Горячая линия: +7 (347) 228-80-36

Основная информация



О Всероссийском просветительском мероприятии по обновленным ФГОС 01.10.2021


Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан


Анкетирование

https://forms.gle/ybHqrPvvRUSbqreP6

Обсуждения

Нет комментариев для просмотра.
Вопрос В какие сроки вступают в силу обновленные ФГОС в 2022 году?

Ответ:

С 1 сентября 2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования (1-5 классы с 1 сентября 2022, 6-9 класс с 1 сентября 2023 г).

Вопрос Требуется ли заявление родителей при переводе на обучение по обновленным ФГОС? При условии если организация по всем параллелям одновременно переходит на обновленный ФГОС ООО, согласия родителей (законных представителей) обучающихся не требуется?

Ответ:

Разъяснения о порядке введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО содержатся в письме Минпросвещения России от 15 февраля 2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций».
Из данного письма следует, что прием на обучение в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года.
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основной образовательной программе в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования
Решение в отношении 2 — 4 классов и 6 — 9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) автономией в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельно устанавливает порядок получения указанного согласия от родителей (законных представителей) обучающихся, а также порядок перевода конкретного класса или конкретных обучающихся на обучение в соответствии с обновленными ФГОС.

Вопрос Согласно ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) и ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература» являются обязательными для изучения. В обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература» также включены в список обязательных, однако, согласно пунктам 32.1 и 33.1 приказов Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 и № 287 соответственно, в которых предусмотрено, что для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение этих предметов осуществляется при наличии возможностей образовательной организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Возникают противоречия и неоднозначная трактовка профессиональным сообществом требований обязательности/необязательности включения данных предметов в учебных план. Какие разъяснения по этому поводу можно дать? Такая же ситуация со вторым иностранным языком.

Ответ:

Согласно ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) и ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй иностранный язык» являются обязательными для изучения. В обновленных ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286) и ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй иностранный язык» также включены в список обязательных. При этом обновленные ФГОС НОО и ООО конкретизируют условия реализации программ основного общего образования, а именно: наличие кадровых, финансовых, материально-технических возможностей и согласия родителей (законных представителей). В примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № «1/22» от 18.03.2022) представлены варианты примерных учебных планов начального и основного общего образования как с изучением предметов «Родной язык», «Родная литература», «Второй иностранный язык», так и без включения данных учебных предметов. Согласно ст. 12, п. 7.2. Федерального закона № 273-ФЗ «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается». Образовательная организация, разрабатывая основную образовательную программу, может использовать содержащуюся в примерной основной образовательной программе документацию (https://fgosreestr.ru/?edl=3https://fgosreestr.ru/?edl=1) с учетом своих возможностей и особенностей осуществления образовательной деятельности.

Вопрос Обновленным ФГОС основного общего образования предусмотрено освоение программ по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и углубленном уровнях. Если образовательная организация реализует углубленное изучение по учебному предмету «Иностранный язык», то имеется ли у нее возможность сохранить преподавание по данному предмету на углубленном уровне?

Ответ:

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы (п. 32.1 ФГОС НОО, п.33.1 ФГОС ООО).
Таким образом, образовательная организация вправе определить предметы для углубленного изучения с учетом соблюдения вышеназванных условий.

Вопрос Как действовать образовательной организации в случае, если родители (законные представители) обучающегося, зачисленных в школу до 16 июля 2021 года, не дают согласие на обучение в соответствии с обновленным ФГОС ООО?

Ответ:

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основной образовательной программе в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.
Решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Если родители не дают согласия, а в образовательной организации созданы условия для обучения по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО, то данная ситуация может быть решена только путём диалога между ответственными специалистами образовательной организации и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в результате которого необходимо найти приемлемое для всех решение.

Вопрос При разработке рабочих программ в онлайн-конструкторе возникают проблемы с указанием образовательных ресурсов. Ранее разработчики конструктора планировали сформировать перечень верифицированных образовательных ресурсов и в конструкторе предусмотреть возможность выбора ресурсов (в виде выпадающего списка), будет ли в августе в конструкторе предусмотрена такая возможность?

Ответ:

В соответствии с порядком формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022г. № 243), обеспечены соответствующие регламентные процедуры.
После публикации приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» утвержденный перечень электронных образовательных ресурсов будет опубликован в конструкторе рабочих программ (edsoo.ru)

Вопрос Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли учебный план, который содержится в примерной ООП, в рамках ФГОС нормативным документом?

Ответ:

Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный план, учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, иные компоненты), определяющая объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. Примерная основная образовательная программа НОО и ООО разрабатывается на основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения. Согласно ст. 12, п. 7.2. Федерального закона № 273-ФЗ «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается». Образовательная организация, разрабатывая основную образовательную программу, может использовать содержащуюся в примерной основной образовательной программе документацию (https://fgosreestr.ru/?edl=3https://fgosreestr.ru/?edl=1) с учетом своих возможностей и особенностей осуществления образовательной деятельности.