16 декабря 2021 года Институтом развития образования Республики Башкортостан под эгидой Министерства образования и науки Республики Башкортостан был проведен онлайн-круглый стол по теме «Инновационные аспекты воспитательной работы в ДОО».
Модераторами онлайн-круглого стола выступили Яфаева Венера Гавазовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан;
Кучукова Альбина Виловна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан;
В работе круглого стола приняли участие спикеры:
- Коломийченко Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии и лабораторией социального развития детей дошкольного возраста ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»;
- Гизатова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заведующий МБДОУ № 5 «Созвездие» г. Шадринск;
- Худайбердина Сажида Раисовна, Отличник образования Республики Башкортостан, заведующий МДОБУ ЦРР Детский сад «Аленушка», город Сибай Республика Башкортостан;
- Жидкова Анна Евгеньевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 56», город Кострома;
- Ермакова Елена Юрьевна, воспитатель МАДОУ № 54 г. Салават, Республика Башкортостан.
В рамках работы круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:
- Содержательные и технологические аспекты реализации программ социального и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- Воспитание или образование в детском саду? Нужно? Для чего? Как?
- Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях ДОО;
- Развитие самоконтроля дошкольников как возможность решения задач воспитания;
- Воспитание личности через организацию театрализованной деятельности в детском саду.
Подводя итоги обсуждения, доктор педагогических наук, профессор Венера Гавазовна Яфаева отметила, что «процесс воспитания создает результат воспитания – личность ребенка. Критерием эффективности и качества педагогического процесса воспитания является воспитанность дошкольников.
Определение воспитанности дошкольников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. Ее можно определить как интегративную личностную характеристику, представляющую собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения ребенка, которые находят отражение в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.
Применение инновационных педагогических технологий, форм, методов, практик, средств (о которых шла речь в ходе обсуждения на круглом столе) в процессе воспитания детей дошкольного возраста дает возможность педагогам более эффективно формировать и совершенствовать свойства и качества личности, учитывая основные компоненты воспитанности:
— систему элементарных знаний и представлений в области правильного поведения (когнитивный компонент);
— способность к сопереживанию, эмпатии, систему ценностей и ценностных убеждений ребенка, систему доминирующих потребностей, мотивов деятельности и поведения (эмоционально-мотивационный компонент);
— готовность следовать принятым нормам и правилам в поведении в социуме, степень самостоятельности в выборе действий в ходе преодоления проблем и трудностей (деятельностный компонент)».
Активное участие в подготовке и организации мероприятия приняли кандидат педагогических наук, доцент Гасанова Рида Ханифовна, кандидат филологических наук, доцент Полупанова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна.
Запись онлайн-круглого стола доступна по ссылке: https://youtu.be/YdC-E_p1dW8