20 марта в рамках конкурса «Молодой учитель года – 2021» состоялось испытание «Мастер-класс». Одиннадцать участников – лучшие из лучших! – представили членам жюри свои концепциитехнологии, методики, проекты, кейсы, ориентированные на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, метапредметность, развитие критического мышления, творчество, инициативность, повышение уровня мотивации обучающихся.

Критерии конкурсного испытания: актуальность и методическое обоснование; творческий подход и импровизация; исследовательская компетентность и культура; коммуникативная культура; рефлексивная культура; информационная и языковая культура; ценностные ориентиры и воспитательная направленность; метапредметность и межпредметная интеграция; развивающий характер и результативность; проектные подходы.

Вадим Ринатович Кужахметов выступил с мастер-классом на тему «Заучивание слов». Молодой педагог метафорически примерил на себя роль садовника, содействующего «прорастанию» «семян знаний» в сознании своих воспитанников. Аспектом рассмотрения большой и крайне сложной темы на мастер-классе стала проблема заучивания слов. Вадим Ринатович пригласил в страну под названием «Дизайния». Рассмотрев классификации памяти (операционная, кратковременная, долговременная), он предложил для запоминания своей фокус-группе – людям, не знающим английского языка, – для запоминания 15 слов. Ассоциативно-образный метод – с помощью заучивания небольших стихотворений – был продемонстрирован в действии и оказался результативен. При ответе на вопросы членов жюри Вадим Ринатович, актуализируя межпредметную интеграцию своей технологии, отметил, что данный мастер-класс полезен учителям всех предметов, так как нацелен на развитие образности восприятия у учащихся.

Алина Назимовна Хабирова посвятила мастер-класс созданию квестов для уроков и внеурочных занятий. Образовательная ценность квеста заключается в том, что это деятельность, которая предполагает самостоятельный поиск решения возникающих проблем через выбор вариантов. Данную технологию Алина Назимовна предлагает использовать на любом типе урока и на любом его этапе, а также на внеклассных мероприятиях. Таинственность, соревновательность, неожиданность – эти элементы квеста обусловливают его привлекательность для обучающихся. Были рассмотрены линейные, нелинейные и кольцевые квесты.  Фокус-группе удалось создать работающий квест «Сложение и вычитание в пределах 10», а всем слушателям, включая членов жюри, протестировать квест «Сердце отдаю детям», служащий для оценивания профессиональной пригодности учителя. Практикоориентированным результатом мастер-класса стал шаблон для создания квеста.

Тема мастер-класса Артура Мансуровича Тукумбетова – «Google-формы как инструмент работы учителя». Молодой педагог убедительно проанализировал возможности, которые дают Google-формы, а именно: за небольшой временной интервал позволяют оценить работу всего класса в целом и ответы каждого ученика в отдельности. За две с небольшим минуты педагог получил исчерпывающий результат по тесту по физике, выполненному членами жюри и фокус-группой.Артур Мансурович наглядно продемонстрировалдинамику показания качества успеваемости в его классе.

Отдельный интерес у членов жюри вызвала возможность использования Google-форм в качестве обратной связи. Подводя итог своего мастер-класса, учитель выразил уверенность в том, что данный инструмент – незаменимый помощник, которого рекомендует взять на вооружение всем педагогам, однако полностью пренебрегать письменными домашними работами все же нельзя.

Кирилл Альбертович Кабиров  выступил с темой «Иностранный язык как средство формирования социальных компетенций учащихся». Целью мастер-класса явилось освоение практических форм и приемов работы на уроках английского языка. Отметив повсеместное присутствие английского языка – в музыке, на Интернет-сайтах, в социальных сетях, инструкциях, Кирилл Альбертович предложил два наиболее эффективных, по его мнению, приема для освоения иноязычной лексики. Первый прием «Золотой список» основан на соотношении долговременной и кратковременной памяти. Второй прием связан с использованием логико-смысловых моделей слов. Талантливая фокус-группа оживленно включилась в работу и создала логико-смысловую модель слова «ночь». Логико-смысловые модели ученики могут создавать сами, придумывая собственные сценарии. Данные приемы повышают уровень мотивации среди учеников, что доказывает проведенная диагностика. Отвечая на вопросы, конкурсант отметил, что при применении данной технологии учитывает возрастные особенности учащихся и в зависимости от этого дифференцирует свои задания.  

Надежда Михайловна Баташова мастер-класс на тему «Уникальность приема интерпретации» начала спредложения рассмотреть Пятно Роршаха и поделиться своими ассоциациями. От разговора об ассоциациях и иллюстрациях Надежда Михайловна перешла к феномену интерпретаций, окружающих нас повсюду. Уникальность интерпретации педагог видит в том, что мы создаем свой художественный продукт, раскрываем таланты детей. Интерпретация важна и как способ оценки имеющихся знаний. В заключение Надежда Михайловна отметила, что прием интерпретации репрезентативен и может использоваться на любом уроке.

Петр Игоревич Белобородов начал мастер-класс «Конструктор урока» с ироничного видео, посвященного трудностям подготовки к занятиям современных учителей. В целях оптимизации времениподготовки Петр Игоревич предложил «Конструктор», позволяющий быстро создать любой урок по следующим разделам:

  1. мотивация и целеполагание;
  2. задания на знание, понимание, применение (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД);
  3. ответы;
  4. контроль: самопроверка и проверка учителя;
  5. рефлексия.

Преимуществом данного конструктора является универсальность – его можно использовать при подготовке абсолютно к любому уроку.

На примерах конкретных кейсов Петр Игоревич показал, как работает данный конструктор, а фокус-группа успешно создала разные типы уроков. Практикоориентированным результатом мастер-класса стали два QR-кода: «Редактор интеллект-карта» и «Конструктор урока (электронная версия)».

Тема мастер-класса Зуфара Разяповича Галлямова – «Технология «Сторителлинг». Нескучные истории». От искреннего разговора с членами жюри о своей первой педагогической практике Зуфар Разяпович перешел к собственной системе, позволяющей привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы дети не только слушали, но и слышали. Основа сторителлинга – рассказывания историй – вызывать в детях эмоции. Рассмотрев виды сторителлинга (классический, активный, цифровой), приемы (среди которых неожиданный вопрос, игра голосом и другие) учитель истории привел убедительный пример активного сторителлинга, обратившись к судьбе Королевы. Безусловный интерес вызвали виды цифрового сториттелинга – подкасты: телемост, аудио-подкасты, видео-подкасты, а также основные ошибки, возникающие при использовании данной технологии. Отвечая на вопросы членов жюри, Зуфар Разяпович показал, как применять сторителлинг при изучении других предметов, акцентировал метапредметный характер технологии.

Родион Рафикович Велиев сумел увлечь членов жюри и слушателей мастер-классом на тему «В здоровом теле – здоровый дух. Игра лапта». Приоритеты молодого педагога – это активные перемены и создание в образовательных организациях арт-пространств, использование настольных игр. Не только фокус-группа, но и многие члены жюри выполнили комплекс упражнений с элементами игры «Лапта»: «Колобок», «Эспандер», «Хватайка», «Переброс», «Парный мяч». Преимущества данного комплекса упражнений сформулировали сами участники фокус-группы: простота исполнения, общедоступность, повышение уровня национального самопознания, физическое, нравственное, умственное развитие ученика. Нельзя не заметить, что Родион Рафикович продемонстрировал незаурядное чувство умора (немаловажное качество для любого учителя), отвечая на вопрос о мотивации у своих учеников.

Наталия Васильевна Алексеева вела разговор о развитии мотивации младших школьников к изучению математики на основе использования регионоведческого материала. Для того, чтобы работать с региональным материалом на уроках математики было проще, конкурсант представила членам жюри составленные лично текстовые задачи для начальной школы. Были подробно проанализированы источники, помогающие найти необходимы региональный материал: журнал «Учитель Башкортостана»; мобильное приложение «Башкортостан», в котором, по мнению Наталии Васильевны, очень удобный интерфейс и большое количество регионального материала по категориям; блоги, посвященные путешествиям по нашей республике. Для двух последний источников были предложены QR-коды. Фокус-группа продемонстрировала результативную работу по мобильному приложению.

Жанна Фаиловна Шаймарданова представила мастер-класс на весьма актуальную тему «Комикс как современная технология обучения». Сегодняшние ученики лучше воспринимают визуальную информацию. «Как приблизить урок к запросам современных детей?» — этим вопросом задалась молодой педагог, обратившись к данной технологии. Жанна Фаиловна в применении  комикс-технологии акцентировала внимание членов жюри на нарушениях различных типов норм: акцентологических, лексических, грамматических, орфографических. Она также связала правила русского языка с вопросами безопасности в дорожном движении. Два предложенных QR-кода помогут любому пользователю овладеть технологией и создать свои маленькие шедевры. Способность разговаривать с ребенком на одном языке, несомненно, необходимое любому учителю качество.

Тема мастер-класса Виктории Рамилевны Никитиной – «Особенности восприятия младшими школьниками пейзажной лирики посредством ее музыкального оформления». Предваряя выступление конкурсанта, фокус-группа зажгла три свечи разными средствами, символично воплощая разные группы учеников – с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Виктория Рамилевна вела крайне сложный, серьезный разговор о трудностях восприятия пейзажной лирики у младших школьников. Условием эффективного изучения пейзажной лирики она считает музыкальное сопровождение. После чтения стихотворения А.Н. Плещеева «Весна» фокус-группе были заданы вопросы по восприятию стихотворения, а затем подобрана музыкальная иллюстрация к произведению. Мобильные приложения, с помощью которых можно искать музыку, были представлены с помощью QR-кодов. Музыку, соответствующую восприятию стихотворения, фокус-группа также смогла самостоятельно подобрать на музыкальных инструментах. Технологии, методы и приемы, используемые Викторией Рамилевной, несомненно, содействуют более глубокому восприятию лирики ребенком, формируют культуру постижения поэтического слова на начальном этапе школьного образования.  

Ответственная за проведение конкурса «Молодой учитель года – 2021» кафедра дошкольного и начального образования ИРО РБ, члены жюри благодарят всех участников и поздравляют с очередным взятым рубежом – достойно пройденным этапом!