Наступивший 2023-й стал Годом педагога и наставника. Указ об этом подписал Президент России Владимир Путин. Для республики же это стало логическим продолжением Года модернизации профессионального образования, достойных условий труда и трудовых династий, каковым был 2022 год.

Башкирский поэт, писатель и драматург М. Карим написал красивый стих о первом учителе:

В памяти моей всегда

Первый школьный день, когда

Я на цыпочки привстал,

Двери класса открывал.

Ты, учитель, добрый мой,

На меня взглянул потом,

Ты зажег огонь большой

В сердце маленьком моем.

Все начинается с учителя. В начале января в Башкортостане состоялось официальное открытие Года педагога и наставника. Основная цель – это подчеркнуть особый вклад людей, которые работают в этой сфере. Ведь педагог – проводник не только в мир знаний, но и во взрослую жизнь. У каждого из нас есть те, кто сыграл большую роль в нашем становлении как личности и как профессионала.

Глава республики Башкортостан Радий Хабиров в своем выступлении говорит: «Через всю жизнь мы несём в сердцах имена наших мудрых наставников, которые открывали перед нами мир знаний, приобщали к богатству многовековой культуры, воспитывали в нас ростки прекрасного. Сегодня, в непростое время, учителя ответственно выполняют свой гражданский долг, разговаривают о самом важном со своими учениками, рассказывают о героических подвигах наших земляков.

Нам предстоит сделать многое – повысить качество образования, подготовить победителей и призёров олимпиад, укрепить ребят физически, помочь им с выбором будущей специальности. Важно, чтобы дети учились дружить, творить, росли патриотами Отечества, были готовы к личностному и профессиональному росту».

Студентка из Башкирии приняла участие в мероприятиях открытия Года педагога и наставника.

Студентка колледжа Башкирского педуниверситета им. Акмуллы Зарина Мирабдуллаева приняла участие в мероприятиях открытия Года педагога и наставника в России, которое проходило сразу в нескольких локациях. На одной из таких площадок — в Центре знаний «Машук» министерства просвещения РФ, Зарине удалось задать вопрос министру просвещения России Сергею Кравцову.

Будущий учитель рассказала, что привело ее в педагогическое учебное заведение.

«Все время до поступления я возилась с детьми: на танцах давала занятия младшим группам, в школе устраивала конкурсы. Даже когда выходила во двор, меня всегда окружали дети. Поэтому я и решила поступить в педагогический колледж. На втором курсе у меня началась первая практика, самая волнительная встреча с детьми. Я стояла перед дверью в класс и тряслась. И вдруг из столовой прибежали 30 маленьких человечков. Они окружили меня и загалдели: „А вы кто? А вы кто?“. А я гордо ответила: „Я — ваш учитель“. Именно в тот момент я поняла, что нахожусь на своем месте. Чуть позже я стала победителем конкурса „ПрофДебют“ по решению нестандартных педагогических ситуаций. На самом деле было трудно. Но этот опыт очень ценный для меня. Я уже год получаю хорошую практику, работая вожатой. И с детьми мне приходится не только играть, но и плакать в обнимку. Дальше я планирую поступать в свой университет и стану коррекционным педагогом. У меня все отлично с обучением, но мне, как и многим, не хватает практики. Я бы с удовольствием пошла работать в школу, но студенты ссузов не имеют возможности работать официально. И в связи с этим у меня такой вопрос: можно ли разрешить старшим и выпускным курсам официально трудоустраиваться в школу, совмещая работу и учебу?».

«Я абсолютно поддерживаю ваше предложение, чтобы старшекурсники могли преподавать в школах, — выразил свою поддержку министр просвещения РФ. — Это станет серьезной поддержкой нашим педагогам, когда такие прекрасные люди, как вы, придут преподавать детям. Таким учителям, как вы, нужно создавать все условия для работы».

Сергей Кравцов дал совет будущему педагогу.

«В своей педагогической деятельности вы будете сталкиваться с трудностями, и может быть так, что опустятся руки. Никогда не вешайте нос, и все у вас получится!» — поддержал он будущего педагога.

В знаковом для педагогического сообщества событии приняли участие учителя со всех регионов, педагоги обсуждали, как повысить статус учителя, популяризировать профессию, привлечь молодые кадры, сохранив лучшие традиции советской школы.

О высоком статусе мероприятия говорит и тот факт, что к участникам встречи онлайн присоединился президент Владимир Путин.

Смысл Года наставника заключается в том, чтобы привлечь внимания общества к труду педагога. Учителя России воспитывают настоящих защитников Родины, подчеркнул Владимир Путин. Он поблагодарил учителей и наставников страны за веру в Россию и преданность профессии.

Президент поставил задачу по всей стране наращивать потенциал педагогических вузов.

«Россия — это страна возможностей и неисчерпаемого потенциала народа. Воспитательная составляющая включена теперь в обязательную программу школьников. Все, что мы делаем во всех сферах жизни, подчинено большой цели — чтобы дети и молодые люди были счастливы, росли в суверенной, свободной стране», — сказал Владимир Путин.

https://www.bashinform.ru/news/social/2023-03-02/studentka-iz-bashkirii-prinimaet-uchastie-v-meropriyatiyah-otkrytiya-goda-pedagoga-i-nastavnika-3163390

Учитель математики — абсолютный победитель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана»

Завершилась торжественная церемония закрытия профессиональных педагогических конкурсов «Учитель года столицы Башкортостана» и «Учитель башкирского языка и литературы столицы Башкортостана». Год педагога и наставника для 58 уфимских учителей начался с борьбы за звание лучшего учителя столицы. 14 февраля 2023 года все они получили заслуженные награды.

Конкурс «Учитель года» призван популяризировать профессию учителя, стимулировать молодежь к развитию своих творческих способностей. В этом году в нем приняли участие 18 молодых педагогов. Из них в номинации «Педагогическая надежда» конкурса «Учитель башкирского языка и литературы столицы Башкортостана – 2023» победителем стал Сагынбек Ильяс Жаркымбекулы, учитель башкирского языка и литературы, МАОУ Школа № 9 Кировского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан. Самсонова Анастасия Михайловна, учитель истории и обществознания МАОУ Школа № 147 Октябрьского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан – это имя еще одного победителя педагога-дебютанта в номинации «Педагогический дебют» конкурса «Учитель года столицы Башкортостана». В Год педагога и наставника Общество башкирских женщин Республики Башкортостан учредил специальный приз. Его получили учителя башкирского языка и литературы Ахметшина Эльвира Мунировна (МАОУ «Лицей № 62»), Валеева Идалия Робертовна (МАОУ «Башкирский лицей № 48») и Валиуллина Гульшат Радиковна (МАОУ Школа № 24). Среди учителей башкирского языка лучшей из лучших стала Сирбаева Язгуль Айратовна, учитель башкирского языка и литературы, МАОУ «Центр образования № 114 с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан. Победителем в номинации «Учитель года русского языка и литературы» стал Сагитов Эмиль Ришатович, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан. Пройдя достойно все испытания победительницей конкурса «Учитель года столицы Башкортостана» стала Кнауб Алена Фридриховна, учитель немецкого языка, МАОУ «Физико-математический лицей № 93» Октябрьского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан. В этом году впервые учреждена народная номинация «Признание». В социальной сети «В КОНТАКТЕ» любой желающий мог проголосовать за своего любимого учителя-конкурсанта. Всего проголосовало более 15 тысяч людей. Одержал победу Мерклин Дмитрий Григорьевич, учитель истории и обществознания Лицея № 96 Советского района.

Среди учителей башкирского языка народным избранником признана Бикташева Альбина Фаритовна, учитель лицея № 136 имени М. Искужина Октябрьского района. Правила конкурса таковы, что в нем нет слабых, но лучший всегда один. Абсолютным победителем конкурса «Учитель года столицы Башкортостана» объявлен Баянов Артем Равилевич, учитель математики МАОУ «Гимназия № 39 имени Файзуллина Агзама Шакировича» Ленинского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан.

Желаем абсолютному победителю конкурса «Учителя года столицы Башкортостана» Баянову Артему Равилевичу успехов на республиканском этапе конкурса «Учитель года», победителю в конкурсе «Учителя года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана» – в Межрегиональном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы».

https://uchbash.com/news/godpoleznihdel/2023-02-15/uchitel-matematiki-absolyutnyy-pobeditel-konkursa-uchitelya-goda-stolitsy-bashkortostana-3143598

Проектно-аналитическая сессия по развитию системы наставничества на рабочем месте для студентов и молодых специалистов в РБ

Первым в России субъектом, предпринявшим стратегическую попытку создания полномасштабной региональной системы наставничества на рабочем месте для студентов и молодых специалистов, стала Республика Башкортостан.

В условиях высокого уровня конкуренции и дефицита трудовых ресурсов на рынке труда, в реальном секторе экономики стоит задача привлечения и удержания квалифицированного персонала, а также снижение затрат на его обучение. Одной из причин нехватки квалифицированных кадров служит отсутствие взаимодействия между предприятиями различных форм собственности и профессиональными образовательными учреждениями, а также отлаженной системы наставничества для студентов с практикой на рабочем месте с участием наставников с производства.

Несмотря на исторически сложившуюся и существующую по сей день практику наставничества на производстве, данный опыт системно представлен только в крупных промышленных предприятиях страны и их отраслевых образовательных организациях, в то время как широкий пласт малого и среднего бизнеса, а также огромное количество техникумов и колледжей остаются в стороне от наставничества как такового в целом, либо лишь фрагментарно используя его инструментарий.

21 октября 2021г в Уфе состоялась первая проектно-аналитическая сессия по развитию системы наставничества на рабочем месте для студентов и молодых специалистов в Республике Башкортостан.

Соорганизаторами выступили:

  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Региональное агентство развития квалификаций РБ;
  • Центр опережающей профессиональной подготовки РБ.

Проектно-аналитическая сессия организована при поддержке Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

https://bc-nark.ru/news/64964/

В Башкирии назвали лучших наставников по нацпроекту

28 декабря 2022 в Уфе прошла церемония награждения лауреатов конкурса «Лучшие практики наставничества среди республиканских предприятий – участников национального проекта «Производительность труда». Об этом сообщает пресс-служба правительства республики. Во второй раз за всю историю нацпроекта в регионе определяли тех, кто лучше всего внедряет передовой практической опыт наставничества для повышения производительности труда. В двух номинациях «Наставничество в области повышения производительности труда» и «Наставничество в профессиональном развитии молодежи» победу праздновали ООО «Петон Констракшн» и АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания». — Наставничество – это один из основных инструментов развития культуры высокой производительности. Сегодня мы признаем успешный практический опыт наставничества, поощряем самих наставников, внесших значительный вклад в развитие предприятий. При активной позиции руководства компаний-участников нацпроекта, у нас есть все предпосылки для успешного его продвижения, тиражирования, повышения эффективности, роста экономики республики и удержания ее в числе сильнейших регионов России, — обратился к номинантам первый замминистра экономического развития и инвестиционной политики РБ Айрат Фахретдинов. Дипломы 2 степени получили ООО «НПФ «ВИСМА» и АО «Белебеевский завод «Автонормаль». Третье место в номинациях конкурса завоевало ООО ИПП «Новые технологии». Между тем, компания «Петон констракшн», будучи региональным лидером, сумела взять третье место на всероссийском этапе конкурса «Лучшие практики наставничества».

https://ufa.bezformata.com/listnews/luchshih-nastavnikov-po-natcproektu/112922421/

Как в Башкирии развивают институт наставничества для одаренных детей

https://rg.ru/2020/09/30/reg-pfo/v-bashkirii-razvivaiut-institut-nastavnichestva-dlia-odarennyh-detej.html

Отток талантливой и перспективной молодежи в другие регионы — проблема, которая не сходит с региональной повестки уже не первый год. Определенные подвижки есть: по данным минобрнауки РБ, в 2019 году из 109 стобалльников в регионе осталось лишь 17 процентов, а 2020 году уже 45 процентов ребят заявили о желании поступать в уфимские университеты.

Причин тому несколько. Во-первых, многие родители испугались ситуации с пандемией и решили не отпускать далеко своих чад. Во-вторых, в этом году в региональных вузах более чем на тысячу увеличили количество бюджетных мест. В-третьих, местные университеты стали активнее работать со школами и создавать предуниверсарии. И к этой работе совершенно бесплатно присоединились студенты-наставники, которые помогают талантливым детям получать новые знания, а заодно делать взвешенный выбор: где продолжить обучение.

Тимур и его команда

Так, в республиканском инженерном лицее-интернате (РИЛИ) к олимпиадам по химии детей готовят свои же выпускники, а ныне студенты Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Они даже создали ассоциацию наставников олимпиадного движения. Коротко — АНОД. Ее костяк — 12 бывших победителей и призеров олимпиад по химии — выпускники РИЛИ и школьники-помощники. Результаты их работы впечатляют: в 2019 году 38 процентов наград региональных интеллектуальных состязаний по этому предмету завоевали ученики инженерного лицея, а трое стали призерами всероссийской олимпиады.

— Мы, члены ассоциации, работаем бесплатно, но получаем при этом практический опыт. К примеру, я научился составлять документы для грантов, администрировать проекты и взаимодействовать с учениками. Тогда как школьникам подготовиться к интеллектуальным состязаниям проще и интереснее с молодым наставником, который сам совсем недавно прошел через олимпиадное движение, — объясняет один из создателей АНОД Тимур Маннанов.

Тимур — победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист международной Менделеевской олимпиады. Молодой человек учится на третьем курсе УГНТУ по специальности «Газохимия», хотя легко мог бы поступить в престижный столичный или зарубежный вуз. По его словам, остался в Уфе, потому что в Москве и за границей конкуренция больше. А в Башкирии можно учиться, получать стипендию в несколько раз выше средней зарплаты по региону и реализовывать свои проекты, например, АНОД. Тимур с командой единомышленников уже получил грант Федерального агентства по делам молодежи в размере 500 тысяч рублей на дальнейшее развитие ассоциации. Кроме того, молодой человек организовал республиканскую олимпиаду юниоров по химии, выиграв грант на сумму 100 тысяч рублей на всероссийском форуме «Территория смыслов».

— Многие ребята не понимают ценность победы в интеллектуальных состязаниях, а ведь с ними можно поступить в вуз без учета результатов ЕГЭ и получать высокую стипендию в вузе. К примеру, в УГНТУ олимпиадникам-первокурсникам платят до 50 тысяч рублей в месяц, — заметил Тимур.

Об этом он рассказывает и своим ученикам. Так успешные студенты демонстрируют своим юным ученикам: в Башкирии тоже можно многого добиться. Два года назад по стопам наставников пошли шесть воспитанников АНОД, в прошлом году еще четверо. Они поступили в УГНТУ на бюджет и в большинстве своем сейчас получают повышенную стипендию.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить: Тимуру Маннанову с его командой пришлось приложить немало сил, чтобы реализовать свои идеи.

Наукоград от Германа

А 17-летний уфимский гений-инноватор и наставник подрастающего поколения Герман Янгалин мечтает о большем: открыть в Башкирии Наукоград, сеть технопарков и бизнес-инкубатор. Главная особенность его проекта — междисциплинарность. Так, по задумке Германа, в Наукограде будут обучать по всем инновационным направлениям — от наноинженерии до проектирования киберфизических систем.

Герман — победитель многочисленных конкурсов и олимпиад и уже не первый год делится своими знаниями с другими ребятами. Он проводит бесплатные онлайн-лекции и мастер-классы в интернете по 3D-моделированию и 3D-технологиям, помогая ребятам получить новые знания и определиться с профессией.

Под светом «Авроры»

Но, возможно, Герман Янгалин все-таки реализует свои планы в Башкирии, ведь в Уфе в прошлом году появился аналог федерального центра «Сириус» — региональный центр развития талантов «Аврора». Он занимается одаренными ребятами республики. И Тимур Маннанов, и Герман Янгалин, равно как многие другие ребята, уже попали в поле зрения сотрудников «Авроры» и учатся на их курсах либо выступают в качестве наставников и советников. В перспективе этот центр может стать стартовой площадкой для реализации проектов и идей будущих Ломоносовых, Кулибиных и Менделеевых.

Заместитель директора по научно-инновационной работе центра развития талантов «Аврора» Александр Пономарев говорит:

— Основная задача центра «Аврора» — помочь ребятам раскрыть свои таланты и обеспечить возможность самореализоваться. Поэтому сейчас мы выстраиваем новую систему взаимодействия: школа — вуз — центр «Аврора», чтобы показать ребятам возможности наших региональных университетов через наставников. Ведь зачастую именно они влияют на выбор ребят: уехать из региона или же остаться. Для юных талантов главное — возможность воплотить свои идеи в жизнь. Конечно, высокая студенческая стипендия — это тоже приятный и важный бонус, но прежде всего нужны условия для реализации проектов.

Компетентно

Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

— Выявлять таланты мы научились. Сегодня есть огромное количество конкурсов и олимпиад в России и на международном уровне. Но очень важно сопровождать эти таланты, чтобы у каждого победителя был наставник и связь с конкретным предприятием. Чтобы ребенок знал: его наработки нужны в конкретном селе, городе, районе, регионе, чувствовал свою востребованность и значимость. Только тогда одаренные ребята будут оставаться на родине и работать на ее благо.

Главная задача этого года – воздать должное уважение учителям и повысить интерес молодежи к педагогике. Ведь несмотря на все современные технологии в образовании, учитель для ребенка играет очень важную роль прежде всего как человек. Его задача – не просто передать знания. Он может направить, помочь и даже уберечь от опасностей окружающего мира. Стать настоящим наставником в начале жизненного пути.

27 февраля 2023 г. в столице Республики Башкортостан на базе Уфимского многопрофильного колледжа прошел очный этап республиканского КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «Эффективные практики наставничества в образовательных организациях Республики Башкортостан» для педагогических и руководящих работников – наставников молодых педагогов, работающих по основному месту работы в образовательных организациях общего, среднего профессионального и дополнительного образования и реализующих систему наставничества в отношении молодых педагогов.

Конкурс проходил с целью создания условий для развития творческого потенциала и самореализации педагогов-наставников, выявления и тиражирования эффективных практик наставничества, повышения социального и профессионального статуса наставника.

В истории Башкортостана есть известные имена, которые внесли большой вклад в области образования:

Фатыма Хамидовна Мустафина

Более 16 лет она трудилась на ответственном посту министра просвещения БАССР. По воспоминаниям современников, Фатыма Хамидовна была одним из самых энергичных и деятельных членов тогдашнего правительства республики. Вышедшая из народной среды, она хорошо понимала, что значит современное образование для республики, как важно иметь хорошие школы, особенно в сельской местности. Фатыма Мустафина активно руководила ходом школьных реформ 60-х годов прошлого столетия, уделяя особое внимание малокомплектным и неполным средним школам. Тогда в Башкортостане в относительно короткое время были построены десятки современных зданий для школ и интернатов. С особым азартом помогала она сельским школам, делая для них все возможное и невозможное, обеспечивая их ремонт и реконструкцию. Фатыма Мустафина объездила все районы Башкортостана, хорошо знала положение дел на местах, лично знала почти всех директоров школ.

Очень многим выпускникам школ и вузов, начинающим педагогам именно она дала путевку в жизнь. Фатыма Хамидовна всегда была открыта для людей и все знали, что у нее всегда можно найти помощь и поддержку. Во многом благодаря ее поддержке появилась первая в Уфе башкирская школа №20, ставшая позже гимназией, было построено здание школы-интерната №1 в Стерлитамаке, расширена республиканская гимназия им. Р.Гарипова. Стараниями Фатымы Мустафиной каждый год в лучших учебных заведениях страны выделялись квоты для выпускников школ из Башкортостана. Сотни десятиклассников сдавали вступительные экзамены в Уфе и поступали на учебу в институты и университеты Москвы, Ленинграда, Свердловска, Омска и других городов страны.

Многие, кто встречался с ней, отмечали ее жесткую требовательность, упорность и неуступчивость, профессиональное знание своего дела, нацеленность на интересы людей и республики. Говорят, мало кто из московских чиновников мог отказать ей в финансировании строительства новых школ. Помогало Фатыме Хамидовне защищать интересы республики и то, что она избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР пятого созыва, депутатом парламента Башкортостана четвертого, шестого и седьмого созыва.

За большие заслуги она была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени (дважды), многими медалями. Ей были присвоены почетные звания заслуженного учителя школы РСФСР, отличника просвещения СССР и отличника народного просвещения РСФСР. Фатыма Хамидовна — автор более 100 научных работ, посвященных истории образования в республике, ряда книг. Среди них особенно известны «Расцвет народного образования в Башкирской АССР» и «Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917-1978 гг.)».

Сулейманова Сабиля Гайзулловна

После окончания Башкирского государственного университета работала учителем русского языка и литературы в Темясовской средней школе, с 1966 года — преподавателем Сибайского педагогического училища.

В 1970—1983 гг. работала научным сотрудником, старшим научным сотрудником (с 1978 года) в Башкирском филиале НИИ национальных школ. В 1979 году опубликовала первую монографию «Методика обучения видо-временным формам русского глагола в 1—3 классах башкирской школы». В январе 1981 года в Москве защитила кандидатскую диссертацию и получила учёную степень «кандидат педагогических наук». В 1983 – 1985 гг. работала в областном комитете КПСС заместителем заведующего отдела науки и высших учебных заведений. В 1985—1988 гг. работала (до расформирования министерства) министром просвещения Башкирской АССР. В 1988—1991 годах работала преподавателем Башкирского государственного университета. В связи с открытием Сибайского института Башкирского государственного университета и острой нехваткой преподавателей решила переехать на свою малую родину, в город Сибай. В 1991—2001 гг. —преподаватель недавно открытого Сибайского института Башкирского государственного университета, заведующая кафедрой методики преподавания. В 2001—2003 гг. — начальник научно-методического отдела Республиканского учебно-научного методического центра Министерства образования Республики Башкортостан.

За время своей профессиональной деятельности Сабиля Гайзулловна Сулейманова снискала доверие и уважение не только коллег и студентов, но и простых жителей республики. Двери её кабинета всегда были открыты для посетителей, она старалась помочь людям решить их проблемы.

Научные исследования посвящены методике преподавания русского языка в нерусских начальных школах, развития русской речи в национальных детских садах. Автор более 50 научных и учебно-методических работ, а также сборников стихов и публицистических очерков на башкирском языке. Депутат Верховного Совета Башкирской АССР 11-го созыва (1985-1990).

Галия Мухтаровна Мухамедьянова

Трудовую деятельность начала в поселке Тубинский Баймакского района учителем русского языка и литературы средней школы № 2, затем работала заместителем директора этой школы. Более десяти лет отдала учительскому труду в средней школе деревни Кульчурово Баймакского района и Сибайской школе-интернате.

В 1996 году Галия Мухтаровна возглавила Управление народного образования города Уфы, а в 1998 году на семь лет пришла на пост министра образования Республики Башкортостан. Именно на этом высоком и ответственном посту Галия Мухамедьянова проявила свои лучшие деловые и личные качества. Её деятельность на посту министра образования способствовала созданию и внедрению пятнадцати актуальных приоритетных целевых программ по модернизации образовательной системы.

Галия Мухамедьянова ведёт большую общественную работу и с 2015 года входит в состав Общественной палаты Республики Башкортостан, но при этом не оставляет преподавательскую деятельность – продолжает общаться с молодёжью, работает доцентом Башкирской академии государственной службы и управления при Главе РБ.

Она является автором около 100 научных трудов, учебников и монографий. Неоднократно становилась лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений.

Лилия Салаватовна Гумерова

Карьера Лилии Гумеровой начиналась в 1994 году с работы психологом в средней школе родных Учалов. В 2007 году заняла должность замглавы местной администрации по социальным вопросам, затем перешла в республиканское правительство, стала детским омбудсменом и избралась депутатом в Курултай, откуда, досрочно сложив полномочия, вернулась в правительство уже заместителем премьера, а по ходу защитила кандидатскую диссертацию. В 2014 году представила Башкортостан в Совете Федерации. Так за 20 лет Лиля Гумерова прошла путь от школьного педагога до сенатора.

Зугура Ягануровна Рахматуллина

В 2004—2006 гг. З. Рахматуллина работала министром образования Республики Башкортостан, в 2007—2010 гг. — заведующей кафедрой этики, эстетики и культурологии БашГУ, с 2010 по 2011 г. — заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, курировала науку, образование, культуру и молодежную политику. В 2011—2016 годах — депутат Государственной Думы VI созыва Федерального Собрания РФ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по культуре. Избиралась депутатом от избирательного объединения Всероссийская политическая партия «Единая Россия». С 2016 года — депутат Государственной Думы VI I созыва Федерального Собрания РФ, член комитета по делам национальностей. С 2021 года Зугура Ягануровна директор института истории, языка и литературы Уфимского исследовательского центра РАН.

Отмечена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (2016), Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2015), Благодарностью Правительства Российской Федерации (2013), Почетной грамотой Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан (2011), Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2009), грамотой Министерства обороны Российской Федерации (2005), а также другими ведомственными и общественными наградами, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2006.)

Сфера научных интересов З. Рахматуллиной — философия культуры и образования, моральная философия и традициология. Она автор более 400 научных и методических работ в отечественной и зарубежной печати, 13 монографий и 6 учебников.

Камалова Лира Шариповна

После окончания Башкирского государственного университета Камалова Лира Шариповна работала учительницей русского языка и литературы Бурибаевской средней школы Хайбуллинского района, затем работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с 1971г. — директором этой школы. Л.Ш.Камалова относилась к работе с творческим подходом: школу полностью перевела на кабинетную систему, много сделала по укреплению её материальной базы. Кабинеты оснащались наглядными пособиями, библиотекой и техническими средствами обучения. Старшеклассники изучали автодело и при выпуске из школы получали удостоверение на право вождения. В школе ученики полностью обеспечивались горячим питанием.

За большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1978 г. Л.Ш.Камаловой присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1985—1987 гг. Лира Шариповна работала директором уфимской средней школы (ныне гимназии) №20, в 1987—1993 гг. — заведующей кабинетом воспитательной работы Башкирского института усовершенствования учителей Министерства образования Республики Башкортостан.

Камалова Лира Шариповна — Заслуженный учитель школы Башкирской АССР (1975), Отличник образования Республики Башкортостан (1995).

Многократно избиралась делегатом съездов учителей БАССР и РСФСР, была делегатом XXVI съезда КПСС, членом президиума Всесоюзного педагогического общества.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Камалова,_Лира_Шариповна

Лиза Киямовна Агадуллина

Лиза Киямовна Агадуллина, преподаватель лицея №42 города Уфы и Республиканского башкирского лицея-интерната, удостоена звания «Народный учитель России». Государственную награду учителю вручил в Кремле Президент России Владимир Путин.

Награда была учреждена в 2000 году, за 16 лет ее получили чуть более 70 человек. Впервые звания «Народный учитель России» удостоен преподаватель из Республики Башкортостан.

Лиза Киямовна – учитель химии высшей квалификационной категории. Она проработала в школах Республики Башкортостан и ее столицы 57 лет. Свыше ста её учеников стали призерами республиканских, всероссийских и международных олимпиад. Среди ее воспитанников — деятели науки и образования, медицины и юриспруденции, специалисты нефтяной и строительной отраслей, предприниматели.

С 1997 года по инициативе Лизы Киямовны в лицее открыты химико-биологические классы, работает летняя химическая школа «Изотоп» для одаренных детей. Она имеет авторскую учебно-методическую программу по химии для 7 – 11 классов с углубленным изучением предмета.

Единственным педагогом из Башкортостана, удостоившимся звания «Народный учитель Российской Федерации», является Лиза Киямовна Агадуллина. Это звание было присвоено ей в 2016 году в Кремле. За свою профессиональную карьеру она подготовила более 100 победителей олимпиад различного уровня, всегда верной оставаясь родной республике.

Лиза Киямовна Агадуллина в 2008 году была первой удостоена звания «Народный учитель Республики Башкортостан». Имеет почетные звания «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации». Награждена медалью «В.А. Сухомлинский», дважды обладатель Соросовского гранта, представлена в Зале национальной трудовой славы Российской Федерации. В рамках серии биографических изданий «Деятели народного образования» БГПУ им. М. Акмуллы выпущена книга «Народный учитель Башкортостана Л.К. Агадуллина» (2012 г.).

Сегодня Лиза Киямовна Агадуллина активно участвует в работе Ассоциации лучших учителей столицы Башкортостана, где предлагает свое видение развития современной системы образования. Результатом ее кропотливого труда является рост качества образования, высокая мотивация учащихся к обучению.