Основная информация

25 мая 2022 года в Республике Башкортостан стартовал региональный этап Всероссийского конкурса сочинений 2022 года (далее – Конкурс).

Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Республики Башкортостан. Оператором проведения регионального этапа Конкурса стал Институт развития образования Республики Башкортостан.

В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 4-11 классов общеобразовательных организаций и обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программу среднего общего образования. Участие в Конкурсе является бесплатным и добровольным.

Конкурс проводится в два этапа. Региональный этап Конкурса проводится в период с 25 мая по 7 октября 2022 года в дистанционном формате (включительно). Федеральный этап Конкурса проводится в период с 10 по 31 октября 2022 года (включительно).

Для участия в региональном этапе Конкурса заявки и сочинения обучающихся по возрастным группам предоставляются муниципальным координатором в период с 29 августа по 9 сентября 2022 года региональному оператору Конкурса по ссылке: https://konkurs.irorb.ru/45/

Сочинения, представленные для участия в региональном этапе Конкурса после 9 сентября 2022 года, не подлежат рассмотрению и оценке.

По итогам Конкурса издается сборник сочинений финалистов Конкурса.

Тематические направления

  1. «Нелегко быть ребенком! Сложно, очень сложно. Что это вообще значит – быть ребенком?» (А. Линдгрен): 2018–2027 годы – десятилетие детства
  2. «Самодержавною рукой // Он смело сеял просвещенье, // Не презирал страны родной: // Он знал ее предназначенье…» (А. С. Пушкин): 350-летие со дня рождения Петра I
  3. «Оглядываясь назад, в прошлое, я вижу, что мне сопутствовала счастливая звезда и целый ряд случайностей…»: 150-летие со дня рождения В. К. Арсеньева
  4. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (М. Ю. Лермонтов): 210-летие Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год)
  5. «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная» (С. П. Королев): 115-летие со дня рождения С. П. Королева
  6. «Творчество является выражением смысла жизни» (Н. К. Рерих): 265 лет со дня основания Российской академии художеств
  7. «Самые лучшие праздники – те, что происходят внутри нас» (Ф. Бегбедер): юбилеи российских писателей
  8. «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» (И. А. Гончаров): юбилеи литературных произведений

Жанры конкурсных работ:

Рассказ

небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию

Сказка

эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы

Письмо

эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности

Дневник

форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора

Заочная экскурсия

Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения

Очерк

в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры

Репортаж

жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)

Интервью

жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики

Слово

литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением

Эссе

жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора

Рецензия

критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению


Более подробная информация по тематическим направлениям доступна на сайте конкурса (раздел «Тематические направления») по ссылке https://vks.edu.ru/topics/9


Актуальная информация об организации и проведении Конкурса размещена на сайте ВКС https://vks.edu.ru

Многие материалы, размещенные в данном разделе (в т.ч. бланки документов, список тематических направлений, логотип) также взяты с указанного выше сайта.