Роль педагога в наше время велика как никогда. Для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России». 27 июня 2022 года Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

17 мая 2023 года на базе МБОУ СОШ с. Комсомольск Учалинского района РБ прошла очередная (третья) Всероссийская научно-практическая (с международным участием) конференция “Региональный опыт изучения родных языков и литератур в образовательном пространстве”, посвященная Году педагога и наставника, 90-летию Института развития образования Республики Башкортостан. Она организована совместно с кафедрой башкирского и других родных языков и литератур Института развития образования Республики Башкортостан.

В работе конференции приняли участие более 100 человек: среди них ученые, преподаватели вузов, педагоги общеобразовательных организаций, магистранты, аспиранты, методисты и авторы учебников по родным языкам и литературам, специалисты в сфере языковой политики. С приветственным словом выступили Кагарманов И.Ф., начальник управления национального образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Акчулпанов Ю.К., проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Республики Башкортостан и гость из г. Ижевска Клементьев А.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и родных языков, АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Самситова Л.Х., доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Республики Башкортостан, декан факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики Уфимского университета науки и технологий проф. Г.Р. Абдуллина и др.

Основные направления работы конференции определены следующим образом: Национальные языки и литературы в условиях би- и полилингвизма; Методика преподавания родных языков в образовательных учреждениях различного уровня; Мой первый учитель и наставник (“Нет на свете мудрее профессии”); Современные эффективные практики в преподавании родных языков и литератур в условиях реализации обновленного ФГОС; Образ учителя в литературе и искусстве; Лингвокраеведение в системе школьного обучения родному языку и литературе; Патриотическое воспитание на уроках родного языка и литературы.

Наиболее эффективный путь включения детей в родную этнокультуру – это изучение языка и литературы. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура. И.И. Срезневский писал: «В языке народ выражает себя полнее и многостороннее, чем в чем–либо другом – не только в последнем своем положении, но и историческом. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. В высшем своем жизненном и важном историческом применении язык становится орудием и проводником всех потребностей образованности народа». Работа данной конференции является существенным вкладом в сохранении и развитии родных языков и культур народов, проживающих в Республике Башкортостан и Российской Федерации.

Издан сборник материалов научной конференции, который будет размещен в библиографической базе данных научных публикаций российских учёных ELIBRARY.ru (РИНЦ).