Байгузина Л.З.
к.э.н., доцент
преподаватель УРМЦ по финансовой грамотности ИРО РБ
г.Уфа Республика Башкортостан

Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Так, они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице, видят, что родители расплачиваются деньгами в магазине и что-то покупают. Тем сами дети понимают и осознают, что деньги позволяют им получить желаемое, и начинают стремиться самостоятельно использовать деньги.

Зачем детям деньги? Родители редко говорят о деньгах со своими детьми. Однако, как бы ни хотелось порой родителям верить в то, что детей мало интересуют материальные и финансовые вопросы, сами дети иначе думают о деньгах. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, — ему нужны свои, «отдельные», деньги.

В этой статье попробуем разобраться и дать практические советы как действовать в той или иной ситуации.

Начнём с того, что у всех детей есть мечта, если она материальная, то, скорее всего, речь про гаджет или дорогую игрушку. Нужно уметь объяснить ребёнку, что при правильном планировании и усердной работе мечта может стать реальностью.

Шаг 1. Пишем список желаний

Дети постоянно что-то просят и если поддаться слезливым уговорам и купить «мечту», вероятно, через пару дней она перестанет радовать. И следующее «купить» вы услышите очень скоро. Почему это происходит? Это вопрос психофизиологии. Все люди испытывают эйфорию от предвкушения результата. Когда она достигнута, эйфория исчезает. Проще говоря, ожидание покупки намного приятнее, чем сама покупка и у детей часто меняются интересы и настроение, например, сегодня он хочет одно, а завтра другое.

Чтобы помочь детям добиться поставленных целей, нужно научить их контролировать свои желания, выбирать самые лучшие и откладывать их на потом. Этот список пожеланий поможет нам.

Шаг 2. Превращаем желание в цель

Нужно уметь упрощённо объяснить ребёнку метод постановки целей по SMART. Так, чтобы желание исполнилось, его нужно максимально подробно описать и «измерить». Для этого нужно задать конкретных три вопроса.

  • Какую именно вещь ты хочешь? Какую конкретно модель, в каком магазине собираешься покупать?
  • Когда ты хочешь её купить?
  • Сколько она стоит?

Помогите ребенку поставленную цель разбить на посильные и понятные задачи, например, сколько нужно откладывать в неделю и в месяц.

Приведем пример из жизни. Петя учится в 7 классе. Он поставил себе цель — купить беспроводные наушники за 5 000 рублей к началу летних каникул. Петя сформулировал цель правильно.

Шаг 3. Считаем доходы

Основная статья детского дохода — это карманные деньги. Для этого необходимо подсчитать какая сумма выходит в месяц. Пример: Петя получает от родителей 750 рублей в неделю, не считая денег на проезд и школьные обеды. В месяц получается 3 000 рублей. Плюс в мае у него день рождения — бабушка и дедушка обычно дарят ещё 3 000 руб.

Шаг 4. Составляем план

1. Начните разговор с ребёнком с вопроса «сколько ты хочешь откладывать», а не «сколько должен». Есть две крайности: 1) потратить все деньги на шоколадки и кукурузу; 2) полностью отказаться от удовольствия. Объясните ребенку, что для того, чтобы стабильно и с удовольствием копить, нужно найти золотую середину. Например, откладывайте 25% дохода, а остальное тратьте. Предупредите ребенка, сколько он может тратить каждый день — чтобы через 1,5 недели он вдруг не обнаружил, что все деньги уже потрачены.

2. Посчитайте, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы накопить нужную сумму в указанный срок.

Пример: Петя с родителями посчитал, чтобы за 5 месяцев накопить 5 000 рублей на наушники, в месяц ему нужно откладывать 400 рублей (с учётом, что дедушка с бабушкой подарят деньги). Значит, он может либо увеличить свои ежедневные траты, либо получить наушники быстрее, чем он ожидал.

3. Соотносим желаемое с реальным, и сводим все суммы в таблицу.

МесяцыДоход от родителейДоход от бабушки и дедушкиКопилка, итого
Январь750
750
Февраль75030005200
Март750
750
Апрель75020002750
Итого

9450

Если у вас всё сошлось — отлично, идём дальше. Если в конце срока остались деньги, решите вместе, будете ли вы продолжать копить дальше или нет.

4. Что делать, если не хватает денег? Затем план необходимо скорректировать. Ребенок должен сопоставить суммы «хочу» и «мне нужно купить вещь вовремя». И примите решение: либо начать активнее копить, либо купить вещь позже. Если вы не хотите, перейдите к следующему шагу.

Шаг 5. Оптимизируем бюджет

Это можно сделать двумя способами – сократить расходы или увеличить доход. Каждый день записывайте свои расходы. Потом можно подсчитать и ужаснуться — сколько денег уходит непонятно на что. Можно взять тайм-аут перед тем, как что-то купить, взять день на раздумья. Держите деньги подальше. Не рекомендуется держать их на видном месте и в свободном доступе. Мы боремся с искушениями: младшие дети могут пользоваться копилкой, а с 14 лет можно положить накопленные деньги на собственный банковский счет.

Вы можете не только сократить расходы, но и увеличить доход. Правда, мало кто готов взять школьника на работу, а Трудовой кодекс не одобряет детский труд. Поэтому хорошо, если в семье появляется возможность зарабатывать деньги.

В заключение хотелось бы дать совет родителям. Придумывайте специальные задания для ребенка вне привычного круга его обязанностей и оплачивайте их, задания должны быть достижимыми, а не за счет обучения, и должны соответствовать возрасту. В 7 лет можно собирать ягоды на даче под присмотром бабушки, а 13-летнему подростку вполне по силам самостоятельно забрать вашу одежду из химчистки. Будьте готовы платить каждый раз, когда вам нужно сделать ту же работу снова! Вы заключили своеобразный трудовой договор и его нельзя нарушать. Не платите деньги за хорошие оценки и штраф за плохую успеваемость. Лучше честно объяснить ребенку, почему нужно хорошо учиться – и что это, в первую очередь, его интерес.

Не оплачивайте обычную работу по дому (мытье посуды, выгул собаки), потому что другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку было бы несправедливо. А вот выгуливать соседскую собаку вполне себе идея для заработка.

Пример: 12-летняя Лена хочет к лету велосипед за 7000 рублей. Она может откладывать по 500 рублей в месяц, до лета осталось 5 месяцев… Бюджет явно не сходится.

Лена решила сократить расходы: 2 автобусные остановки до школы можно дойти пешком. Это решение дало ей дополнительно 250 рублей в месяц — стоимость школьного абонемента.

Введите «Финансовые субботы» (или любой другой день недели). Аккуратно попросите ребенка рассказать, как он управлял бюджетом. Только не надо требовать грозного доклада, все должно быть добровольно.

Хвалите удачные решения, а ошибки спокойно анализируйте. Не реагируйте на бессмысленные траты шумными разборками. Да, не просто смотреть, как тратятся честно заработанные деньги. Относитесь к таким расходам как к «плате за обучение» финансовой грамотности.

Поэтому управлению деньгами можно и нужно обучать с раннего возраста. Для развития полезного навыка требуется время.

Объясните важные финансовые концепции, такие как сбережения, составление бюджета и цели. После этого регулярно разговаривайте с ребенком о его финансах: анализируйте и поддерживайте. Работайте в команде: обсуждайте семейный бюджет, копите вместе на общие цели. Помните, что самый главный пример для ребенка – это вы сами.

Список литературы:

  1. Как правильно копить деньги и что делать, если хочется тратить [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy/451331-kak-pravil-no-kopit-den-gi-i-cto-delat-esli-hocetsa-tratit (дата обращения: 25.04.2022)
  2. Первый финансовый план: как научить ребёнка копить [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bcs.ru/blog/pervyj-finansovyj-plan-kak-nauchit-rebyonka-kopit (дата обращения: 25.04.2022)
  3. Карманные деньги и младший школьник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-karmannie-dengi-i-mladshiy-shkolnik-18061591.html (дата обращения: 25.04.2022)