В рубрике «Интервью с директором» мы продолжаем публиковать интервью с руководителями, внедряющими финансовую грамотность в образовательный процесс. На этот раз беседа состоялась с директором МБОУ «Лицей № 60» им. М.А. Ферина Винокуровым Дмитрием Александровичем.

— Дмитрий Александрович, что даёт финансовая грамотность детям?

— Быть финансово грамотным – значит быть успешным в жизни. Знакомство с основами финансовой грамотности помогает ребёнку осознать, что достижение тех или иных материальных благ, возможно, только с помощью труда и навыков, сформирует навык зарабатывать, сохранять и приумножать средства, сформирует правильное отношение к деньгам, что повышает качество жизни.

— С какого возраста стоит начинать формирование финансовой грамотности?

— Занятия по финансовой грамотности сегодня идут во многих детских садиках, если ребенку исполнилось уже 5-6 лет, то можно начинать прививать понятие о заработке денег, их ценности. В нашем лицее № 60 им. М.А. Ферина занятия по финансовой грамотности ведутся с 1 класса. Это обусловлено тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. И еще следует констатировать и тот факт, который говорит о необходимости формирования финансовой грамотности у детей, это то, что, если детям задаешь вопрос, как заработать деньги, в ответе присутствует больше желание быстро обогатиться без приложения усилий, а это в дальнейшей жизни ведет к участию населения в различных финансовых пирамидах, лотереях. На уровне развития каждой ступени образования от начального к основному и среднему образованию, можно формулировать основные задачи изучения основ финансовой грамотности по принципу от простого к сложному.

— Финансовая грамотность – это отдельный предмет или включение тем в различные уроки других предметов? 

— Финансовая грамотность, как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является определенной сферой научного знания. В учебном плане не предусмотрено изучение самостоятельного предмета «Финансовая грамотность». Но учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность» может быть встроен в образовательные программы очень многих предметов: окружающий мир, технологию, математику, литературу, обществознания, английский язык. Математике отводится особая роль. Без математических навыков принятие важных финансовых решений невозможно. Нужны вычислительные навыки и знание процентов. Ученики могут научиться рассчитывать полную стоимость кредита, в каком банке выгоднее его взять, ежемесячный взнос в зависимости от срока погашения. На уроках окружающего мира ребята знакомятся с понятиями бережливости, формированием семейного бюджета, доходами и расходами, умением экономить и правильно тратить деньги. В рамках курса «ОБЖ» учащиеся изучают различные ситуации, с которыми человек может столкнуться в финансовой сфере (финансовым мошенничеством, утратой банковской карты, сберегательной книжки, паспорта), а результатом данного обучения должно стать практическое применение полученных знаний в повседневной жизни и т.д.

Мы решили сделать акцент на внеурочной деятельности. Родители поддержали данный выбор учебного плана. Педагогами составлены рабочие программы по финансовой грамотности. Есть учебники, рабочие тетради для учеников, методические рекомендации для учителей и даже методические разработки занятий с родителями. В Республике Башкортостан формированию финансовой грамотности уделяется особое внимание. Такими учебниками школы бесплатно обеспечили Министерство финансов РБ и Министерство образования РБ.

— Благодарим Вас!