16 марта 2020 года в Институте развития образования Республики Башкортостан состоялось финальное испытание республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана».

Критериями оценки конкурсного испытания являлось: понимание тенденций развития образования и вопросов государственной образовательной политики; глубина и нестандартность суждений; обоснованность и конструктивность предложений; коммуникативная и языковая культура; наличие ценностных ориентиров и личная позиция.

В рамках конкурсного испытания «Разговор с министром» каждому из 20 лауреатов конкурса нужно было рассказать о том, в чём заключаются особенности школы возможностей и предложить свои варианты их создания.

Дискуссию открыл министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин. Он поздравил участников с юбилеем конкурса и выразил благодарность членам жюри за высокопрофессиональную работу.

— Система образования сегодня находится в уникальном периоде. Национальные проекты, по сути, реформы, которые учредил наш Президент, дают уникальный шанс развиваться. В течение пяти лет стоит задача войти в десятку лучших мировых систем образования. Мы активно в этом участвуем: в рамках федерального проекта «Современная школа»  открываем центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в сельских школах  районов республики. Их создание позволяет школьникам и учителям осваивать образовательные программы по учебным предметам «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика» в новых условиях», — отметил министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин и предложил каждому из 20 лауреатов конкурса «Учитель года Башкортостана»  рассказать, какой они видят школу возможностей.

Какими инструментами построить школу возможностей? Что такое школа возможностей? Конкурсанты единодушно сошлись во мнении, что это «школа, куда хочется идти и учиться», «школа, которая помогает развивать все виды одаренности: художественную, творческую, социальную», педагоги отметили, что тематические школы – это одно из направлений создания школы возможностей. Бесспорно,  у нас в республике создана и развивается система инновационных проектов. Участники вспомнили и исторический опыт по использованию проектов в образовательных системах разных стран.

Школа должна быть комфортной не только для ученика, но и для педагога, а также для родителей.  Конкурсанты отмечали, что у одаренных учителей будут и одаренные ученики. Убедительно звучала мысль о постоянном профессиональном самосовершенствовании. Вызовы времени, новые требования к педагогу, расширение его трудовых функций определяют необходимость взаимодействия с различными организациями, другими педагогами. Все это можно и нужно организовывать в школе возможностей. Так, например, международные проекты, организованные в школах,  позволяют привлечь и увлечь родителей, так как социально значимые проекты позволяют найти каждому из участников образовательных отношений найти свое место.

Лауреаты конкурса «Учитель года Башкортостана» отметили, что школа возможностей должна вести ряд проектов, направленных на профессиональное самоопределение. Важно при этом, чтобы школа была действительно информационно-образовательным центром, включающим разные ступени образования. Коллеги делились успешным опытом реализации проектов по объединению дошкольного, основного и среднего общего дополнительного, дополнительного образования.

Большое значение имеет и воспитательный аспект. Конкурсанты говорили об успешных проектах в краеведческом, лигвокультурологическом, патриотическом, научно-техническом  и других направлениях. 

Школа возможностей невозможна без Учителя. Школа возможностей — это школа альтернатив, в ней учитель и ученик должны быть партнерами, педагог должен поднимать ученика до своего уровня,  давать ему возможность расти дальше.

Итак, скоро мы узнаем, кто был наиболее убедительным в рамках всех конкурсных испытаний и станет победителем в конкурсе «Учитель года Башкортостана», «Учитель года русского языка и литературы», «Учитель года татарского языка и литературы», «Молодой учитель года». 

Завтра, 17 марта 2020 года,  в Конгресс-холле «Торатау» состоится торжественная церемония закрытия республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана» , на которой будут объявлены имена победителей конкурсов – «Учитель года Башкортостана», «Учитель года русского языка и литературы», «Учитель года татарского языка и литературы», «Молодой учитель года» и межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы».