«РАЗГОВОР СО ШКОЛЬНИКАМИ»

Конкурс «Учитель года Башкортостана»

Дата: 5 марта 2024 г.

5 марта конкурс «Учитель года Башкортостана» стартовал одновременно на трех конкурсных площадках, в качестве которых выступили МАОУ «Лицей № 160» им. Нагаева М.К.» г. Уфа, МАОУ « Гимназия № 115» г. Уфа, МАОУ «Лицей №94» г. Уфа

5 марта 2024 года в МАОУ «Лицей № 160» им. Нагаева М.К.» (г. Уфа) проходило первое конкурсное испытание «Разговор со школьниками». В нём приняло участие 10 учителей: Ахметдинова Л.Н., Захарова А.А., Малухина А.Л., Прошкин А.А., Душанбаева З.Р., Хабибуллина Д.Р., Хабибуллин А.Ф., Альберс М.М., Ямлова О.Б., Белоусов А.Ю.

В ходе проведённых учебных занятий учителя в рамках открытого смыслоразвивающего диалога с обучающимися обсуждали актуальные проблемы современного общества: исторические аспекты возникновения традиционных российских праздников и календарных памятных дат; формирования гражданско-патриотических ценностей в контексте современной геополитической ситуации; конституционные права и обязанности граждан России; героические подвиги подрастающего поколения; проектирование межкультурных коммуникаций в эпоху цифровизации; роль подрастающего поколения в сохранении и формировании традиционных ценностей народов России; открытия и достижения России в различных областях научных знаний; финансовая грамотность и её значение жизни человека. В процессе раскрытия названных тем учителями использовался широкий спектр активных и интерактивных методов (метод кейсов, работа в малых группах, проекты, викторины и игры). Большинство участников демонстрировали достаточно высокий уровень сформированности психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. При обсуждении отдельных тем применяли различные психолого-педагогические средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Учитель химии Киреева Алия Халиловна разговор с учащимися посвятила Всемирному фестивалю молодежи. На протяжении разговора умело использовала федеральный контент «Разговора о важном». Изюминкой разговора явился момент неожиданности. Алия Халиловна применила опыт виртуальной лаборатории Д.Менделеева, с изменением окраски плавно перешедший к разговору об истории эмблемы ВФМ. Создание атмосферы доверия и дружелюбия помогло организовать обратную связь учителя с обучающимися.

Гульнара Рифатовна Фатхутдинова с учениками 5 класса составили портрет героя нашего времени. В ходе обсуждения вспомнили не только героев СВО, но и рассмотрели примеры героизма в обычной жизни.

Марвиева Гульназ Ильдаровна провела конкурсное испытание «Разговор со школьниками» в 5б классе на тему «Главный закон страны». Она рассказала об истории возникновения Конституции, этапах ее становления как основного закона страны. Учащиеся вспомнили символику страны и республики, исполнили гимны РФ и РБ. Они обсудили права и обязанности граждан России и поразмышляли, насколько значима Конституция для нашего государства, и как важно не только знать, но и уважать, выполнять ее законы.

Дню народного единства был посвящён разговор Шухардиной Алены Александровны с пятиклассниками. Ребята определили основные ценности, связывающие все народы России: язык, культура, традиции и др. Школьники порассуждали о том, что такое федерация и можно ли школьный класс назвать федераций.

Сидорова Светлана Геннадиевна на испытание «Разговор со школьниками» раскрыла тему «Первооткрыватели». Основой разговора был региональный компонент. Дети узнали о первооткрывателях полезных ископаемых Башкортостана, рассуждали о чертах характеров известных путешественников, учёных, испытателей. В конце занятия ребята дружно приняли решение учиться старательно, стремиться к вершинам, пробовать свои силы в разных направлениях, ведь, возможно, кто-то из них будет находиться в ряду первых.

Афанасьева Анна Сергеевна вместе с шестиклассниками искала ответ на вопрос, как найти свое место в обществе. В процессе раскрытия темы учитель использовал широкий спектр интерактивных методов и приемов.

Атдинова Альбина Динисовна по теме «Мы вместе» провела разговор с учащимися шестого класса. С первых минут общения ребят объединила в сплоченную команду при помощи приема «Клубок доброты». Каждый ученик привёл примеры доброты и единая нить стала связующим в продолжении беседы. Учитель предложила инсценировать стихотворение, что способствовало активизировать весь класс. Показала значимость добровольческих движений, их помощь и какую пользу приносят людям. Каждый учащийся на этапе рефлексии с помощью метода «Ладошка» украсил дерево.

Авхатова Ленара Ралифовна вынесла на обсуждение тему «Налоговая грамотность» и сумела раскрыть суть понятий «налог», «виды налогов». Конкурсант продемонстрировал владение различными формами и методами для достижения воспитательных результатов на данном конкурсном испытании.

Арсланова Айгуль Ильдаровна вместе с обучающихся 8 класса порассуждали на тему взаимоотношений в коллективе. Искали ответ на вопрос, могут ли возникать конфликты в дружных коллективах, какие чувства может испытывать ребёнок во время травли и какую психологическую помощь может получить подросток в ситуации буллинга.

Учитель математики с.Большой Куганак Стерлитамакского района Екатерина Сергеевна Аксакова провела разговор о важном на тему:»Россия, взгляд в будущее». Вспомнили великие изобретения и достижения России. Поговорили о технологическом суверенитете и его защите. Помечтали, заглянули на 10 лет вперёд и представили свою профессию, которая могла бы изменить будущее России. В качестве подарка учащиеся получили методическое изобретение от учителя, позволяющее легко сохранить любую информацию у себя в голове навсегда.

Учитель химии из Калтасинского района Исламова Анжела Вячеславовна вместе с восьмиклассниками искали ответ на вопрос, какие союзники России есть. При обсуждении темы учитель использовал различные психолого-педагогические средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Баймурзин Дим Дамирович в ходе конкурсного испытания раскрыл тему «День спецназа». Конкурсант рассказал учащимся историю становления войск спецслужб в нашей стране и остановился об основных задачах, которые выполняют войска спецназа «Альфа», Вымпел» и «Витязь».

Азаматова Зиля Дагиевна провела «Разговор со школьниками» в 3 классе на тему «О взаимоотношениях в коллективе». Взаимоотношения в коллективе — это обширная тема, которая включает множество аспектов. Благодаря тому, что были выбраны ключевые понятия, беседа получилась содержательной и познавательной. На протяжении занятия ученики помогали пчёлке найти выход из жизненных ситуаций. Разбор ситуаций позволил учащимся понять, как они могут применить полученные знания в своей жизни. В завершении разговора были собраны соты, на которых были указаны ценности, объединяющие коллектив.

Белякова Светлана Николаевна познакомила учащихся 3 класса с понятием технологический суверенитет, рассказала о профессиях будущего. Заполняя ленту времени в рабочем листе, учащиеся узнали о важных открытиях, сделанных российскими учёными. В конце занятия ребята сделали выводы о том, что наши ценности помогут им делать правильные и нужные открытия, помогать своим близким и всей стране.

Галанова Гульшат Валериевна показала занятие со школьниками «Союзники России». Занятие было направлено на изучение союзничества между государствами для достижения безопасности и благополучия людей. Педагог показала международную интеграцию России на примере экономического союза БРИКС, а также тесное сотрудничество с Республикой Беларусь. Гульшат Валериевна смогла создать в классе атмосферу доверия и дружелюбной обстановки при обсуждении вопросов.

Каскинова Гульназира Тафтизановна организовала разговор со школьниками «День первооткрывателя» по 3 группам: первооткрыватели, первопроходцы, изобретатели. Выполняя задания, ребята познакомились с выдающимися личностями нашей страны и республики, чьи открытия и изобретения вошли в мировое наследие. Педагог умело подвела школьников к мысли, что совершать открытия могут люди разного возраста и профессии. Приятным сюрпризом для детей стали блокноты с изображением российских первооткрывателей и мотивирующей цитатой из стихотворения Р. Рождественского.

Нуретдинова Альбина Дамировна провела занятие для учеников 3 класса по теме «Там, где Россия». Занятие началось с работы по карте: обозначения границ России и некоторых известных географических объектов. Педагог умело использовала федеральный и региональный контент проекта » Разговоры о важном » для достижения воспитательных целей.

Алтынцева Анастасия Андреевна с учащимися 2 класса продемонстрировала занятие по теме «Что такое Родина?». В ходе эвристической беседы педагог расширила представления школьников о достижениях современной России. На примере колоса как символа единства, учащиеся узнали об особенностях нашей страны. Знакомство с Международной выставкой » Россия » позволило узнать о ключевых особенностях развития некоторых российских регионов.

Ахметова Зумара Маратовна организовала разговор со школьниками по теме «Всемирный фестиваль молодёжи». В ходе беседы ученики 2 класса познакомились с проходящим на федеральной территории Сириус мероприятием мирового уровня, его программой и участниками. Педагог провела познавательную викторину, которая вызвала живой интерес у школьников. В завершении разговора ребята прослушали гимн фестиваля и сделали вывод о том, что Россия – хлебосольная, гостеприимная страна, которая открыта для общения с народами всех стран.

Занятие по теме «Герои нашего времени» представила учитель начальных классов Валиахметова Регина Рамилевна. В начале разговора педагогом был применён мотивационный приём, позволивший детям настроиться на плодотворную работу. Работая в группах, школьники рассуждали о том, какими качествами должен обладать герой. В ходе деятельностной игры «Взращиваем героев» ученики познакомились с некоторыми героями Республики Башкортостан и Российский Федерации. На этапе рефлексии был использован приём кубик Блума и сделан вывод, что герои живут среди нас.

Загирова Раиля Шамильевна начала разговор со школьниками на тему «Главный закон страны» со стихотворения «Что мы Родиной зовём?». В ходе познавательной беседы и просмотра видеофрагмента ученики пришли к пониманию того, что главным законом РФ является Конституция. Заполняя рабочие листы, школьники узнали о правах и обязанностях гражданина в современном обществе.

Лапина Дина Разифовна провела разговор со школьниками на тему «День народного единства». С самого начала педагогу удалось создать в классе атмосферу дружелюбия и готовности к общению. Используя разные источники информации, учащиеся вспомнили историю возникновения этого праздника. Дина Разифовна организовала путешествие на Красную площадь с целью знакомства с памятником Д. Пожарскому и К.Минину. Кульминацией занятия стало совместное исполнение песни О. Газманова «Россия».

6 марта конкурсное испытание продолжится, желаем успехов!

Лицей №94

Гимназия № 115