16 декабря 2021 года Институтом развития образования Республики Башкортостан под эгидой Министерства образования и науки Республики Башкортостан был проведен онлайн-круглый стол по теме «Инновационные аспекты воспитательной работы в ДОО».

Модераторами онлайн-круглого стола выступили Яфаева Венера Гавазовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан;

Кучукова Альбина Виловна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан;

В работе круглого стола приняли участие спикеры:

  • Коломийченко Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии и лабораторией социального развития детей дошкольного возраста ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»;
  • Гизатова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заведующий МБДОУ № 5 «Созвездие» г. Шадринск;
  • Худайбердина Сажида Раисовна, Отличник образования Республики Башкортостан, заведующий МДОБУ ЦРР Детский сад «Аленушка», город Сибай Республика Башкортостан;
  • Жидкова Анна Евгеньевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 56», город Кострома;
  • Ермакова Елена Юрьевна, воспитатель МАДОУ № 54 г. Салават, Республика Башкортостан.

В рамках работы круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Содержательные и технологические аспекты реализации программ социального и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Воспитание или образование в детском саду? Нужно? Для чего? Как?
  3. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях ДОО;
  4. Развитие самоконтроля дошкольников как возможность решения задач воспитания;
  5. Воспитание личности через организацию театрализованной деятельности в детском саду.

Подводя итоги обсуждения, доктор педагогических наук, профессор Венера Гавазовна Яфаева отметила, что «процесс воспитания создает результат воспитания – личность ребенка. Критерием эффективности и качества педагогического процесса воспитания является воспитанность дошкольников.

Определение воспитанности дошкольников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. Ее можно определить как интегративную личностную характеристику, представляющую собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения ребенка, которые находят отражение в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Применение инновационных педагогических технологий, форм, методов, практик, средств (о которых шла речь в ходе обсуждения на круглом столе) в процессе воспитания детей дошкольного возраста дает возможность педагогам более эффективно формировать и совершенствовать свойства и качества личности, учитывая основные компоненты воспитанности:

— систему элементарных знаний и представлений в области правильного поведения (когнитивный компонент);

— способность к сопереживанию, эмпатии, систему ценностей и ценностных убеждений ребенка, систему доминирующих потребностей, мотивов деятельности и поведения (эмоционально-мотивационный компонент);

— готовность следовать принятым нормам и правилам в поведении в социуме, степень самостоятельности в выборе действий в ходе преодоления проблем и трудностей (деятельностный компонент)».

Активное участие в подготовке и организации мероприятия приняли кандидат педагогических наук, доцент Гасанова Рида Ханифовна, кандидат филологических наук, доцент Полупанова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна.

Запись онлайн-круглого стола доступна по ссылке: https://youtu.be/YdC-E_p1dW8