14 марта 2023 года. Конкурсное задание «Урок»

Для участников конкурса «Учитель года русского языка и литературы РБ-2023» гостеприимно распахнул двери «Центр образования № 159» г. Уфы.

В этот день показали свои уроки 9 учителей-словесников. Пять из них отдали предпочтение предмету «Литература», четверо выбрали для демонстрации своих педагогических умений уроки русского языка. Работали конкурсанты в основном с обучающимися среднего звена (5, 6, 7 классы); лишь два урока были проведены в старших классах.

Уже первый урок, проведенный Невской Татьяной Михайловной в пятом классе на тему «Произведения отечественных писателей XIX – XXI вв. В.К. Железников «Три ветки мимозы», был украшен интересными методическими находками: сюжетный кластер, работа с фразеологизмами, веточки мимозы и др. Хорошо подобран наглядный материал – на экране картинки эвристической направленности, которая мотивирует учеников, дает возможность поразмышлять и порассуждать, прийти к формулировке темы и обозначить цель урока. Мастерски создавались проблемные ситуации, позволяющие детям активно участвовать в исследовательской работе.

В такой же творческой обстановке прошел урок литературы в 10 классе «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» у Веселухиной Майи Александровны. Урок начался с показа отрывка из художественного фильма – «стартом» для развертывания беседы, поэтому введение в тему, задачи урока, сформулированные вместе с учениками, проведены умело, в быстром темпе. Учитель умело вел учеников к самой проблеме, показывая в ТЕКСТЕ те эпизоды, которые подводят к пониманию темы. Учитель активен, не забывает похвалить класс, перед нами СОтворчество, СОтворение урока.

У СагитоваЭмиляРишатовича при изучении темы «Зачем я жил? Для какой цели я родился» Главы «Княжна Мери», «Фаталист»» получилось создать с детьми хотя и временный, но прочный творческий союз, и роль дирижера ему вполне по силам. Класс разбит на отдельные группы для работы с отрывками глав романа. Метод ключевых слов стал основой работы с текстом. Удачно использовались словарные материалы (В.И. Даль), они заставили учеников задуматься над этимологией слова «судьба» и его смыслами, которые проявляются в текстах М. Лермонтова. Ученики работали и с текстами критиков В. Белинского и Добролюбова, сопоставляя свои размышления и суждения столь известных людей. Урок получился важным для осмысления романа в целом.

Хатмуллина Айгель Мажитовна на уроке в 7 классе «Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» с первой минуты буквально заинтриговала учеников: четыре портрета русских писателей на экране, а нужно найти лишний. Не сразу, надо сказать, пришли дети к правильному ответу, но оживились, включились в активную работ с интеллект-картами, что стало основой работы с текстом А.И. Куприна. На уроке успешно решались не только познавательные, но и воспитательные задачи.

Энергично и ярко, нацелено на главную дидактическую цель начала свой урок «Спряжение глагола. Изучение новой темы» Крутько Винира Рашитовна. В начале урока состоялся разговор о дорогах (эпиграф урока- «Дорогу осилит идущий»), и это образное начало уже настроило учащихся на интересную творческую работу. Учитель очень внимателен, доброжелателен, видит работу каждого ученика, умело комментирует правильные и неправильные ответы учеников. Задания разнообразные, интересные, на уроке много сделали, много повторили

Акатьева Наталия Михайловна, русский язык в 6 классе, «Синтаксические функции местоимений». Начало урока было действительно поэтическим, так как эпиграф прозвучал как строфа-приветствие, приглашение в путешествие к частям речи, где и ожидала их встреча с местоимением. Учитель живо, энергично, умело, подводит учеников к решению главной задачи урока – учит определять функции местоимений в предложении.

Атанова Диля Талиповна при знакомстве учеников с разрядами местоимений использует связной текст К.Д. Ушинского («Разряды местоимений. Личные местоимения», 6 класс), что позволяет ученикам эвристическим путем сформулировать тему урока. Ученики работали с маршрутными листами, отвечали у доски, с помощью интерактивной доски выполняли интересные задания. Диля Талиповна сумела показать рождающийся урок, ее не пугают ответы невпопад учеников или их молчание, она идет к цели и добивается заинтересованности учеников.

Валидова Альмира Амировна может все. Она приготовила для участников белую одежду для привидения. И полились охотники стать привидениями на минуточку. А спустя минуту класс увлекается работой на уроке литературы («О. Уальд «Кентервильское привидение»). Альмира Амировна подводит учеников к мысли, что понимать других – это счастье, а истинная красота человека – в гармонии его внешности, души и поступков. Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли звучали на уроке Альмиры Амировны. О том, как изменились их первоначальные представления о привидении высказывались ученики на этапе рефлексии.

Бикбулатова Гульфира Нурисламовна, русский язык в 6 классе, «Синтаксические функции местоимений». Учитель ведет класс спокойно, умело, стараясь привлечь к работе весь класс. Мы увидели интересные задания, например, групповые задания по тексту на основе маршрутных листов, дифференцированные задания для прохождения квеста. Хороши переходы между этапами урока, уместна работа с учебником и инсценировка текста. Несмотря на небольшие недочеты, урок, бесспорно, удался.

Все участники конкурса продемонстрировали свободное владение темой урока и – шире – своим предметом. А в учебном диалоге с детьми, в построении самого занятия, в использовании методических приемов они, безусловно, показали себя профессионалами. И, конечно, убедили жюри, что умеют не только проектировать, но и успешно проводят уроки в соответствии с требованиями обновленных ФГОС.

На этапе самоанализа конкурсанты обнаружили способность к объективной оценке собственной работы на уроке и результатов проводимых ими занятий.

И все же члены жюри нашли в проведенных уроках то, что можно назвать типичными недочетами (на этапе самоанализа об этом услышали все конкурсанты), – это надо будет учесть как нынешним конкурсантам, так и тем, кто станет участником Конкурса в последующие годы.

Первый день конкурсного испытания в номинации «Урок» успешно завершился.