19 марта 2022 года в стенах  Института развития образования Республики Башкортостан состоялось конкурсное-испытание «Мастер-класс» в формате публичной индивидуальной демонстрации способов образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.) в целях трансляции лучшего педагогического опыта и инновационных практик.

Цель конкурсного испытания: демонстрация профессионального мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.

Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.

15 молодых педагогов из городов Уфа, Стерлитамак, Благовещенск, Сибай, Октябрьский, Туймазы, Янаул, Уфимского, Мечетлинского, Кармаскалинского, Кугарчинского, Благовещенского, Альшеевского, Зилаирского районов Республики Башкортостан – лучшие из лучших – представили членам жюри оригинальные инновационные образовательные технологии и нестандартные креативные приемы решения педагогических задач, стоящих перед современным учителем.  

Гульназ Булатовна Аменова представила мастер-класс по теме «НЕскучные НЕ уроки». Молодой педагог предлагает разнообразить свои уроки рабочими листами и разработкой Web-квестов, используя платформы создания сайтов. В ходе мастер-класса был представлен пошаговый алгоритм для самостоятельного создания web-квеста. 

Марина Павловна Дмитриева провела мастер-класс по теме «Современные приёмы и методы по развитию читательской грамотности». Фокус-группа познакомилась с приемами «интеллект-карта», «круги Эйлера-Венна» и кодирования («Словарик QR-кодов»). Были раскрыты возможности использования платформы «Padlet».

Алексей Александрович Евтеев поднял тему QR-кодов в системе образования. Педагог решил разобрать «плюсы» и «минусы» их применения, научил создавать и применять данную технологию на уроке. 

Анна Дмитриевна Павлова познакомила с нетрадиционными техниками рисования на уроках ИЗО. Педагог продемонстрировала область применения, технику выполнения, объяснила всё «плюсы» данной методики.

Гузель Разилевна Зиянгирова затронула тему критического мышления. Учитель показала, как пользоваться различными методами, акцентируя своё внимание на способе «Денотантный граф». Педагог на примерах показала, как и где будет полезен данный способ для коллег. 

Галина Николаевна Емелева рассказала коллегам про ресурс «Canva». Учитель продемонстрировала практически весь инструментарий, наглядно показав, как и где можно применять данную технологию. 

Элина Данияровна Матигуллина на своем мастер-классе вела речь о применении педагогических технологий как условии повышения мотивации учащихся. Подробно была рассмотрена технология развития критического мышления, а также ряд приемов и практик, среди которых блиц-опрос, тренирующий быстроту мышления, придумывание хэштегов к портретам персонажей и ряд других. Были продемонстрированы возможности портала «Skysmart» издательского дома «Просвещение».

Алина Ирековна Лутфуллина рассмотрела возможности использования интертекста для повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы. Тексты классической литературы, зачастую далекие и малопонятные для современных подростков, становятся ближе и доступнее в контексте песен популярных в молодежной среде исполнителей. Также был обсужден прием использования мемов как единицы значимой для культуры информации, его привлечение в рамках литературного образования школьников.

Эдуард Наилевич Ульябаев на мастер-классе «Из текста в графику» познакомил с работой графического редактора «PhotoScape», наглядно показав, какие широкие возможности его применения открываются на уроках географии. Данный редактор, по мнению учителя, полезнее всего на уроках закрепления знаний и на этапе рефлексии. Он позволяет развивать индивидуальные возможности обучающихся, их цифровую грамотность, а также хорошо подходит для детей с особыми образовательными потребностями. Эдуард Наилевич актуализировал и межпредметный потенциал инфографики.

Анастасия Вячеславовна Ногина посвятила свой мастер-класс математической грамотности как одной из составляющих грамотности функциональной. «Детей нужно учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», — уверена молодой педагог. Анастасия Вячеславовна на конкретных примерах научила самостоятельно составлять жизненные задачи и проектировать их из обычных заданий; подробно рассмотрела характеристики, которым должны отвечать жизненные задачи, и алгоритм составления таких задач. Преимущества жизненных задач прежде всего в том, что полностью меняется соотношение взаимодействия «ученик-учитель».

Валентина Александровна Самохина представила свое видение применения метода моделирования в технике и пластилинографии. «Как сделать сложное простым при помощи метода моделирования в технике и пластилинографии», – этим вопросом задалась молодой педагог. Данный метод формирует познавательные навыки детей, развивает способности к саморазвитию и самореализации, помогает воочию увидеть «биологические объекты», например строение клетки, визуализирует процесс обучения, делает его наглядным.

Анастасия Юрьевна Зиманова считает, что читательская грамотность – ключ к овладению всеми другими видами функциональной грамотности.В рамках мастер-класса, посвященного данному аспекту, были рассмотрены две группы навыков: приемы, которые целиком основываются на тексте (среди которых мозговой штурм как оперативный способ решения задач) и размышления о собственных впечатлениях о прочитанном. Убедительно было аргументировано представление о читательской грамотности как основном факторе повышения успешности каждого ребенка. «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами», – этими словами И.Г. Песталоцци завершила свое выступление молодой учитель.

Фаузия Миниахметовна Курбанаева задалась вопросом: какие инновационные методы и приемы можно применить, чтобы развивать речь и грамотность ребенка? Возможности инновационного приема приема «инфографика» были раскрыты на примере анализа платформы «Canva.com». Большой интерес вызвал практико-ориентированный этап мастер-класса, когда фокус-группа и все желающие могли с помощью платформы создать изображение башкирской шали. Фаузия Миниахметовна продемонстрировала также, как работать на данной платформе над повышением грамотности обучающихся, создав видео на тему «Правописание глаголов на -тся и -ться». Применение платформы «Canva.com», бесспорно, служит активизации учебной и познавательной деятельности, развитию критического и визуального мышления.

Елена Ивановна Шевелева раскрыла содержание составляющих «4 К» современного педагога: коммуникативность, кооперация, креативное мышление, критическое мышление, а также познакомила с приемами работы на уроках, способствующими формированию данных компетенций у учащихся. Активная поддержка фокус-группы, безусловно, стала украшением выступления молодого учителя. Особый интерес фокус-группы и членов жюри вызвал прием отработки навыков креативного мышления с помощью платформы «LearningApps.org». «Учитель и ученик должны расти вместе», – этим высказыванием Конфуция, как нельзя лучше подходящим к теме выступления, завершила мастер-класс Елена Ивановна.

Ответственная за проведение конкурса «Молодой учитель года – 2022» кафедра дошкольного и начального образования ГАУ ДПО ИРО РБ, члены жюри благодарят всех участников и поздравляют с очередным взятым рубежом – достойно пройденным этапом!