Дата: 16 марта 2022 года

Место действия: «Аксаковская гимназия № 11» и «Лицей № 21» г. Уфы.

События: 11 конкурсных уроков по русскому языку и литературе.

Учителя, участвующие в конкурсе, сегодня, как и вчера, отдали предпочтение такой возрастной категории школьников, как 5-7 классы. Учащиеся среднего звена, безусловно, в некотором смысле более коммуникабельные, они активнее откликаются на вопросы и задания, адресованные им незнакомым учителем, и таким образом, понятно, почему учителя-конкурсанты сделали ставку на них. Понятно, но… Но темы, которые предлагались к изучению на уроках русского языка (особенно русского языка!), кажутся очень «мелкими», так как сводятся, например, к изучению формальных признаков инфинитива или правописания безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Отметим еще один распространенный нюанс: некоторые конкурсанты, стремясь сделать урок занимательным, невольно «понижают» возраст пятиклассников и воспринимают их как учащихся начального звена. Об этом свидетельствует обращение за текстуальными примерами к произведениям Э. Успенского, включенным в сборник «Каникулы в Простоквашино», адресованный детям МЛАДШЕГО школьного возраста.

Но ПЛЮСОВ, разумеется, было БОЛЬШЕ. Это и привлечение произведений смежных видов искусств, и умелое использование техники на уроке, и обращение к словарям и Интернет-ресурсам. Сегодня дети работали не только на местах, индивидуально и в группах, но и у доски – прием, к которому нечасто прибегают конкурсанты на открытых уроках, наверное, из-за экономии времени. Вспомнили и о выразительном чтении, и о чтении художественного текста по ролям, которые тоже почему-то в последнее время утратили популярность.

На уроках, связанных с темой «Глагол», была продемонстрирована работа в скейтчбуках с тематическими заданиями о семье, на основе произведения Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино», а также использовалась музыкальная лингвистическая сказка о глаголе. На уроке литературы представлены элементы анализа литературного текста с выявлением средств юмористической характеристики через нахождение художественных деталей и описание речи персонажей.

Члены жюри единодушно отметили высокий воспитательный потенциал проведенных конкурсантами занятий: «Юный герой в экстремальной ситуации» (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»); «Тема войны в стихах русских поэтов 20 века» (К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).

На уроке, посвященном закреплению понятия о полных и кратких прилагательных, ребята говорили не только о лингвистических категориях. Они рассуждали и о таких качествах человека, как честность и порядочность. Таким образом, наряду с образовательной целью урока, учитель последовательно реализовывал воспитательную цель.

Другая особенность, выгодно отличавшая конкурсные уроки второго дня, это особенная творческая обстановка, заданная уже первыми проведенными уроками развития речи.

Урок Смеховой Ю.А. Урок начался необычно: оказалось, что сегодня отмечается День цветных карандашей. И это было первое открытие учеников на уроке. Каждый получил из рук учителя свой карандаш на выбор. Весёлое и приподнятое настроение немного испортилось, когда вдруг «отказалась работать» интерактивная доска. Но…Учитель умело направлял детей во время устной беседы, задавал интересные вопросы и комментировал ответы, и ученики на всех этапах работали свободно, осмысленно, старательно. У них не пропало ни на минуту желание узнавать новое и обращаться к ранее изученному материалу, им явно понравилось самим составлять описание милого, забавного щенка, используя толковые словари для более точного подбора слов, рассказывать о своем домашнем питомце. Яркий получился урок, активен был учитель – активны были ученики.

Урок Тунасовой Ж.О. Учитель сразу настроил класс на необычную, даже «фантазийную» работу: в весеннем лесу ученики обнаружили логическую, орфографическую, стилистическую полянки и дерево успеха (!). Работа в группах, устный и письменный рассказ о собственном домашнем питомце, составление кластера – всё интересно было детям, они с удовольствием отвечали на вопросы, выполняли групповые задания, много писали, читали, а в заключение вдруг оделось листвой дерево успеха – коротенькие заметки-описания (зелёные листочки), которые прикрепили ученики, стали пышной кроной. Никто и не заметил, как урок подошел к концу.

Урок Ханнановой А.Р. (литература) Учитель подготовил интересную вступительную часть — рассказ сверстника учеников о том, как он заблудился в лесу, испугался, но сумел выбраться и дойти до дома. Эта короткая история, напрямую связанная с сюжетом произведения, которому был посвящён урок, как будто приблизила детей к событиям рассказа В.Астафьева; они осознали сложность ситуации, в которой оказался Васятка, и стали размышлять о том, как нужно вести себя в подобных случаях. Учитель использовал разные виды работы на уроке, и очень удачным оказалось применение компьютерных технологий. Урок получился насыщенным, интересным.

Урок Чичковой Я.А. (литература) Военная лирика поэтов ХХ века – трудная тема, она связана с памятью о тяжелой трагедии нашего народа. Я.А.Чичкова попыталась раскрыть эту тему, познакомив учеников с текстом стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…». Эпизод художественного фильма «Сестрёнка», наполненный каким-то трепетным, глубоким чувством тревоги и радости одновременно, стал очень хорошим началом непростого разговора о детях военного времени, рано узнавших горе, страх, потерю близких. Учитель подготовил содержательные, глубокие вопросы и, комментируя ответы учеников, постоянно обращаясь к тексту стихотворения, сумел донести до детей главную мысль автора, разбудить в них сострадание, сочувствие к тем, кого называют «дети войны».

Сегодня конкурсанты провели совершенно разные уроки, на которых звучали эвристические вопросы и задания, цитаты «великих» … На одних звучала размеренная неторопливая речь учителя, на других – эмоциональная, быстрая, даже прерывистая. Квесты, кроссенсы, шесть цветных шляп были использованы в качестве инструмента структурирования групповой дискуссии школьников. Конечно, не все инновационные приемы были удачно выбраны из педагогической копилки учителя, возможно, была отдана дань заявленным на заочном этапе конкурса методическим предпочтениям конкурсантов. Главное, что конкурсанты организовали активную работу всего класса, это были УРОКИ!

На этапе самоанализа словесники обнаружили способность к объективной оценке собственной профессиональной деятельности, результатов урока, прекрасное знание методики преподавания предмета и хорошее понимание детской психологии.

Завтра продолжатся конкурсные испытания в «номинации урок», пожелаем оптимизма и успехов завтрашним конкурсантам.