«Большие вызовы» — это насыщенная образовательная программа, посвященная научно-исследовательской и инженерной проектной деятельности, реализуемая Фондом «Талант и успех» с 2016 года ежегодно в июле. Работа над проектами проходит в лабораториях и мастерских Парка науки и искусства «Сириус» (г. Сочи).

Миссия программы — развитие у молодежи интереса к науке и решению технологических задач. Отбор на программу «Большие вызовы» проводится на основе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов.

Термин «Большие вызовы» взят из Стратегии научно-технологического развития РФ. Большие вызовы это объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов.

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов включает в себя 2 трека: региональный (очный, проходит в регионах-участниках проекта) и дистанционный (заочный, проходит в регионах, где нет регионального трека или где он есть, но по направлениям, отличным от региональных). Каждый проект участника конкурса может проходить только по одному из треков. Структура треков описана в таблице.

В заключительном (очном) этапе конкурса участвуют обучающиеся, прошедшие отборочные этапы.

В 2018-2019 году конкурс в Республике Башкортостан региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов проводится в три этапа: школьный, муниципальный и очный региональный.

Заявки принимаются на электронную почту kproyektov@bk.ru.

Официальный сайт Всероссийского Конкурса: https://konkurs.sochisirius.ru/

Региональный этап

Направления регионального этапа

1. Агропромышленные и биотехнологии

Сельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики, которая обеспечивает нас едой. В России много земель, а это значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и проблем в сельском хозяйстве много. Исследователи стараются найти ответы на множество обычных вопросов, но уже на новом витке технологического развития: Как вдохнуть жизнь в отработавшие и уставшие почвы? Как повысить урожаи любых ценных культур, а в самих культурах – содержание ценных и питательных веществ? Как защитить их от болезней, вредителей, засухи и наводнений? Как сберечь урожай, чтобы он не пропал во время долгого зимнего хранения?

Ответы требуют тонких исследований, включая исследования на клеточном уровне.На новые технологии мы возлагаем большие надежды. Они позволят обрабатывать поля и собирать урожай автоматически, поливать растения выверенным количеством воды в зависимости от температуры и влажности, вносить оптимальное количество удобрений, беспилотные летательные аппараты смогут удобрять почву и заниматься мониторингом, а умные информационные системы подскажут культуру, время посева и сбора урожая для каждого поля. Однако продукцию можно выращивать не только на полях, но и на городских фермах, поближе к потребителю. И здесь тоже возникают вопросы: Какими должны быть городские фермы? Какие технологии выращивания зелени, овощей и фруктов было бы разумно на них использовать?

Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной обработки, попадает в наши тарелки. Качество нашей пищи – ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества.

Пример проекта, который могут выполнить участники конкурса, – исследовать рост растений (например, томатов или огурцов) и факторы, влияющие на него, предложить и в эксперименте опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро растут и плодоносят дома, в помещении.

2. Беспилотный транспорт и логистические системы

У беспилотных летательных аппаратов – большое будущее, поскольку их ждет работа в области связи, транспорта, сельского хозяйства, картографии и мониторинга разного рода. Эти несложные устройства могут сильно облегчить человеческий труд. А для России с ее огромными территориями и местами неразвитой инфраструктурой они и вовсе станут палочкой-выручалочкой.

Создание беспилотников для разных целей требует ярких идей и конструкторских решений, использования новых устройств связи, энергетических и автоматизированных систем, новых материалов и алгоритмов управления как отдельными аппаратами, так и их роями, группами.

Школьникам вполне по силам спроектировать и построить беспилотники для автоматического мониторинга местности, создания 3D-карт, точного земледелия, доставки небольших грузов, обеспечения связи на удаленных территориях и многого другого.

Однако можно не только создавать, но и изобретательно приспосабливать существующие промышленные беспилотники к решению конкретных задач.

Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, – разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Мы должны видеть их в любой момент времени. Так почему бы не создать такую систему?

3. Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность

Мы вступили в эпоху больших данных (BigData). Камеры видеонаблюдения, информация о перелетах и переездах людей, истории болезней, транзакции, сотовая связь, покупки в магазинах – все это и многое другое формирует базы данных, которые постоянно пополняются и стремительно разрастаются.

Все эти данные – большая ценность, ресурс для анализа и прогнозов, пища для алгоритмов машинного обучения. Сегодня без них уже невозможно построить систему с по-настоящему высокой точностью.

BigData-исследования находятся на стыке наиболее востребованных направлений, это, можно сказать, сердце междисциплинарных исследований. Здесь и искусственный интеллект, и машинное обучение, и нейронные сети на службе медицины, биологии, экономики, социологии, логистики, физики, генетики, финансов; а также сложные семантические алгоритмы для поиска информации в интернете и нестандартные подходы к обеспечению безопасности программно-аппаратной инфраструктуры.

Технологии обработки больших данных и машинного обучения успешно трудятся в области поиска информации, прогноза погоды и игры в Го, они предсказывают спрос на товары, помогают распознавать изображения и звуки. Использование современных методов машинного обучения на действительно больших объемах данных позволяет конструировать системы с обширными возможностями.

Один из примеров системы, которую можно сделать в рамках конкурса, – создать алгоритм, рекомендующий фильмы, музыку и литературу конкретному пользователю, на основе оценок, которые поставили другие пользователи этого сервиса. Алгоритм сравнивает их и делает предсказание, какую оценку фильму поставил бы этот пользователь, если бы его посмотрел. Алгоритм может использовать информацию с популярных сайтов, таких как Кинопоиск, IMDB, litres или Википедия.

4. Космические технологии

Современная космонавтика решает в основном прикладные задачи: фотографирует Землю из космоса, обеспечивает навигацию и связь. Однако и романтика освоения других планет, на время отошедшая на второй план, сегодня вновь будоражит умы и становится мощным трендом, объединяющим человечество.

Пилотируемые экспедиции на Луну и на Марс – дела уже ближайшего будущего. Космос становится все ближе к нам благодаря уникальным исследованиям и новым технологиям. Огромное количество исследователей и инженеров работают над созданием новых материалов для космоса, производством компонентов спутников на орбите, разрабатывают интеллектуальные алгоритмы управления группами космических аппаратов и их автоматического обслуживания, ищут методы борьбы с космическим мусором, предлагают новые сервисы на основе результатов космической деятельности – космических снимков, навигации и связи.

Что же могут сделать школьники в этой высокотехнологичной области? На самом деле многое. Создать небольшую спутниковую систему сегодня довольно просто. Школьники и студенты по всему миру запускают собственные спутники-кубсаты, принимают сигналы из космоса, делают приложения, анализирующие реальные космические снимки, и многое другое.

Отдельным ресурсом для школьных проектов может стать Международная космическая станция, которая регулярно принимает эксперименты от научных и образовательных организаций. На Земле школьники планируют научное исследование, оборудование для которого доставляется на орбиту с одним из грузовых кораблей. Проводят эксперимент уже космонавты.

В рамках конкурса школьники могут создать и испытать собственный реактивный двигатель для маневрирования малого космического аппарата (кубсата). Такой двигатель способен работать по разным принципам, а программное управление уровнем тяги позволит точно ориентировать аппарат в пространстве и поддерживать его орбиту. Для конструирования и наземных испытаний опытных образцов применяют конструкторы спутников и простейшие стенды.

5. Нанотехнологии

Нанотехнологии представляют собой совокупность химических, физических или искусственных биологических процессов, позволяющих контролируемо работать с нанообъектами, формирующими различные материалы, устройства или технические системы.

Особенностью нанотехнологий является широкое использование процессов самоорганизации, самосборки и темплатного синтеза, которые могут в сложно организованной системе привести к формированию необходимых упорядоченных структур (наноструктур), проявляющих требуемые практически важные (функциональные) свойства.

Развитие промышленных технологий, микроскопии, работа с материалами на атомарном уровне не только рождают новые возможности, но и ставят человечество перед новыми вызовами. Знаковым событием в этой области можно считать выступление нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана «Внизу полным-полно места», описавшего перспективы развития материаловедения и нанотехнологий.

Несмотря на то, что для решения большинства задач необходимо дорогое и сложное оборудование, очень многие вещи можно сделать и с использованием бытовых объектов. Андрей Гейм и Константин Новоселов, например, были награждены в 2010 году Нобелевской премией по физике за открытие графена и его получение с полоски обычного скотча, к которой был приклеен графит: при отрывании скотча на нем остался моноатомный слой графита – графен.

Также в рамках конкурса школьники могут сравнить разные виды солнечных батарей, элементов или других источников альтернативной энергии.

6. Новые материалы

Конец XX и начало XXI века принесли массу открытий в материаловедении. Это и широкое распространение различных полимеров, и открытие таких наноматериалов, как углеродные нанотрубки, открытие свойств перовскита, превращающего его в одно из перспективных соединений для аккумуляции солнечной энергии.

Стремительное развитие промышленных технологий и углубление в материалы на атомарном уровне обеспечили новые возможности и поставили новые вызовы.

Сегодня материаловедение – это наука, которая охватывает все сферы нашей жизнедеятельности от бытового уровня до высокотехнологического производства биосовместимых материалов для протезов, полупроводников для электроники, покрытий, повышающих коррозионную и износостойкость материалов и механизмов.

В рамках проектов школьникам предлагается разработать новые направления использования материалов в различных отраслях промышленности, а также при создании элементов декора. При этом широкое применение могут найти отходы предприятий горно-металлургического, химического и других производств, что дополнительно позволит снизить ущерб, наносимый окружающей природной среде в промышленно развитых районах.

Одной из актуальных производственных задач является разработка новых методов и технологий для повторного использования промышленных отходов, создание технологий переработки вторичных материалов, в частности, с использование методов биотехнологии, применение которых позволяет получать материалы в нанодисперсном состоянии.

7. Современная энергетика

Если без чего и не может существовать наша цивилизация, так это без энергии. Растущее население Земли и растущее производство, «оцифровывание» человечества требуют все больше и больше энергии.

Но, с другой стороны, современная энергетика должна быть экономичной, доступной в любом уголке планеты и безопасной для окружающей среды.

Школьникам предстоит исследовать возобновляемые источники энергии, создавать прототипы генераторов, работать с новыми материалами, конструировать новые накопители энергии, программировать системы управления энергетическими сетями с учетом оптимального расхода электричества. Словом, огромное поле для творчества.

Один из примеров проекта в рамках конкурса – исследование возобновляемого энергетического потенциала региона. Солнечные и ветровые генераторы электричества стоят дорого, поэтому прежде, чем их устанавливать на удаленных территориях, необходимо провести исследование, чтобы оценить их будущую эффективность – стоит ли овчинка выделки.

Для этого школьники могут разработать методику измерения и соответствующую экспериментальную установку. Такой прибор можно было бы установить на некоторое время в месте, где планируется разместить солнечную батарею или ветряк, и проанализировать собранную информацию о силе ветра, солнечной активности и прочем.

8. Умный город

Развитие информационных технологий и электроники позволили оснастить городскую и производственную инфраструктуру большим количеством датчиков, собирать данные и прогнозировать нагрузки на различные городские системы. Это сделало возможным улучшать показатели эффективности многих систем, которые окружают нас каждый день: проводить оптимизацию городского транспорта, электро- и водоснабжения, всевозможнных электронных систем, создавать системы поминутной аренды автомобилей и велосипедов, осуществлять мониторинг качества производимых продуктов и материалов. Такого рода системы внедряются как на крупных заводах, где недорогие датчики и системы анализа данных с них позволяют улучшать показатели производства продукции, так и выходят на рынок частных домохозяйств, где позволяют гибко управлять освещением, энергопотреблением и иными бытовыми процессами. Примером системы, которую можно реализовать в качестве проекта – система управления умным домом, которая при помощи сервоприводов открывает и закрывает окно, в зависимости от температуры воздуха в квартире, на улице, содержания углекислого газа и кислорода в доме, получая эти данные с датчиков, установленных на окне.


Итоги регионального этапа

27 марта 2019 года на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» состоялся региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов в республике Башкортостан, который проводился в рамках Соглашения между Министерством образования Республики Башкортостан и Образовательным Фондом «Талант и успех» от 4 декабря 2018 года № 12/18-3823 «О совместном проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов Большие вызовы в 2018-2019 учебном году».

Основная цель конкурса – развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся, интереса к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, популяризация и пропаганда научных знаний, выявление одаренных обучающихся в области проектной и исследовательской деятельности.

В 2018-2019 учебном году Конкурс на территории республики Башкортостан проводился впервые и проходил в три этапа: школьный, муниципальный, региональный.

На региональном (очном) этапе были представлены 15 проектов по 5 направлениям:

– новые материалы;

– космические технологии;

– современная энергетика;

– умный город;

– агропромышленные и биотехнологии.

Проекты оценивались экспертным советом представленными преподавателями высших учебных заведений: ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Башкортостан Республика», ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», ФГБОУ ВО “Башкирский государственный аграрный университет” На основе публичной защиты проектов эксперты определили победителей и призёров по направлениям конкурса:

Новые материалы

Победитель: Жиганова А. обучающаяся 10 класса ГБОУ БРГИ №1

Тема: Выявление эффективного наполнителя при создании биоразлагаемых композитов путем оценки их влагопоглощения

Призеры:

2 место – Воронин Р. обучающийся 9 класса МБОУ “Лицей № 83 имени Героя Советского Союза Матвея Савельевича Пинского” ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Тема: Необычные абсорбирующие свойства сополимеров NN-диметал-NN- диалиламонийхлорида

3 место – Ямлиханова К. обучающаяся 9 класса МБОУ “Лицей № 83 имени Героя Советского Союза Матвея Савельевича Пинского” ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Тема: Равновесные состояния сульфата натрия в трёхкомпонентной системе Na2SO4-H2O-C2H6O при 250С

Космические технологии

Победитель: Гаврилов Д. обучающийся 10 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан

Тема: Мониторинг верхних слоев атмосферы

Современная энергетика

Победитель: Газетдинов И. обучающийся 9 класса МБОУ СОШ с. Ишкарово Муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

Тема: Альтернативные источники энергии: использование ветрогенератор

Умный город

Победители: Ахметзянов Б. и Щербаков М. обучающиеся 10 класса МБОУ “Лицей № 153” ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Тема: Автомобильный коммуникатор для незрячих

Призеры:

2 место – Еремин А. обучающийся 9 класса МОБУ гимназия с. Кармаскалы муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

Тема: 3-D принтер в современном мире

Агропромышленные и биотехнологии:

Победитель: Галиуллина А. обучающаяся 9 класса МБОУ СОШ с. Старокуктово муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

Тема: Влияние элементов технологии возделывания сои сорта СибНИИК 315 на увеличение урожайности

Призеры:

2 место – Сафина А. обучающаяся 9 класса МОБУ СОШ с. Красный Яр муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Тема: Влияние разных факторов на укоренение черенков при выращивании саженцев винограда

3 место – Гурьянова Е. обучающаяся 10 класса МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка» ГО г. Уфа Республики Башкортостан, МБОУ ДО «Детский эколого-биологический центр «Росток» ГО г. Уфа Республики Башкортостан

Тема: Стимулирующая роль bacillus subtilis в адаптации растений к воздействию тяжелых металлов

Победители и призёры регионального этапа Конкурса примут участие в заключительном отборочном (очно-заочном) этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».