В некоторых российских школах уже ввели уроки финансовой грамотности. Преподавание ее с 1-го по 9-й класс закреплено в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования. Современные дети самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Но учить их финансовой грамотности необходимо не только поэтому. Главная задача – остановить безответственное отношение к денежным операциям, свойственное большинству взрослого населения нашей страны.

Должна ли финансовая грамотность стать обязательным школьным предметом? Обсудим тему введения финансовой грамотности в школьную программу с участником сетевой инновационной площадки Уфимского регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и профессионального образования ГАУ ДПО ИРО РБ, директором МБОУ гимназия им. И. Ш. Муксинова г. Янаул Бронниковом Александром Михайловичем.

Александр Михайлович, мы живем в эпоху экономических кризисов, в связи с этим финансовая грамотность становится жизненно необходима для каждого человека. Как вы считаете, пришло ли время делать этот предмет обязательным для изучения в школе?

В наши дни в постоянно меняющемся мире, очень важно, чтобы молодые люди умели жить в новых социально-экономических, в том числе и финансовых реалиях. В нашей гимназии целенаправленное обучение финансовой грамотности ведется с февраля 2014 г. и по сегодняшний день. Именно в этот год мы стали участниками сетевой инновационной площадки по теме «Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности».

Уроки финансовой грамотности способствуют повышению мотивации учащихся к стремлению быть более осведомленным в вопросах разнообразного мира финансовых услуг. Эти уроки хорошо воспринимаются детьми, так как они понимают, что знания пригодятся им в повседневной жизни. В беседах с детьми нередко наблюдаешь и то, что многие подростки уже знают, сколько и на что потратить, что копейка рубль бережет, а для «транжир» такие дети являются примером для подражания. Очень важно научить детей правильному управлению личными финансами.

Как организавано обучение финансовой грамотности в вашем образовательном учреждении?

В начальной школе и в среднем звене организованы занятия внеурочной деятельности по финансовой грамотности, разработаны рабочие программы. На занятиях гимназисты обсуждают вопросы от формирования семейного бюджета до составления бизнес-плана. Проводятся познавательные мероприятия, конкурсы, где учащиеся учатся разумному финансовому поведению. Следует отметить, что не только на уроках математики и обществознания рассматриваются вопросы финансовой грамотности, но и на таких предметах как литература, русский язык, история, география, т.е. формируются метапредметные связи между различными учебными дисциплинами.

Для успешной реализации учебных программ финансовой грамотности педагогам необходимо работать над повышением своей профессиональной компетенции. В рамках инновационной площадки педагоги ежегодно повышают свою квалификацию на курсах по финансовой грамотности, что позволяет им успешно заниматься подготовкой обучающихся к олимпиадам, исследовательским конференциям и интеллектуальным конкурсам.

Уфимский региональный методический центр по финансовой грамотности оказывает нам огромную помощь в виде обеспечения учебно – методическими комплектами, необходимой литературой, настольными финансовыми играми, консультациями.

Каких результатов достигли ваши учащиеся и учителя в ходе реализации данного проекта?

Традиционно гимназисты принимают участие во всех мероприятиях, проводимых Уфимским региональным методическим центром по финансовой грамотности. Ежегодно учителя и учащиеся гимназии принимают активное участие в научно – практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. В 2019 г. учащиеся посетили семейный финансовый фестиваль в г. Уфа.

В 2021 – 2022 учебном году на VIII Всероссийской научно – практической конференции для школьников и студентов «Финансовое просвещение: новые форматы в образовательной деятельности в эпоху цифровизации» победителями и призерами стали: Саляхова Лия, учащаяся 10 класса с работой «Волонтеры финансового просвещения: помощь старшему поколению», Шакирянов Тимур, учащийся 5 класса с работой «Детская банковская карта и умение управлять своими финансовыми потоками», Тимерглиев Расуль, учащийся 8 класса с проектом «Бизнес план открытия цеха по переработке шин», Габдрахманов Динар, учащийся 8 класса с работой «Свободные экономические зоны и их значение», Нургалиева Амалия, учащаяся 6 класса с работой «Оценка уровня бережливости школьников к финансам семьи», Мавлявиева Диана, учащаяся 9 класса с работой «О прожиточном минимуме», Фаухетдинова Амалия, учащаяся 9 класса с работой «Расчет предполагаемых затрат на сооружение спортивной площадки МБОУ гимназия им. И.Ш. Муксинова г. Янаул». Сабирова Гузалия Мухаметсалиховна, учитель истории и обществознания поделилась опытом работы по реализации инновационной площадки в гимназии, ее выступление было отмечено благодарственным письмом ВШЭ.

Следует, отметить, что Уфимским РМЦ по финансовой грамотности проводятся мероприятия различного формата, которые актуалены и интересны школьникам. Так, команда «Алтын-ике» в составе: Сыртланова Ильяса, Хафизова Назира, Фаухетдиновой Амалии, Мавлявиевой Дианы, Низамутдиновой Самиры, Фархутдинова Руслана стали четвертыми в республиканском квесте по финансовой грамотности «ФинЗож», который проходил в онлайн-формате. Эта же команда приняла участие во II-м Чемпионате Республики Башкортостан по финансовой грамотности «Коммуникативные бои». Как отметили ребята: «Это был полезный опыт! Мы впервые стали участниками конкурсов такого формата, когда пригодилось умение спорить, отстаивать свою точку зрения и убеждать оппонента. Нам очень понравилось!». Действительно, подобные мероприятия позволяют на практике рассматривать многие финансовые вопросы через обсуждение практических ситуаций, формируют умение работать в команде и слушать своего оппонента.

Команда старшеклассников, в составе Рахматуллина Малика, Нургалиевой Лэйлы, Ильчикаевой Даны, Ирканаева Артура, Файзуллина Родиона, Гребенщиковой Юлии, Суфияровой Камиллы, участвовала в Открытом республиканском Чемпионате «Мозговой штурм» по финансовой грамотности для старшеклассников «Из копеек рубль, из ручейков море». В чемпионате, который проходил в онлайн-формате, приняли участие более 100 команд со всей Республики.

Наиболее яркая и значимая победа этого учебного года – это призовое место учащейся 11а класса Шайхатаровой Дарины. Под руководством Гараевой Эльзы Ильдусовны учителя истории и обществознания, Дарина стала победителем во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг «Финатлон для старшеклассников». Это большой успех нашей инновационной площадки. К слову говоря, именно победа в 2014 году теперь уже нашего выпускника Садртдинова Рималя послужила отправной точкой для возможности открытия инновационной площадки по финансовой грамотности на базе нашей гимназии.

Надеемся, что победа Дарины окрылит наших педагогов и учеников для дальнейшего развития, для понимания, что нет ничего невозможного. Так как победа в этой олимпиаде дает массу возможностей и перспектив при поступлении в высшие учебные заведения экономической направленности.

Если старшие классы участвуют в серьезных мероприятиях, направленных на применение знаний финансовой грамотности, то учащиеся начальной школы и среднего звена участвуют в конкурсе рисунков по финансовой грамотности, участвуют в олимпиадах на различных образовательных платформах.

Не отстают от учащихся, и педагоги, которые активно реализуют себя в профессиональных конкурсах, онлайн-вебинарах, семинарах и конференциях по финансовой грамотности, это: Сабирова Гузалия Мухаметсалиховна, Гараева Эльза Ильдусовна, Ахрарова Миляуша Шамилевна, Макарова Ирина Павловна, Биктагирова Гузель Ринафовна.

Какой вывод мы сделаем из нашей беседы?

Вывод простой: Финансовая грамотность нужна. Потраченное время на изучение финансовой грамотности сегодня в школе, в будущем позволит повысить свой уровень жизни, и как бы это громко не звучало, это обеспечит процветание экономики и общества в целом.