10 марта 2022 года состоялся дистанционный этап конкурса «Молодой учитель года – 2022», включающий конкурсное испытание «Методическая мастерская». Целью первого этапа является демонстрация конкурсантом методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания.

Испытание прошло в формате представления участниками эффективных методических практик организации процесса обучения и воспитания в соответствии с ценностными ориентирами и современными социокультурными тенденциями развития образования.

Критериями оценивания конкурсного задания стали: актуальность и результативность; научная корректность и методическая грамотность (в том числе в использовании электронных средств обучения); информационная, коммуникативная, языковая культура.

42 конкурсанта представили яркие, нестандартные, новаторские выступления, поделившись своим методическим опытом:

Аменова Гульназ Булатовна (Ишимбайский район РБ) считает, что необходимо изменить подачу материала, добавить научность и творчество в учебный процесс и оценить результат проделанной  работы.

Аминова Эвелина Эдуардовна (г. Уфа РБ) показала, как развить гибкие компетенции используя такие разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности, как: парная, групповая, командная работа; урок-диспут, урок-дискуссия, урок-ролевая игра, урок мини-спектакль; индивидуальная или совместная проектная деятельность. Данные формы работы позволяют раскрыть творческие способность обучающихся, дают им возможность для самовыражения.

Андреева Вероника Васильевна (Зианчуринский район РБ) показала методику, которая позволит каждому стать более осознанным и свободным. 32 энергетические точки, которые находятся у нас на голове и открывают доступ к каналам восприятия и осознанности. Все наши мысли, убеждения, эмоции, чувства, опыты и ожидания обо всем этом хранятся здесь, в этих каналах!

Аслаева Айлина Галинуровна (Хайбуллинский район РБ)  рассказала об использовании  методов и приемов, мотивирующих развитие читательской компетентности  обучающихся.

Ахметшина Марина Владимировна (Дюртюлинский район РБ) вела речь о снижении мотивации, определяемой перегруженностью программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей обучающихся. С учетом этого для повышения мотивации обучающихся к изучению математики предложила несколько различных способов деятельности на уроке.

Байрамгулов  Рафаэль Фархатович (г. Салават РБ) рассказал о приёмах по формированию функциональной грамотности через преподавание истории и обществознания, сформулировал критерии оценки функциональной грамотности.

Белая Анастасия Рифовна (г. Белебей РБ)продемонстрировала, какиспользование метода ассоциаций делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, обогащает словарный запас.

Богатырева Алена Михайловна (г. Стерлитамак РБ) раскрыла суть  коммуникативного метода, который предполагает, что каждое занятие делится на три фазы: Стадия вовлечения (engagement), Стадия изучения (study), Стадия использования (activation).

Валиева Ляйсан Ринатовна (Нуримановский район РБ) показала, как оживить ежедневную и практическую однообразную деятельность школьника, создать благоприятную атмосферу на уроке, повысить мотивацию к изучению английского языка.

Гайсина Алия Хатибаловна (Абзелиловский район РБ) представила способы активизации познавательной деятельности на уроках математики.

Галеева Аделина Айдаровна (Ишимбайский район РБ) считает, что в последнее время все больше людей видят практическую значимость изучения китайского языка, но процесс его изучения сильно осложняется проблемой запоминания иероглифов. Аделина Айдаровна рассказала, как установить эффективный алгоритм запоминания иероглифов с использованием приемов мнемоники при изучении китайского языка.

Галиев Инзиль Илфакович (Татышлинский район РБ) посвятил свою методическую мастерскую приемам и методам изучения истории и обществознания, которые помогут лучше закрепить информацию, подаваемую во время урока. С помощью ассоциативного ряда ученики смогут лучше усвоить и запомнить материал.

Гарипова Диана Ильнуровна (Мелеузовский район РБ) говорила о поиске и демонстрации эффективных инструментов формирования коммуникативной компетенции учащихся. Рассматривались современные  педагогические методики, формы и технологии, а также специфика обучения иностранному языку.

Гумерова Адель Фанилевна (Иглинский район РБ)  продемонстрировала свои навыки развития критического мышления у школьников на уроках истории. Педагог грамотно выстроила своё выступление, сформулировав актуальность, методы и целесообразность своей темы.

Дмитриева Марина Павловна (город Уфа РБ) рассказала про читательскую грамотность и её безусловно важное значение в современном образовании. Поделилась с коллегами и членами жюри своими методическими наработками, ресурсами.

Евтеев Алексей Александрович (город Октябрьский РБ)  свое педагогическое мастерство показал на основе исследования актуальных на сегодня информационных технологий, показал положительную динамику уровня знаний обучающихся во время участия на олимпиадах.

Евдокимова Светлана Владимировна (Бакалинский район РБ) в методической мастерской говорила о том, как привить любовь учащихся к спорту через формирование двигательной активности. Рассказала об использовании различных технологий в своей практике.

Емелева Галина Николаевна (г. Благовещенск РБ) в методической мастерской поделилась своим опытом работы на веб-сервисе «Online Ntst Pad».

Зиманова Анастасия Юрьевна (г. Туймазы РБ) в рамках методической мастерской показала, как реализует развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Рассмотрела различные приемы работы (сингапурская система, Релли Робин, Модель Фрейера). Продемонстрировала результаты работы над проектом «Диалекты в нашем крае».

Зиянгирова Гузель Разилевна (г. Стерлитамак РБ) определила связь архива с Интернетом через точки соприкосновения. Изложила  свое видение развития критического мышления обучающихся в соответствии с ФГОС НОО. Продемонстрировала персональный сайт учителя.

Изиметова Мария Витальевна (г. Нефтекамск РБ) поделилась методами умелого и грамотного  обучения   английскому языку через различные дополнительные импульсы повышения мотивации к обучению.

Камолова Алия Харисовна (Красноусольский район РБ) показала приемы и методы обучения на уроках русского языка и литературы, проанализировав причины снижения успеваемости учащихся. Речь шла о том, как привить интерес к изучению русского языка и литературы, о способах повышения мотивации обучающихся.

Курбанаева Фаузия Миниахметовна (Кугарчинский район РБ) показала методы работы в рамках использования инфографики, видеографики и мнемотехники на платформе Канва.

Кутушева Ирина Адиковна (с. Бижбуляк РБ) выступила с темой «Применение метода моделирования интеллект-карт для повышения качества знаний учащихся по биологии». Показала, как использование метода интеллект-карт Т. Бюзена помогает успешному усвоению темы на уроке, повышает уровень повышения качества образования.

Лутфуллина Алина Ириковна (Кармаскалинский район РБ) поделилась опытом использования интертекстов на уроках русского языка и литературы на разных этапах занятия.

Матвиенко Аделина Рустемовна продемонстрировала педагогическое мастерство через технологию проведения дебатов на уроках в начальной школе.

Матигуллина Элина Данияровна (Мечетлинский район РБ) выступила с темой «Повышение мотивации к обучению путем развития читательской грамотности школьников». Рассказала, как повысить качество успеваемости  через работу по развитию читательской грамотности

Мичурина Алена Александровна (г. Кумертау РБ) поделилась своим опытом организации групповой работы на уроках и рассказала об аспектах применяемого ею проблемного обучения, аспектах игровых технологий, технологии критического мышления. Интерес вызвал используемый Аленой Александровной прием «Корзина идей».

Ногина Анастасия Вячеславовна (город Уфа РБ) актуализировала аспекты математической грамотности  младших школьников как компонента функциональной грамотности. Интересным показался опыт молодого педагога по проведению ролевой игры «Семейный бюджет» в 4 классе.

Нурисламова Айсылу Флюровна (Бураевский район РБ) говорила о читательской грамотности как основе формирования успешности обучающихся. Особое внимание Айсылу Флюровна уделила таким используемым ею приемам, как прием «мозаика», или реставрация текста  прием «Лови ошибку».

Павлова Анна Дмитриевна (г. Янаул РБ) рассказала об использовании нетрадиционных техник и методов в работе учителя изобразительного искусства: методе тычка, методе монотипии, методе граттажа. По мнению Анны Дмитриевны, нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства не только раскрывают потенциальные художественные способности, заложенные в ученике, но и развивают внимание, эстетический вкус, чувство прекрасного, креативный подход ко всему.

Портнова Светлана Николаевна (Дуванский район РБ) посвятила свою методическую мастерскую использованию эффективных технологий на уроках английского языка. Технологии развивающего обучения, игровые технологии, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, использование мультимедийных обучающихся программ в совокупности способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Любопытен также опыт использования молодым педагогом платформы Учи.ру в преподавании английского языка. 

Роднова Наталия Анатольевна (г.Белорецк РБ) вела речь формировании математическая грамотности как составной части ФГОС. Особенно ценным в выступлении Наталии Анатольевны стало рассмотрение конкретных примеров математических задач. 

Самохина Валентина Александровна (Зилаирский район РБ) подробно рассмотрела аспекты проектной деятельности как одного из активных методов обучения на уроках биологии. Были проанализированы приемы использования метода проекта на различных этапах урока (актуализация знаний, закрепление знаний, рефлексия).

Сафиуллина Нурания Эдуардовна (Учалинский район) обсудила некоторые инновационные приемы и методы, применяемые ею в образовательной деятельности (прием «Песочные часы», «Тишина» и другие), в том числе поделившись своим опытом использования данных приемов при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Султанов Булат Айратович (Уфимский район) в очень ярком и нестандартном выступлении метафорически представил учителя как «тысячеликого героя», отсылая к тексту Джозефа Кэмпбелла. Перечислив трудности, которые встречаются в работе педагога (низкий уровень мотивации обучающихся, трудности адаптации детей, стремление к получению положительных оценок в конце триместра, сложности в освоении материала по геометрии, трудность в объективном оценивании), Булат Айратович наметил и возможные пути их решения: повышение мотивации через геймификацию, использование проекта «Наставник», применение телеграмм-бота «Дополнительная оценка» для раздачи дополнительных заданий и онлайн-платформ для оценивания знаний и другие.

Ульябаев Эдуард Наилевич (город Сибай РБ) говорил о роли цифровых образовательных ресурсов и их роли в повышении вовлеченности обучающихся на уроках географии. Педагог перечислил и подробно рассмотрел используемые им ЦОР: эвристический метод (проиллюстрировав последний примером «Чаппи – новогодний квест»), метод «Важное – визуально», урок онлайн-путешествие, кейс-метод. Проанализированные ЦОР, по мысли Эдуарда Наилевича, способствуют не только повышению коэффициента вовлеченности на уроках географии, но и формированию естественно-научной и цифровой грамотности обучающихся.

Хайрисламова Луиза Фанильевна (город Агидель РБ) вела речь об особенностях проблемного обучения и его применении на уроках информатики в школе. Данный аспект обучения Луиза Фанильевна органично связала с содержанием ФГОС. Педагог познакомила членов жюри с материалами по проблемному обучению, имеющимся на собственном сайте, а также провела самоанализ урока с рассмотрением конкретных заданий и вопросов, поставленных перед обучающимися.

Хакимова Гулыпат Фанисовна (Чекмагушевский район) рассмотрела вопросы формирования читательской грамотности обучающихся как одного из аспектов функциональной грамотности. Используя этапы технологию развития критического мышления через чтение и письмо (вызов – осмысление – рефлексия), Гульшат Фанисовна приходит у убедительным результатам, свидетельствующим о положительной динамике развития читательской грамотности и соответствующих компетенций обучающихся.

Чепайкина Наталья Александровна (Архангельский район) продемонстрировала применение QR-кодов для повышения мотивации у учащихся начальной школы. Наталья Александровна считает возможным и целесообразным использование QR-кодов как на уроке, его разных этапах, так и во внеурочной деятельности. Помимо прочего, данная технология, по мнению педагога, позволяет персонализировать и индивидуализировать процесс обучения. 

Шевелева Елена Ивановна (Алыпеевский район РБ) поделилась опытом развития soft skills как одного из трендов современного образования. Елена Ивановна наметила несколько путей формирования soft skills, среди них: командная работа, креативный подход, метод синектики, технология ТРИЗ, эдьютеймент, геймификация, развитие, коммуникативных навыков – идея коллективного обучения. Перечисленные методы умело применяются молодым педагогом в рамках уроков информатики, в результате чего ученик формируется как высокоинтеллектуальная творческая личность.

Ярмухаметов Фидан Вилевич (Куюргазинский район РБ) описал несколько типов интеллекта по Г. Гарднеру, которые он пытается развивать у своих учеников – это вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, моторно-двигательный и межличностный интеллект. Формированию учебно-интеллектуальных умений и навыков на уроках обществознания, по мнению Фидана Вилевича, способствуют задания на умения систематизировать знания, упражнения на установку причинно-следственных знаний, составление структурно-логических схем, проектная деятельность. Используемые приемы и предлагаемые обучающимся задания рассмотрены на примере актуальных тем «Как открыть личное фермерское хозяйство» и «Безработица и полная занятость». «Быть готовым к жизни в социуме – основная задачу, которую я пытаюсь решать, работая в школе», – так завершил свое выступление молодой талантливый педагог.

Мы  поздравляем участников с результативным завершением дистанционного этапа, желаем дальнейших творческих успехов и профессионального роста!