15 марта 2023 года. В этот день жюри оценивало 5 уроков русского языка и четыре урока литературы. Эксперты отметили, что конкурсные уроки были спроектированы с учетом требований обновленных ФГОС и нацелены на достижение конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов.

Первый урок был у Тищенко Зили Миннигалиевны по теме «Михаил Булгаков. Повесть «Собачье сердце»». Отрывок из художественного фильма умело вписан в структуру урока, он не перегружает урок. Это был второй урок по творчеству М. Булгакова в 11 классе. Вначале краткий экскурс в биографию писателя дал возможность перейти к тексту повести «Собачье сердце. Весь ход урока представлен на рабочем листе, где есть и задания эвристического характера, и графические схемы. Уделено внимание терминологии, хорошо представлена история создания романа. Обращение к тексту – постоянно, как и работа со словом, с интерактивными элементами, схемами. Все этапы урока были логически взаимосвязаны и последовательно выстроены.

Вступительное слово Гарифуллиной Розалии Илдаровны (5 класс, литература) настроило учеников на восприятие поэтического произведения. Учитель начал урок с показа карты России и разговора о Родине. Тема урока – «Литература народов Российской Федерации. Стихотворение Р. Гамзатова «Песня соловья»». Изобразительная наглядность (раздаточный материал, хорошо подобранные картинки и иллюстрации на экране) способствовала мотивации учеников; вопросно-ответный ход изложения материала дал возможность детям раскрыться, свободно рассуждать. Отрывок из художественного фильма не перегружает урок, дает возможность услышать высказывание Расула Гамзатова о нашем Мустае Кариме. Проводилась словарная работа, анализ текста в соответствии с возможностями учеников.

Рамазанова Гузель Ахатовна в 5 классе на уроке русского языка по теме «Спряжение глагола с безударным личным окончанием. Изучение новой темы» предложила яркий девиз, где главные слова: «Все узнаешь, все поймешь!». К теме учитель подвёл класс через этап повторения уже известных сведений о глаголе, так что дети сами определили, что же такое спряжение. Работа со специальными карточками, с наглядно представленным на экране материалом, задания поискового характера, самопроверка и взаимопроверка выполняемых работ помогли ученикам усвоить орфографическое правило.

Динамично и ярко начался урок русского языка в 6 классе у Минихановой Гульгены Хайбулловны. На уроке изучали употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета. Ученики активно работали в группах, соревновались, использование компьютеров помогало работать быстрее, так что время урока можно было сэкономить. Учитель умело подвел класс к новой теме. Кроме традиционной проблемы – употребление местоимений и их функции – на уроке определяли роль местоимений в условиях речевого этикета.

Макеева Оксана Николаевна, 6 класс, русский язык. «Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с НЕ и НИ; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений». В начале урока прозвучала притча (термин был представлен на экране) о дружбе, прочитанная учителем. В тексте было много местоимений, ученики нашли их, на доске появились разряды местоимений. Правила правописания местоимений легко уместилось в удобной графической схеме на доске и в тетрадях. Упражнения различной направленности хорошо помогли закрепить правило. Интересно было представлено домашнее задание, разработанное учителем при помощи Облака слов. Учитель считает, что такое задание способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации учеников, уменьшает ошибки в правописании.

Салимгареева Галия Фагимовна, 9 класс, русский язык. «Повторение. Лексика. Фразеология». На уроке была создана атмосфера содружества, ребята работали в группах, анализировали текст В. Тендрякова. Именно отрывок из повести «Ночь после выпуска» позволил выстроить тематический урок, посвященный учителю. Группы программистов, редакторов, исследователей и дизайнеров создавали странички для справочника по русскому языку (продукт проекта).

На уроке Семенко Аллы Рифовны (литература, 6 класс) на основе восстановленной с использованием репродукций сюжетной линии сказки Оскара Уайльда «Соловей и роза» ученики работали с текстом. Группы (кстати, очень правильным было вспомнить правила работы в группах!) получили индивидуальные задания, включились в обсуждение темы, которую сформулировали сами, беседа по тексту показала, что дети внимательно прочитали сказку, с удовольствием высказывали свои суждения о том, как проявляется сила любви, давали полную характеристику героев. Изящные розочки на тонком стебле стали удивительным завершением этого урока.

Эпиграф к уроку Фокиной Ирины Ивановны (6 класс, русский язык «Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с НЕ и НИ; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений») звучал так: «С малой удачи начинается большой успех!» Повторение пройденного на этом уроке было организовано в игровой форме, использовались приемы «верно-неверно», «займи позицию». Объяснение новой темы состоялось в пространстве лингвистической сказки.

Пионерская атрибутика и песня юных пионеров — это приметы советской эпохи, которые связаны с изучаемым на уроке произведением. Оттолкнувшись от понятия «фантастическая литература», Ишкуватова Зульфира Гафуровна (6 класс, литература) используя метод беседы, приступила вместе с учениками к анализу произведения современных отечественных писателей-фантастов А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак «Время всегда хорошее». Сравнивая и сопоставляя, ученики пришли к выводу, что каждое время – хорошее.

Подводя итог сегодняшнему дню, можно отметить, что на уроках литературы дети продемонстрировали хорошее знание художественного текста и умение работать с ним. Умело и уместно учителя на всех уроках использовали интерактивную доску, наглядный материал.

Что касается уроков русского языка, то члены жюри высказали о них следующее мнение: «Направляемые учителем дети не только правильно определили тему каждого урока и верно сформулировали учебные цели, главное – они пришли к пониманию того, что нужно внимательно и бережно относиться к языку, постоянно шлифовать, оттачивать свою речь, совершенствовать собственные коммуникативные умения». Изучая один и тот же «вечный вопрос», например, спряжение глаголов, каждому учителю удается проявить себя по- своему.

Однако «бесконечны пути совершенства»! И, наверно, стоит сказать и о том, что могло бы сделать уроки более эффективными и полнокровными. Не стоит забывать о том, что на уроках словесности ТЕКСТ – основная дидактическая единица, поэтому можно предугадать отношение экспертов к урокам, на которых дети не выполняют заданий по продуцированию небольших текстов или развернутых монологических высказываний, ведь каждый урок должен стать уроком развития речи.

Мы искренне надеемся, что высокая планка, которая была взята нашими конкурсантами на конкурсном состязании «Урок», — это еще не предел их возможностей. Успехов вам и тем, кто принимает от вас эстафету, — участникам завтрашнего дня!