Силина Наталья Михайловна, директор МАОУ «Школа № 147 имени Томарова Василия Александровича» ГО г. Уфа РБ).

10. Социальные проекты в школе: вовлечение школьников в социальные инициативы и волонтерские программы (Ганиев Роман Тагирович, директор МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 «Взлетай» ГО г. Нефтекамск РБ).

В практической части были продемонстрированы лучшие инновационные практики реализации проекта » Школа Министерства просвещения России».

Участники конференции отметили высокий уровень организации всех мероприятий конференции, комфортную, благоприятную и конструктивную атмосферу профессионального общения.

Обобщая переданные в адрес оргкомитета предложения, были выработаны следующие рекомендации конференции:

  1. применять современные формы и методы организации образовательного процесса:

— управление современной образовательной организацией: новые форматы

— оценка качества образования: новые тенденции

— цифровые технологии в образовательной деятельности

— социализация детей с ОВЗ и инвалидностью

— работа с одаренными детьми

— интеграция основного и дополнительного образования;

  1. применять в образовательных организациях успешные практики в реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФОП, профессиональные стандарты:

— взаимопосещение школ региона и страны в целом, профессиональных площадок, лидеров современного образования

— круглые столы для обмена опытом и мнениями по концептуальным вопросам развития данного проекта

— публикации и демонстрации передового педагогического опыта школ достигших высоких показателей качества образования

— конкурс заместителей директора по учебно-воспитательной работе;

  1. разработать кейс нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организациишколам – участникам проекта в Год 80 — летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов работать над повышением качества образования;
  2. создать школьные команды по реализации проекта;

5) назначить координатора проекта, ответственного за реализацию проекта в соответствии с дорожной картой;

6) актуализировать программы развития образовательных организаций;

7) провести анализ текущих учебных планов, программ в соответствии с выявленными дефицитами по магистральным направлениям и ключевым условиям проекта;

8) в целях профессионального роста учителей организовать повышение квалификации педагогических работников/ управленческих команд по дополнительным программ ГАУ ДПО ИРО РБ, учитывающих идеологию проекта;

9) внедрить систему наставничества для молодых специалистов ;

10) организовать в муниципальных районах и городских округах научно-практическую конференцию с целью обобщения и распространения успешной практики реализации проекта с привлечением научно-преподавательского состава Института развития образования Республики Башкортостан;

11) установить партнерские отношения с вузами, научными учреждениями и социальными партнерами;

12) привлекать экспертов из различных областей знаний для проведения лекций и мастер-классов;

13) поддерживать инициативы, направленные на формирование здоровых привычек у детей;

14) осуществлять воспитательную работу, направленную на развитие моральных качеств и гражданской ответственности;

15) способствовать социальной адаптации детей с особыми потребностями

16) развивать волонтерское движение среди обучающихся;

17) обобщить в муниципальных районах и городских округах эффективные управленческие практики по реализации проекта

18) подготовить муниципальным методическим службам экспертные группы с целью оказания методической поддержки образовательным организациям с показателями «ниже базового»;

19) наставнической лиге Башкортостана продолжить проведение обучающих семинаров по магистральным направлениям и ключевым условиям проекта:

— провести в апреле 2025 года семинар в режиме онлайн.

Реализация данных рекомендаций позволит образовательным организациям успешно внедрить проект «Школа Министерства просвещения России» и создать благоприятные условия для всестороннего развития и обучения школьников.