15 апреля 2021 года на базе ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан состоялся первый день работы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современные тенденции развития дошкольного и начального образования».

Цель конференции – обсуждение актуальных проблем современного дошкольного и начального общего образования в аспекте требований ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Пленарная сессия началась с приветственного слова и.о. ректора ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, кандидата биологических наук Ильдуса Фаатовича Шаяхметова, актуализировавшего цель и задачи конференции и пожелавшего участником продуктивной работы.

В работе конференции приняли участие свыше 90 спикеров из городов Вена, Актобе, Махачкала, Москва, Краснодар, Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Благовещенск, Сибай, других городов Российской Федерации, городов и районов Республики Башкортостан.

В рамках пленарной сессии были заслушаны и обсуждены выступления:

Галина Алина Тимуровна, начальник отдела дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан (г. Уфа, Республика Башкортостан). Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан.

Яфаева Венера Гавазовна, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, профессор, доктор педагогических наук, академик МАНПО (г. Уфа, Республика Башкортостан). Современные тренды образования: пути следования в дошкольном и начальном общем образовании

Перминова Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, культурологии и методологических основ образования, профессор кафедры непрерывного образования ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет МГОУ (г. Москва). Вызовы современного образования в контексте традиций и инноваций: ожидания, возможности, пути решения

Майдангалиева Жумагуль Алдияровна, доктор философии (PhD) доцент кафедры иностранных языков и литературы Баишев Университет (г. Актобе, Республика Казахстан). Образовательная программа «Педагогика и методика начального обучения в Республике Казахстан»

Илюхина Юлия Валерьевна, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края», кандидат педагогических наук (г. Краснодар). Быстрюкова Анастасия Николаевна, старший воспитатель МБДОУ – ЦРР – детский сад №19 МО Тимашевский район Краснодарского края, Победитель всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2020» (г. Тимашевск, Краснодарский край). Слагаемые успеха в профессиональном конкурсе

Ибатуллина Зинира Зайтуновна, учитель начальных классов МОБУ ООШ №3, Победитель конкурса «Учитель года Башкортостана – 2021» (г. Благовещенск, Республика Башкортостан). Вызов времени: педагогическое мастерство современного учителя

Завершилась пленарная сессия вручением Благодарственных писем от имени ректора ГАУ ДПО ИРО РБ Азата Вазировича Янгирова ведущим специалистам и методистам отделов образований муниципальных районов Республики Башкортостан за многолетнее плодотворное сотрудничество.

Во второй половине дня работа конференции продолжилась в рамках трех тематических сессий.

Тематическая сессия 1. Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста

В работе сессии приняли участие 54 гостя и спикера.

Были заслушаны и обсуждены следующие выступления:

Переговорная площадка

Байрамбеков Марат Мирзоевич, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана, ГБУ «ДНИИ им. А.А. Тахо-Годи, научный сотрудник, Заслуженный работник культуры Республики Дагестан, отличник народного просвещения РСФСР, доктор педагогических наук (г. Махачкала, Республика Дагестан). Художественно-эстетическое развитие и воспитание дошкольников и младших школьников средствами искусства Дагестана

Шахманова Айшат Шихахмедовна, профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, Член — корреспондент МАНПО (г. Москва). Актуальные проблемы социализации дошкольников с позиции педагогики успеха.

Найденова Елена Александровна, ведущий научный сотрудник Федерального института родных языков народов РФ, кандидат педагогических наук (г. Москва). Этнокультурное образование и патриотическое воспитание в предметной области «Окружающий мир». «Народы России: дорога дружбы»

Виртуальный педагогический совет

Марковникова Елена Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ — детский сад № 251 городского округа город Уфа Республика Башкортостан (г. Уфа, Республика Башкортостан). Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

Аитова Альфия Рафисовна, старший воспитатель МАДОУ Детский сад «Уралочка» с. Мраково (Кугарчинский район, Республика Башкортостан)

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через краеведение

Курмеева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Октябрьский (Уфимский район, Республика Башкортостан). Проектная деятельность как один из методов формирования ключевых компетенций в системе воспитательной работы класса

Насретдинова Рита Азатовна, учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Авдон (Уфимский район, Республика Башкортостан). Лукманова Мая Абдулаевна, старший воспитатель МДОБУ Детский сад «Ласточка» с. Жуково (Уфимский район, Республика Башкортостан). Воспитание детей младшего школьного возраста через приобщение к духовным ценностям

Митрофанова Зульфия Ильясовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш (Чекмагушевский район, Республика Башкортостан). Ценности семейного воспитания в современном образовании

Цифровая образовательная стена

Савельева Татьяна Васильевна, ведущий методист Департамента детской литературы. Издательство «АСТ» (г. Москва). Эволюция детского чтения: от книг до цифры и обратно

Самсонова Ольга Юрьевна, методист-эксперт ГК «Просвещение» (г. Москва). Банк заданий как эффективный инструмент формирования функциональной грамотности: возможности для педагога

Площадка инновационных педагогических идей

Чиннова Светлана Александровна, заведующий МДОБУ-детский сад «Белочка» (г. Сибай, Республика Башкортостан). Взаимосвязь нравственного воспитания и художественного творчества как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста

Галиева Лилия Ильдусовна, старший воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ляйсан» с. Авдон (Уфимский район, Республика Башкортостан)

Применение личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с использованием бокса-помогатора

Мустафина Разима Исмагилевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш (Чекмагушевский район, Республика Башкортостан). Формирование здорового образа жизни молодого поколения

Марковникова Елена Юриевна, старший воспитатель, МБДОУ Детский сад 251 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Экологическое образование в рамках дистанционного образования и сетевого взаимодействия образовательных организаций

Лайфхак от специалиста

Спикер: Халикова Лиля Рашитовна, и.о. декана факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук (г. Уфа, Республика Башкортостан). Мусина Клара Рифовна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад №5 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Счастливый педагог = счастливый ребёнок

Тематическая сессия 2. Психолого-педагогическое сопровождение и инклюзивное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста

В работе сессии приняли участие 50 гостей и спикеров.

Были заслушаны и обсуждены следующие выступления:

Переговорная площадка

Маджуга Анатолий Геннадьевич, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, профессор, доктор педагогических наук (г. Уфа, Республика Башкортостан). Психолого-педагогическое сопровождение безопасного развития личности в инновационной образовательной среде

Хайртдинова Лена Фаритовна, заведующий кафедрой специального и инклюзивного образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, доцент, кандидат педагогических наук (г. Уфа, Республика Башкортостан). Развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан

Виртуальный педагогический совет

Жантасова Светлана Айратовна, доцент кафедры специального и инклюзивного образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, кандидат филологических наук (г. Уфа, Республика Башкортостан). Применение нейропсихологических упражнений в работе педагогов ДОО

Быстрюкова Анастасия Николаевна, старший воспитатель МБДОУ – ЦРР – детский сад №19 МО Тимашевский район Краснодарского края, Победитель всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2020» (г. Тимашевск, Краснодарский край). Формула профессионального мастерства победителя конкурса «Воспитатель года – 2020»

Римович Екатерина Викторовна, заведующий МБДОУ детский сад № 29 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Работа консультационного центра как одна из форм помощи родителям, в т.ч. с детьми ОВЗ.

Цифровая образовательная стена

Спикер: Артем Корзеев, руководитель региональных образовательных проектов Яндекс.Учебник (г. Москва). Инклюзивное образование. С чего начать педагогу?

Дьякова Екатерина Васильевна, методист Компании Базис (г. Москва). Применение современного интерактивного оборудования в детском саду и начальных классах.

Площадка инновационных педагогических идей (15:30-16:00)

Спикер: Асадуллина Лилиана Ильгизаровна, старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 144 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Виртуальный театр в детском саду как средство социализации детей дошкольного возраста

Ахметова Эльвира Рамилевна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад «Шатлык» с. Верхние Киги (Кигинский район, Республика Башкортостан). Яруллина Алефтина Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Шатлык» с. Верхние Киги (Кигинский район, Республика Башкортостан). Фимба как средство поддержки психологического здоровья детей дошкольного возраста

Закирова Гульнара Мазитовна, педагог-психолог МАОУ СОШ (с. Субханкулово, Республика Башкортостан). Сетевое взаимодействие организаций и учреждений как средство социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Ишмухаметова Зухра Гависовна, старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 212 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Формирование основ алгоритмизации и программирования как способ социализации детей с ОВЗ

Ибрагимова Гульназ Габделбаровна, старший воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с. Михайловка (Уфимский район, Республика Башкортостан), Каримова Гузэль Камилевна, старший воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Радуга» д. Николаевка (Уфимский район, Республика Башкортостан), Шаймухаметова Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОБУ детский сад «Фантазия» д. Подымалово (Уфимский район, Республика Башкортостан), Филипова Ольга Геннадьевна, воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Радуга» д. Николаевка (Уфимский район, Республика Башкортостан). Мозаичный парк: практика реализации цифровой картотеки

Лайфхак от специалиста

Хайдаршига Лейсан Рашитовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 63 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Вилкова Гульнара Амировна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 63 (г. Уфа, Республика Башкортостан)

Тематическая сессия 3. Современная система оценки качества дошкольного и начального общего образования

В работе сессии приняли участие 50 гостей и спикеров.

Были заслушаны и обсуждены следующие выступления:

Переговорная площадка

Юдина Елена Георгиевна, заведующий кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и психологических наук, кандидат психологических наук, профессор, разработчик ФГОС ДО, соавтор Инструмента независимой оценки качества дошкольного образования (НОК ДО), автор программ дошкольного образования «ПРОдетей» и «ОткрытиЯ» (г. Москва). Независимая оценка качества дошкольного образования: оценка для развития ребенка и системы

Кривцова Татьяна Валерьевна, руководитель проектов центра сопровождения проектов в системе образования ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова» (г. Воронеж, Воронежская область). МКДО 2020: вызовы и возможности для региональной системы дошкольного образования

Кондракова Елена Викторовна, старший методист Государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования Оренбургской области» (г. Оренбург, Оренбургская область). Комплексная оценка качества образования в ДОО с использованием инструментария шкалы ECERS-R

Самыкина Светлана Викторовна, заведующий кафедрой начального общего образования Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент (г. Самара, Самарская область). ВПР по русскому языку в начальной школе: средства формирования умений

Яковлева Нелля Анваровна, директор Регионального центра информационно-аналитического сопровождения оценки качества образования ГАУ ДПО Институт развития образования РБ, кандидат педагогических наук (г. Уфа, Республика Башкортостан). Региональный ресурс мониторинга оценки качества образования

Виртуальный педагогический совет

Попова Ольга Анатольевна, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» (г. Воронеж, Воронежская область). МКДО 3-7: опыт регионального эксперта

Танюкеевич Алена Вячеславовна, заведующий МБДОУ Детский сад № 162 (г. Уфа, Республика Башкортостан). Организация внутренней оценки качества образования в ДОО

Кочергина Ольга Борисовна, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска (г. Благовещенск, Республика Башкортостан) Мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования

Цифровая образовательная стена

Ишемгулов Мурат Нилевич, региональный представитель «ЯКласс» в Республике Башкортостан и Челябинской области (г. Москва). Критерии оценки качества обучения на «ЯКлассе» для педагога

Площадка инновационных педагогических идей

Митрофанова Людмила Васильевна, заведующий МБДОУ Слободской детский сад «Пряничный домик» Бобровского муниципального района Воронежской области (с. Слободо, Воронежская область). МКДО 0-3: изменения качества на уровне дошкольной образовательной организации

Гузаерова Альбина Гамирзяновна, заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №27 «Нэни куллар» (г. Альметьевск, Республика Татарстан). Вариативность среды ДОО как условие определения качества дошкольного образования

Стяжкина Лариса Владимировна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №5 (г. Благовещенск, Республика Башкортостан). Портфолио как средство оценки учебных достижений младших школьников

Работа каждой тематической сессии завершилась подведением итогов принятием резолюции конференции.

Кафедра дошкольного и начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ благодарит всех участников конференции за эффективную работу и надеется на дальнейшее сотрудничество!

Ссылки на запись мероприятия:

Пленарная сессия: https://youtu.be/lF1nfYlSb9s

Тематическая сессия 1: https://youtu.be/WwQJdAouC8I

Тематическая сессия 2: https://youtu.be/VQlJbSeJLZg

Тематическая сессия 3: https://youtu.be/HDzImTmbIEs