Башкортостан – республика дружбы и согласия. Население республики формировалось на протяжении нескольких столетий, ее территория была зоной расселения и миграции различных этносов. Этому способствовали добровольное вхождение башкирского народа в состав Русского государства, социокультурные, исторические, демографические и другие факторы. В результате многовекового взаимодействия тюркских, славянских и финно-угорских народов на территории региона сложились устойчивые традиции взаимного уважения и согласия.

В Республике Башкортостан проживают представители 160 национальностей. На 1 октября 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения Республики Башкортостан составляет 4 038 151 человек.

Ру́сские – восточнославянский народ, самый многочисленный европейский народ России. Национальный язык – русский. Подавляющее большинство русских исповедуют православие.

В Республике Башкортостан проживает приблизительно 1 453 734 русских.

Знаменитые представители: Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Максим Чудов.

Башкиры – народ, населяющий Башкортостан. Они привыкли к суровому климату Урала и относятся к тюркам. Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости и упрямство в отстаивании своих интересов.

В Башкортостане проживает 1 191 255 представителей этой национальности. Башкиры живут во всех субъектах России. Наиболее крупные группы (территория исторического Башкортостана) − в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае, Татарстане, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО. За пределами республики проживает около трети всех башкир.

В самой республике башкиры составляют 29,5 % от общего числа населения Башкортостана и занимают 2 место после русских.

В древности башкиры были язычниками-кочевниками и исповедовали древнюю религию тюркских народов тенгрианство. Следы культа Тенгри у башкир видны в материалах фольклора и этнографии (пословицы, обряды, ритуалы). Ислам проник в Башкортостан в Х веке.

Знаменитые представители: Салават Юлаев, Мифтахетдин Акмулла, Мустай Карим, Рашит Нигмати.

Татары. Тюркский народ, коренное население Республики Татарстан. Они составляют более четверти населения Республики Башкортостан (25,4 % или 1 025 690 человек) (3 место по численности в РБ).

Подавляющее большинство татар – мусульмане, исповедующие ислам.

Знаменитые представители: Роберт Миннуллин, Айдар Галимов, Хания Фархи.

Чуваши – тюркский народ, коренное население Чувашской Республики.

На территории Республики Башкортостан проживает 109 030 чувашей
(4 место по численности). Основное вероисповедание − православное христианство.

Знаменитые представители: Яков Ухсай, Константин Иванов (уроженец Башкортостана, основоположник чувашского литературного языка), Алексендр Алимасов.

Удму́рты – финно-угорский народ, в основном проживающий на Северо-Западном Приуралье. Говорят на удмуртском и русском языках.

В Республике Башкортостан проживает приблизительно 21 477 удмуртов.

Удмурты Башкортостана до настоящего времени остаются язычниками. (Подъезжая к удмуртской деревне, можно заметить в полях перелески – это священные рощи. В каждой деревне почитаются свои священные места. Жители каждой ежегодно проводили около десяти молений с жертвоприношениями).

Знаменитые представители: Кузебай Герд, Герман Корепанов, Василий Зайцев.

Марийцы – потомки древнего населения Среднего Поволжья. В России насчитывается более 680 тысяч марийцев.

Мари́йцы в основном проживают в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан. В этих двух регионах проживает около 72 % (52 % и
20 %, соответственно). На территории Башкортостана проживает 104 992 марийцев.

Знаменитые представители: Яныш Ялкайна, Алексей Искандаров, Александр Юзыкайн.

Как говорит Глава нашего региона Радий Фаритович Хабиров: «Единство народов, вместе преодолевающих испытания, умеющих искренно радоваться успехам друг друга, – это заслуга наших предков, передавших нам эстафету дружбы и взаимоуважения, добра и созидания. Это духовное наследие мы должны всеми силами беречь и приумножать».

Мы разные. Говорим на разных языках, исповедуем разные религии, у нас разные обычаи и традиции, но мы все живем в Башкортостане. Эта родная земля нас объединяет. Дружба между народами является основой мира и прекрасного будущего!

Творческое задание: Сделайте коллективно коллаж на тему «Мы разные – мы вместе», где будет ярко отражаться поликультурное единство народов Республики Башкортостан. (На листе ватмана, с помощью цветных фломастеров, красок, фотографий, рисунков).

Единство нашего народа отражается во взаимопомощи, поддержке друг друга в трудные и радостные минуты.

Одним из таких примеров является проект «Милосердие начинается с тебя».

Суть проекта — истинное милосердие — это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

Цель проекта состоит в оказании помощи нуждающимся людям, а также для того, чтобы люди всегда дарили друг другу добро. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки.

28 ноября – день всемирный день милосердия, в этот день призывают мировое сообщество к миру, любви и взаимопониманию.

https://dobro.ru/project/30783

Еще одним таким проектом является Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы» – это уникальная возможность начать свой путь в волонтёрской деятельности. Проект помогает не только добровольческим отрядам, ведущим свою деятельность в течение длительного времени, но и активистам, которые только начали заниматься добровольчеством.

Участниками Конкурса могут стать обучающиеся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также родители, педагоги и советники директоров по воспитанию.

Участники будут выполнять задания по шести направлениям волонтерской деятельности:

  • социальное волонтерство;
  • экологическое волонтерство;
  • спортивное волонтерство;
  • зооволонтерство;
  • медицинское волонтерство;
  • событийное волонтерство.

https://education.bashkortostan.ru/documents/active/407552/ — положение о конкурсе на сайте Минобрнауки РБ.

Республиканский экологический проект «Зелёная Башкирия» направлен на совершенствование системы экологического образования и просвещения в Республике Башкортостан, повышение уровня экологической культуры населения, развитие межрегионального и международного сотрудничества в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития Республики Башкортостан.

Организация изначально была создана в 2013 как движение экоактивистов.

В 2016 году была юридически зарегистрирована.

Ежегодно в организации реализуется более 200 различных экологических акций и проектов, начиная от маленьких локальных субботников, заканчивая международными.

https://telegra.ph/greenbashkiria-09-22

https://vk.com/greenbashkiria

Помощь семьям военнослужащих

Пока часть мужского населения России отстаивает интересы страны, их близкие нуждаются в заботе и поддержке. Оказать бытовую помощь, позаниматься с детьми, выгулять домашних животных или просто сделать пожертвование может каждый. Главное — не оставаться в стороне.

https://xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai/?ysclid=lnypk4vvwp133845281#popup:infoblock11

Практическая направленность урока.

Психологические игры на сплоченность.

Начальные классы.

Тренинг на сплочение младших школьников

Цель: сплочение детского коллектива.

Методы: мониторинг психоэмоционального состояния, тренинговые упражнения, дискуссия

Ход занятия:

Начало занятия: (приветствие, цели):

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы попробуем подружиться и крепко – накрепко скрепить нашу дружбу!

Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на начало тренинга:

— Напишите на веселом или грустном «смайлике» Ваше имя и приклейте его на ватман («Весёлый смайлик» — хорошее настроение, «Грустный смайлик» — плохое).

Психологический настрой (ритуал встречи):

— Предлагаю Вам взять карточки со своими именами и прикрепить на грудь. Образуем «круг дружбы». Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!

Правила работы в тренинговой группе:

— Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для того, чтобы у нас с Вами получилось все, что мы задумали, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным.

2. Высказываться только от своего имени.

3. Выполнять правило поднятой руки (не выкрикивать с места).

4. Не говорить хором.

5. Не давать оценок.

6. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем конфиденциальность).

7. Право ведущего (слушаем внимательно то, что я говорю).

— Какие дополнения, изменения?

— Принимаем? Стараемся соблюдать.

Упражнение № 1 «Здравствуй, друг».

Дети делятся на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом, должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за психологом его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Упражнение № 2 «Передай эмоцию».

Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

Упражнение № 3 Упражнение «Единый шаг».

Цель: сплочение посредством группового взаимодействия.

На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага.

Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться. Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.

Упражнение № 4 «Десять вопросов».

Цель: привлечь внимание всей группы к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы, в то же время это побуждает всю группу думать о каждом отдельном ребёнке как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Десять вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать мне 10 вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например,
о цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о чертах его характера. Когда у кого-нибудь из вас возникнет идея, он может, молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все 10 вопросов, вы можете высказать свои предположения о том, кого же я загадала».

Вопросы для обсуждения:

— Ты быстро угадал, о ком идёт речь?

— Есть ли среди твоих одногруппников дети, похожие друг на друга?

— Есть ли в группе кто-нибудь, кто похож на тебя?

Итоговая рефлексия:

Мониторинг психоэмоционального состояния:

— Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение, если да, то приклейте тот смайлик, какой соответствует вашему настроению. Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а также о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения? (высказываются)

Чему мы научились на сегодняшнем тренинге? (высказываются)

А сейчас давайте крепко накрепко скрепим нашу дружбу большим объятием! (Все берутся за руки, образуя круг, и обнимаются).

5-9 классы.

Тренинг «Мы дружные!»

Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

Ход занятия

Психолог/учитель. Здравствуйте ребята! Мы сегодня проведем тренинг на сплочение.

Цель нашего тренинга – это сплочение нашего коллектива. Что значит сплочённый коллектив? (дружный, где ребята понимают друг друга, идут на помощь и т.д.)

Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Вначале вспомним притчу:

В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья». Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Я хочу пригласить человека, который похож на меня тем, что….» (ребёнок приглашает выйти человека, который как ему кажется чем-то на него похож, далее приглашённый человек приглашает следующего и т.д., постепенно выходят все дети)

Упражнение «Строй». Вы можете легко и быстро построиться по росту (начиная с самого высокого), по дате рождения (начиная с первого числа), по цвету волос (начиная с самого светлого), но сделать это молча.

Игра «Рисунок на спине» Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Рисовать будем пальчиком. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять, что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.

Упражнение «Я хочу пригласить человека, который не похож на меня тем, что….» (аналогично, как и игра в начале занятия, дети садятся на свои места).

Упражнение «Модель идеального класса».

Материалы: ватман, фломастеры.

Время:15мин

– Все вы учитесь в одном классе.

Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?

Зачем ходят в школу (вопросы детям)?

Во-первых, получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать класс, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в классе всем хорошо.

На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог/учитель подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее психолог/учитель называет качество, и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «круг» Чем правильнее круг, тем сплочённее группа и тем комфортнее каждому. Приглашается участник, который вырезает «круг» ножницами и пытается прокатить круг, как колесо.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы, оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить свой класс, не изменяя себя».

Упражнение «Волшебная бутылочка».

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своем классе. Также это упражнение можно использовать для завершения занятия.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10 мин.

Психолог/учитель дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваш класс находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться учебы. Вы можете изменить своих одноклассников, сделать больше перерывы между парами, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания.

Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий. Лучше это делать на бумаге с липкой лентой, для того, чтобы потом повесить на доску для ознакомления (желания можно подписать, если хотят дети).

Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Рефлексия тренинга.

– Кому, что понравилось, что не понравилось?

– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Мы дружные» (становимся в круг, берёмся за руки и сначала шёпотом, затем чуть-чуть громче и наконец-то очень громко говорим хором «Мы дружные!»).

(по материалам интернета)

10-11 классы.

Тренинг на сплочение и доверие

Цель: развитие взаимодействия в группе, повышение уровня сплоченности в классе.

  1. Упражнение «Поводыри».

Инструкция. Дети делятся на пары. Один человек в каждой паре становится ведущим. Другой — ведомым, ему одевают повязку на глаза. Через десять минут дети меняются ролями. Упражнение выполняется невербально — это означает, что в классе должна быть полная тишина и партнеры не должны общаться друг с другом.

Психолог/учитель: Если вы в роли ведущего, возьмите вашего партнера за кисть, руку или талию и водите его для сенсорного исследования пространства. Молча руководите им. Приводите вашего партнера в контакт с интересующей его фактурой, например, с листьями, занавесками и так далее. Постарайтесь заставить партнера ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдаленные разговоры, ходить и бегать. Через десять минут остановитесь и снимите повязку с глаз партнера. Затем поделитесь своими чувствами, касающимися руководства и ответственности за другого человека. В качестве ведомого обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, когда вынуждены полностью доверять другому человеку, который берет на себя ответственность за ваше благополучие. Обратите внимание на каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнером.

Проводится обсуждение.

2. Упражнение «Опасность».

Цель: сплочение коллектива.

Инструкция. Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. Все прогуливаются по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. «Внимание! На нас напали пещерные львы! (или «На вас напали маленькие зелененькие человечки!» и другое)».

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор пещерным львам (или др.)». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

3. Упражнение «Солнце светит для тех, кто…»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Время проведения: 15 минут.

Этапы игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто…». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто… любит проводить отпуск на море… терпеть не может курильщиков… питается по-вегетариански…»).

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

4. Упражнение «Вавилонская башня».

Цель: командообразование.

Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

Литература:

1. Дом дружбы народов РБ – https://addnrb.ru/

2. Народы Башкортостана: энциклопедия /гл. ред. Ф.Г. Хисамитдинова − Уфа: Башк. энцикл., 2014. 528 с.

3. Фольклор народов Башкортостана энциклопедия / Надршина Ф.А. (главный редактор), Саитов У.Г. (ответств.редактор). – Уфа: Башк. энцикл., 2020 – 664 с.

4. К.Фопель. Групповая сплоченность https://psyfactor.org/lib/fopel1.htm 

5. Игры на сплочение и раскрепощение для детей 7-16 лет

https://znanio.ru/media/igry_na_splochenie_i_raskreposcheniya_dlya_detej_7_16_let-3611