10 марта 2021 года состоялся дистанционный тур конкурса «Молодой учитель года», целью которого является демонстрация участниками методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания.

Критериями оценивания конкурсного задания стали: актуальность и результативность; научная корректность и методическая грамотность (в том числе в использовании электронных средств обучения); информационная, коммуникативная, языковая культура.

33 конкурсанта представили яркие, нестандартные, во многом новаторские выступления, поделившись своим методическим опытом:

Алексеева Наталья Васильевна (учитель начальных классов МБОУ Школа №14 ГО г. Уфа РБ) в своем выступлении умело совместила математику с текстовыми задачами о родном крае, показала, как использует в работе связь математики с окружающим миром, воспитывает у учеников любовь к малой Родине, осуществляет межпредметное взаимодействие.

Алтынаманова Аделина Артуровна (учитель математики МБОУ Башкирский лицей №1 им. С.Ш. Зиганшина МР Учалинский район РБ) рассказала, как на своих уроках развивает пространственное  и логическое мышление младших школьников, развивает память. В своей работе молодой учитель широко использует игровые технологии, имеет свой сайт, где представлены логические игры для школьников («Навигатор» и др.), применяет метод моделирования объема фигур, моделирования при помощи бумаги.

Атанов Юлдаш Римович (учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №2 с. Акъяр МР Хайбуллинский район РБ) поделился опытом использования игровых технологий и метода проектов при изучении истории. Показал, как в уроки истории включает элементы краеведения. Юлдаш Римович представил свои методы в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями учащихся, дал развернутый ответ на вопрос, как измеряет результаты своей работы.

Ахматдинова Лидия Фадисовна (учитель математики МОБУ СОШ №1 с. Бураево МР Бураевский район РБ) подробно остановилась на приёмах развития критического мышления на уроках математики, продемонстрировала использование деятельностного подхода через использование технологии развития критического мышления, рассмотрела способы развития критического мышления при групповом и коллективном способах обучения, частой смене деятельности на уроке.

Баташова Надежда Михайловна (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Янаул МР Янаульский район РБ) познакомила с технологией эдьютейнмента. Члены жюри отметили нестандартное начало выступления молодого учителя. Надежда Михайловна активно вовлекает учащихся в процесс обучения, используя такие приёмы, как «театрализация», «рабочие листы», «интерпретация», «спитинг», познакомила членов жюри с новым  сайтом. Очень живо и увлечённо рассказала о своей работе.

Белобородов Петр Игоревич (учитель физики МБОУ «Гимназия №3» ГО г. Уфа РБ) затронул вопросы интеграции и конвергенции предметов естественно-научного цикла, подробно остановился на новой модели образования, осветил проблемы изучения естествознания в школе. Пётр Игоревич обеспокоен отсутствием единой картины мира у учащихся, в своей работе он использует интегрированные уроки, стремится перейти к конвергентному уроку совместно с другими учителями гимназии.

Бикмухаметова Алина Азатовна (учитель начальных классов МАОУ СОШ д. Нуркеево МР Туймазинский район РБ) обратила внимание на то, что дети не могут проанализировать содержание текста и воспроизвести его. В своей работе она использует метод продуктивного чтения, собственные подходы к осмыслению текста. Алина Азатовна остановилась на технологии продуктивного чтения, применяя которую необходимо научить школьника вести диалог с автором.

Велиев Родион Рафикович (учитель физкультуры МБОУ Школа №70 ГО г. Уфа РБ) актуальностью своей работы назвал перестройку системы образования, связанную с поиском путей, повышающих эффективность как уроков, так и других форм физической активности.

Гайбадуллина Эльмира Фанисовна (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 с. Аскино МР Аскинский район РБ) использует в своей работе метод «Кроссенс», что позволяет повысить мотивацию на уроках русского языка и литературы. Рассмотрены этапы урока с использованием данного метода  ассоциативных головоломок. Показан пример составления такой головоломки по биографии М.Ю. Лермонтова. Также данная технология может применяться при определении целей урока учащимися, как пример групповой работы или при обобщении материала на уроке.

Галлямов Зуфар Разярович (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ) вовлекает учащихся в изучение истории, используя разнообразные формы уроков, рассматривая урок как «создание нового фильма». Зуфар Разяпович активно использует как на уроках, так и во внеурочной деятельности игровые технологии, формируя устойчивый учебный интерес к предмету, создаёт на уроках и в историческом клубе трейлеры, видео по мотивам исторических событий.

Даминова Эльвира Марсовна (учитель начальных классов МБОУ НОШ с. Стерлибашево МР Стерлибашевский район РБ) в своей работе использует приёмы Сингапурской методики обучения в начальной школе. Эльвира Марсовна повышает мотивацию учащихся, применяя продуктивные обучающие методические приёмы по сингапурской модели, а также взаимодействует с родителями по повышению качества и успеваемости.

Ихсакова Райли Халимова (учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ д. Кабаково МР Кармаскалинский район РБ) занимается развитием речи на уроках русского языка, используя дидактические игры, составление загадок и сказок. В своей работе применяет дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Кабиров Кирилл Альбертович (учитель английского языка МБОУ Школа №98 ГО г. Уфа РБ) занимается практической направленностью английского языка, учит детей находить самостоятельно информацию и работать с ней, развивает критическое мышление школьников. Уделяет большое внимание внеурочной деятельности по предмету, исследовательским проектам.

Киньябаева Фазилия Тагирова (учитель английского языка МОБУ ООШ д. Новосубхангулово МР Бурзянский район РБ) считает, что обучение иностранному языку должно происходить через игру.  В своей работе использует различные дидактические игры, повышающие мотивацию изучения предмета и коммуникативные возможности учащихся.

Хазеева Эльвира Ришатовна (учитель физкультуры МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево МР Балтачевский район РБ) поделилась опытом использования модульных игровых приёмов и применения разнообразных форм занятий. Эльвира Ришатовна использует на уроках физической культуры подвижные игры в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся.

Газизов Ильгам Вадутович (учитель физической культуры МОБУ СОШ с.Кош-Елга МР Бижбулякский район РБ) в своем выступлении остановился на  особенностях преподавания баскетбола, отметил провышение общей работоспособности учащихся, силовых способностей, выносливости и гибкости.  Рассказал о применяемых технологиях и методах, в частности методе круговой тренировки. Ильгам Вадутович считает, что повышение результатов учащихся показывает промежуточный контроль, также его ученики показали высокие результаты на различных соревнованиях.

Никитина Виктория Рамилевна (учитель начальных классов МАОУ «Лицей №1» ГО г. Стерлитамак РБ) сумела доступно и полно представить свою методику современного музыкального образования младших школьников. Жюри отметили искреннюю заинтересованность своей исследовательской темой «Особенности восприятия пейзажной лирики младшими школьниками посредством музыкального оформления». Виктория Рамилевна показала, как музыка помогает «разбудить» у учеников чувства, эмоции, фантазию, глубже пережить прочитанное, прочувствовать настроение.

Ишкинина Ляля Аллабирдиевна (учитель физики и математики МОБУ Баймакский лицей-интернат МР Баймакский район РБ) рассказала о том, что изучение физики трудно представить без лабораторных работ. В решении этой проблемы большую помощь оказывают цифровые лаборатории. Она считает, что очень важно для современного физического образования обязательное проведение исследований и экспериментов. В режиме дистанционного обучения это работа в виртуальных лабораториях.

Кириков Алексей Александрович (учитель математики МОБУ СОШ №1 ГО г. Сибай РБ) осветил ситуацию выбора применительно к уровневому обучению. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При применении уровневых заданий на уроках математики с целью формирования математической грамотности мы получаем такую модель современного ученика. А именно: постоянно развивающийся, творческий, интеллектуально зрелый, умеющий анализировать, математически грамотный, успешный человек.

Козлова Татьяна Григорьевна (учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №21 г. Белорецк МР Белорецкий район РБ) удачно смогла представить презентацию, где поделилась современными технологиями и собственными разработками. Было показано, как по одному клику можно оказаться в любой эпохе, сколько увлекательного материла можно уместить в одном QR-коде. Опыт Татьяны Григорьевны помогает мотивировать учащихся не только на изучение русского языка и литературы, но и других предметов.

Кужахметов Вадим Ринатович (учитель английского языка МБОУ СОШ с. Аксеново МР Альшеевский район РБ) продемонстрировал такие средства повышения мотивации на уроках иностранного языка, как музыка, художественный перевод стихотворений, джаз-чанты, ролевые игры. Речь шла о всевозможных способах повышения мотивации к изучению иностранного языка среди обучающихся образовательных учреждений.

Мухаметзянова Айгуль Загитовна (учитель химии МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ) рассказала о своем образовательном проекте «Социализация обучающихся посредством метапредметности и проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии и биологии». Айгуль Загитовна остановилась на том, как ей удается создавать благоприятную образовательную среду, способствующую развитию творческого потенциала обучающихся, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации молодежи в современном обществе, как ее работа пропагандируется и находит отклик среди учителей, которые стараются внедрить ее опыт в свою деятельность.

Насретдинова Рита Азатовна (учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Авдон МР Уфимский район РБ) раскрыла актуальную тему: «Коррекционные приемы обучения первоклассников в добукварный период в условиях инклюзии». В контексте своего выступления педагог умело использовала теоретическую основу коррекционных приемов, а затем их продемонстрировала практически. Жюри впечатлили яркая пропевка гласных конкурсантом, визуализация классической музыки, скандированное произношение слов по слогам, позитивный настрой участника.

Тазетдинов Руслан Гамарович (учитель математики МБОУ Гимназия с.Чекмагуш МР Чекмагушевский район РБ) считает, что молодой педагог должен определить свою стратегию, выработать правила своей работы. Его пять правил – это результат поиска, ознакомление с опытом коллег, достигших высоких результатов в профессии педагога, и собственного взгляда на преподавание.

Тукумбетов Артур Мансурович (учитель математики и физики МОАУ СОШ № 2 с. Исянгулово МР Зианчуринский район РБ) посвятил свое выступление практическому анализу цифровых платформ для обеспечения дистанционного обучения (на примере математики).  Он подробно описал Google Classroom, который, на его взгляд, оптимален для педагога при составлении домашнего задания, определении объема самостоятельной работы.

Хабибуллина Гульфина Раилевна (учитель начальных классов МАОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея МР Белебеевский район РБ) рассказала об использовании Арт-технологии, создающей условия для развития творческих способностей, эмоционально-нравственного потенциала, повышения самооценки и самосознания. Данная технология даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности учащихся, повысить качество образовательного и воспитательного процесса.

Хабирова Алина Назимовна (учитель начальных классов МБОУ «СОШ №22» ГО г. Октябрьский РБ) осветила спектр приемов, которыми реализуются педагогические технологии. Это «Немой диктант», «Театрализация», «Группировка», «Проблемные ситуации» и «Лестница успеха». С их помощью обучение и воспитание становятся увлекательными и результативными. 

Хакимов Бободжон Рустамович (учитель иностранных языков МАОУ «ПМШ №23» ГО г. Стерлитамак РБ) в своем выступлении представил исследование на тему «Развитие лингвокультурогических компетенций при изучении иностранных языков в условиях полилингвальности».  Бободжон Рустамович описал, как использует сингапурскую технологию на уроках иностранного языка, к которой педагог добавил еще один метод: забота. Были раскрыты принципы 4к — креативность, коммуникация, коллаборация и критическое мышление.

Халиуллина Регина Олеговна (учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 р.п. Чишмы МР Чишминский район РБ) рассказала о развитии самостоятельности младших школьников через диалоговое взаимодействие. Были раскрыты способы организации групповой и парной работы. Обучение в сотрудничестве помогает  каждому ученику лучше усвоить учебный материал. Данную форму работы можно реализовать в рамках любого предмета.

Хасанова Гульназ Сабировна (учитель английского языка МОБУ СОШ №1 с. Архангельское МР Архангельский район РБ) представила свое исследование на тему «Использование интерактивных методов на уроках английского языка». Молодой педагог подробно остановилась на таких методах, как интерактивные игры, броуновское движение, мозаика, интерактивные сайты.

Хасанова Гюзель Наилевна (учитель английского языка МБОУ СОШ с. Красная Горка МР Нуримановский район РБ) рассказала о создании креативной среды на уроке с целью повышения интереса учеников к изучению иностранного языка. Учитель описала игры и технологии, которые использует в работе: творческие задания, игра «диван».

Чурилкина Ирина Николаевна (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Мраково МР Кугарчинский район РБ) рассказала об опыте использования смыслового чтения как способе формирования читательской грамотности. Педагог детально рассмотрела такие этапы данной технологии, как мотивация, интерпретация, осмысление.

Шаймарданова Жанна Фаиловна (учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1» ГО г. Агидель РБ им. Р.К. Холбана) поделилась опытом использования комикс-технологии на уроке русского языка и литературы. Эта методика помогает сформировать проектное и системное мышление. Повышение мотивации в обучении русского языка – вот одна из доминантных целей её методической мастерской. На сегодняшний день учениками лучше воспринимается броская, визуализированная информация, подающаяся маленькими фрагментами. Ученики, создавая свой комикс на любую тему по русскому языку, развивают навыки понимания и исследования: так сложное превращается в простое, скучное в интересное, недостижимое в доступное.

Ответственная за проведение конкурса «Молодой учитель года» кафедра дошкольного и начального образования ИРО РБ поздравляет всех участников с результативным завершением дистанционного этапа, желает дальнейших творческих успехов и профессионального роста!