30 сентября 2021 года Институтом развития образования Республики Башкортостан под эгидой Министерства образования и науки Республики Башкортостан был проведен онлайн-круглый стол по теме «Инновационная организация учебной деятельности в литературном образовании в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО».

Модераторами онлайн-круглого стола выступили Яфаева Венера Гавазовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Института развития образования Республики Башкортостан;

Полупанова Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования Республики Башкортостан.

Участие в подготовке круглого стола приняла Рахматуллина Шаура Мажитовна, кандидат философских наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования Республики Башкортостан.

В работе круглого стола приняли участие спикеры:

  • Рожкова Марина Викторовна, руководитель центра развития дошкольной литературы и развивающих систем начального образования ГК «Просвещение», г. Москва;
  • Брындина Ольга Николаевна, руководитель направления начального образования ООО «ГлобалЛаб», г. Москва;
  • Абдуллина Олеся Айратовна, учитель МАОУ СОШ № 8, г. Белебей Республика Башкортостан;
  • Столбова Лариса Александровна, учитель МАОУ СОШ № 15, г. Белебей Республика Башкортостан;
  • Хакимова Альбина Шамиловна, учитель высшей категории МОБУ СОШ, д. Кабаково Кармаскалинский район Республика Башкортостан;
  • Львова Лиана Рифгатовна, учитель МОБУ СОШ с. Прибельский, Кармаскалинский район Республика Башкортостан.

В рамках работы круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:  

  1. Роль учебно-методического комплекта по литературному чтению в моделировании информационно-образовательной среды в контексте обновлённых требований ФГОС НОО.
  2. Образовательная среда ГлобалЛаб для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературного чтения.
  3. Смысловое чтение как метапредметный результат образования.
  4. Использование периодических детских печатных изданий на уроках внеклассного чтения в соответствии с обновленным ФГОС НОО.
  5. Применение инновационных технологий в литературном чтении в соответствии с обновленными требованиями ФГОС НОО.
  6. Использование эффективных методов и приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

По мнению участников круглого стола, интеграция традиционных и инновационных технологий, методик, приемов в преподавании способствует наилучшему достижению результатов по учебному предмету «Литературное чтение», обозначенных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном Приказом Министерства РФ от 31 мая 2021 г. № 286, а также обеспечивает литературоведческую пропедевтику младших школьников, процесс ознакомления их с классикой отечественной и зарубежной детской литературы.

Подводя итоги работы круглого стола, Венера Гавазовна Яфаева отметила, что «обсужденные аспекты литературного образования младших школьников способствуют полноценному восприятию художественного произведения, творческой индивидуальности автора, умению ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, формулировать свое отношение и самостоятельно делать выводы.

Научить ребенка культуре чтения и восприятия художественного произведения – значит воспитать компетентного читателя, личность, восприимчивую к искусству.

В процессе таким образом организованной учебной деятельности в рамках литературного образования у младшего школьника развиваются способности к любой аналитической деятельности, необходимой для современного человека».  

Запись онлайн-круглого стола доступна по ссылке: https://youtu.be/d9th_TjM3mA