6 марта конкурс «Учитель года Башкортостана» продолжился на трех конкурсных площадках, в качестве которых выступили МАОУ «Лицей № 160» им. Нагаева М.К.» г. Уфа, МАОУ « Гимназия № 115» г. Уфа, МАОУ «Лицей №94» г. Уфа

Учитель Перина Алёна Николаевна (Дуванский район, с. Месягутово) в ходе проведения занятия на тему: «Там, где Россия» (5 «д» класс) определила с учениками факторы, объединяющие народы, проживающие на территории России. Она акцентировала внимание на системе ценностей и личностных качествах, которые необходимы гражданину. В процессе раскрытия содержания темы учитель использовал арсенал различных психолого-педагогических средств, направленных на актуализацию познавательной и эмоционально-аффективной сферы обучающихся.

В ходе проведения занятия на тему: «Что такое Родина?» (9 «а» класс) учитель Наумов Сергей Александрович (г. Уфа, гимназия № 105), разделил учащихся на тематические группы: семья, природа, история. При организации работы учащихся в этих группах учитель использовал приёмы, направленные на развитие ассоциативного мышления. На завершающем этапе занятия были выявлены основные различия в понятиях «Родина» и «Малая Родина».

В процессе занятия на тему: «Всемирный фестиваль молодёжи» учитель Разин Иван Александрович (г. Белорецк, гимназия № 17) ознакомил учащихся 10 класса с историей возникновения всемирного фестиваля молодёжи, пояснил значение символов разных всемирных фестивалей. При рассмотрении основных понятий, имеющих отношение к этой теме, учитель организовал проектную работу с обучающимися по трём основным направлениям: туризм; национальные традиции; перспективы развития региона. На завершающем этапе занятия учитель обобщил представления обучающихся о системе общечеловеческих ценностей.

Бактыбаева Альбина Хамитовна (Хайбуллинский район, полилингвальная многопрофильная школа № 3, с. Акъяр) провела занятие в 5 «г» классе. Раскрывая содержание темы: «Герои нашего времени», она организовала работу в малых группах по следующим тематическим направлениям: 1. Какого возраста может быть герой? 2. Какая профессия может быть у героя? 3. Где может жить герой? На завершающем этапе занятия обучающиеся под руководством учителя подготовили пост, в котором были представлены основные личностные качества героя нашего времени.

Лихачёва Марина Сергеевна (г. Уфа, школа № 110) провела занятие на тему: «Главный закон страны» в 7 «г» классе. В процессе раскрытия основных понятий Конституции РФ И РБ она использовала элементы игрового проектирования. В ходе организационно-деятельностной игры, дети научились разграничивать права и обязанности гражданина Российской Федерации. На завершающем этапе занятия учитель предложила обучающимся решить кейсы, которые были составлены на основе конкретных жизненных ситуаций.

В ходе проведения занятия в 8 «а» классе на тему: «Налоговая грамотность» Шарипов Мансур Мустафович (Мечетлинский район, башкирская гимназия, с. Большеустьикинское) ознакомил обучающихся с основными положениями законодательства РФ в области налогообложения. При раскрытии содержания понятий, имеющих отношение к налоговой грамотности, учитель организовал дискуссию с обучающимися, направленную на выявление ключевых вопросов налогообложения в различных сферах деятельности человека.

Закирова Елена Борисовна (Балтачевский район, школа села Нижнесикиязово) провела занятие в 6 «д» классе на тему: «День первооткрывателя». При раскрытии содержания понятий «исследователь», «первопроходец», «первооткрыватель», «изобретатель» учитель обобщил и систематизировал представления обучающихся о личностных качествах первооткрывателя. В процессе обсуждения достижений в различных областях научного знания, учитель приводил примеры значимых открытий, которые совершили учёные России и Республики Башкортостан. На завершающем этапе занятия учитель организовал обсуждение вопросов, имеющих отношение к научным открытиям в малых группах.

Хамзина Айгуль Миннулловна (Кармаскалинский район, школа деревни Савалеево) провела занятие в 7 «б» классе на тему: «Как найти себя в обществе?». При раскрытии содержания темы она использовала элементы театральной педагогики. В ходе ознакомления детей с особенностями межличностных отношений в коллективе учитель осуществил диагностику типа личности обучающихся с помощью психогеометрического теста. На завершающем этапе занятия учитель показал взаимосвязь личностного профиля с выбором будущей профессии.

В ходе проведения занятия в 6 «з» классе на тему: «Мы вместе», Агапитов Дмитрий Юрьевич (Шаранский район, школа № 1, с. Шаран) ознакомил учащихся с основными направлениями волонтёрской деятельности; привёл примеры, иллюстрирующие ценности человека в различных аспектах его жизнедеятельности. На занятии были обсуждены ключевые вопросы, имеющие отношение к семейным и духовным ценностям. На завершающем этапе занятия дети под руководством учителя изготовили памятный сувенир для участников СВО.

Хохлов Евгений Владимирович (г. Стерлитамак, гимназия № 1) провёл занятие в 6 «в» классе на тему: «День народного единства». При ознакомлении учащихся с историей возникновения праздника «День народного единства» учитель организовал обсуждение в малых группах. В ходе обсуждения учащиеся приводили примеры из личного опыта, связанные с традициями и культурой народов Республики Башкортостан. На завершающем этапе, он использовал элементы игрового проектирования. В процессе игры, обучающиеся усвоили признаки сходства и различия, позволяющие выявлять специфику социальных взаимодействий.

Зиганшина Зиля Ваисовна провела разговор с учениками 1 класса на тему «О взаимоотношениях в коллективе». В ходе занятия ученики проявили творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями. При выполнении игрового задания «Лучики дружбы» назвали качества, которые важны для дружбы. Для установления добрых отношений в классе ребята проанализировали законы дружного класса. В завершении занятия дети сделали вывод о том, что дружеские отношения между одноклассниками являются основой душевого благополучия, интересных совместных дел, игр и успешной учёбы.

Полякова Резеда Рамиловна разговор со школьниками в 3 классе по теме «Россия: взгляд в будущее» начала с чёрного ящика, в котором находились предметы из разных эпох. Этот приём позволил учащимся определить тему разговора. С целью создания обстановки, способствующей эмоциональной включенности детей была проведена викторина «Будущее или реальность?». В ходе групповой работы ребята познакомились с профессиями будущего и попробовали себя в роли техностилистов, создав умную одежду. В завершении разговора школьники совместно с педагогом составили чек-лист достижений, необходимых для развития общества и страны.

Разговор с учениками 3 класса на тему «Союзники России» провела Райлян Галина Геннадьевна. В течение занятия школьники выполняли задания в рабочих листах — определили слова синонимы и антонимы к слову «союзники», ответили на вопросы. Рассмотрели карту мира с обозначенными на ней странами БРИКС. Педагог рассказала о сотрудничестве республики Башкортостан с союзниками России. В завершении занятия были подведены итоги и сделан вывод: «В одиночку — слабы, вместе — сильны! «

Нургалиева Айгуль Дамировна с учениками 4 класса провела разговор на тему «День спецназа». Используя картину В.М. Васнецова «Богатыри», дети сделали вывод о том, что в современном мире есть свои богатыри. После просмотра видеоролика и ряда иллюстраций, ученики выяснили, в каких условиях работают бойцы спецназа. Работая в группах, ребята ответили на вопрос, какие качества важны при выполнении работы в команде. В завершении педагог рассказала о музее боевой славы, который создан в её родной школе. Айгуль Дамировна смогла сформировать у школьников чувство гордости за силовые структуры, обеспечивающие защиту ценностей нашего Отечества.

«Там, где Россия» — такой была тема разговора со школьниками 3 класса, который провела Сергеева Анастасия Сергеевна. Ученики смогли заглянуть в самые отдалённые уголки нашей страны благодаря виртуальной экскурсии. В дневнике путешественника ребята записали названия географических объектов, с которыми познакомились во время просмотра видеоролика. Работая в группах, ученики искали ошибки в сезонных явлениях в живой и неживой природе по тексту и рисунку. Педагог предложила школьникам посетить город Благовещенск по разработанному ей маршруту с целью формирования представлений о ценности путешествий по родному краю как активной форме знакомства с окружающим миром.

Якупова Эльвина Робертовна провела разговор со школьниками 4 класса на тему «Мы вместе». Занятие было организовано в форме квеста для четырёх команд. Используя таблицу азбуки Морзе, ученики расшифровали слово «волонтёрство». Затем школьники совместно с учителем обсудили деятельность волонтёров и составили на доске опорную схему. Во время эвристической беседы ученики узнали о Всероссийских акциях и проектах социальной направленности. В завершении занятия школьники определили качества, которыми должен обладать волонтёры и сделали вывод о том, что чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в мире и вокруг нас.

Усманова Альфия Салаватовна на внеурочном занятии «Как найти своё место в обществе» раскрыла для обучающихся смысл понятий, стремление быть полезным для других людей и общества. Была организована познавательная беседа и групповая работа с иллюстративным материалом. В завершение занятия педагог познакомила ребят с героем Советского Союза И. Х. Губайдуллиным, активируя внимание обучающихся о важности труда в жизни человека, в осознании своего места в обществе.

Кушанкина Татьяна Анатольевна с учениками 2 класса провела разговор на тему «Что такое Родина?». Каждый ученик получил билет на космолет и отправился в путешествие по республике Башкортостан. Выполняя различные задания, учащиеся познакомились с символами, культурными особенностями и достопримечательностями республики. На этапе рефлексии школьники записали ответы на вопрос «Как мы должны относиться к Родине? » на листках берёзы и прикрепили их на доске. Татьяна Анатольевна смогла показать, что образ своей малой Родины является основой, на которой формируется любовь к родному краю и патриотизм.

Хисамова Ляйля Юмагуловна провела разговор с учениками 2 класса на тему «Всемирный фестиваль молодёжи». Гостем разговора стал символ фестиваля — Чебурашка. Работая в парах, ученики разобрали правила поведения в гостях и объяснили смысл некоторых пословиц. В ходе занятия педагогом был грамотно использован региональный компонент, учащиеся изучили элементы национального танца.

Халиуллина Регина Олеговна вела разговор с третьеклассниками по теме «Герои нашего времени». Педагог познакомила ребят с повестью Елены Ильиной «Четвёртая высота». В ходе познавательной беседы школьники узнали о советской киноактрисе, участнице Великой Отечественной войны, санинструкторе Гуле (Марионелле) Королевой. В результате школьники составили словесный портрет героя. Регина Олеговна использовала точные педагогические инструменты для достижения результатов воспитания.

Ширяева Лариса Александровна представила вниманию жюри разговор с младшими школьниками по теме «Главный закон страны». Отвечая на вопросы викторины, ученики узнали о правах и обязанностях, закреплённых в основном законе страны. Работая в группах, ребята проанализировали жизненные ситуации и предложили возможные пути решения. Педагог акцентировала внимание обучающихся на значимых общественных ценностях.

Яглыкара Зиля Рифовна в ходе разговора с третьеклассниками по теме «День народного единства» рассмотрела многообразие национального состава населения России. Просмотрев видеофильм, ребята узнали исторические факты, связанной с историей праздника. Ребята, используя пазл территории России, ладошки и голубя как символа мира, создали эмблему дружбы и единства народов России.

Бакирова Елена Александровна провела разговор со школьниками на тему «Всемирный фестиваль молодежи». С самого начала педагогу удалось создать в классе атмосферу дружелюбия и готовности к общению. Используя разные источники информации, учащиеся вспомнили историю возникновения этого праздника.

Салемгареева Гузель Алифовна вела разговор на тему » Герои нашего времени». Были приведены примеры героических поступков сверстников участников разговора. Гузель Алифовне удалось обсудить с ребятами такие понятия, как: «героизм», «героический поступок» и ответить на вопрос, кто может стать героем.

Вагапова Гузелия Камиловна представила девятиклассникам тему «Главный закон страны». В ходе познавательной беседы и ученики пришли к пониманию того, что главным законом РФ является Конституция и узнали о правах и обязанностях гражданина в современном обществе.

Ямилова Гюзель Финнатовна вместе с шестиклассниками изучала тему «День народного единства». Ребята принимали активное участие в разговоре и в конце занятия создали пазл дружбы и единства народов России.

Рахимгулова Рима Раисовна организовала разговор со школьниками на тему «День первооткрывателя». Выполняя задания, ребята познакомились с выдающимися личностями нашей страны и республики, чьи открытия и изобретения вошли в мировое наследие.

Ракаева Анастасия Масхутовнавместе с семиклассниками искали ответ на вопрос«Как найти свое место в обществе?». Организовав прямую трансляцию с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Анастасия Масхутовна смогла вызвать живой интерес у школьников при обсуждении вопросов.

Учитель биологии из Караидельского района Лаптев Олег Владимирович, изучая с восьмиклассниками тему «Мы вместе», отвечал на вопрос, кто такие волонтёры, какие формы волонтёрства могут быть, познакомились со всероссийским проектом «Движение первых».

Богданова Фларида Ильнуровна провела занятие на тему «Налоговая грамотность» в 8 классе. Цель занятия: формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина — уплате налогов. Групповая работа была направлена на достижение поставленных целей. В ходе разговора была продемонстрирована интеграция с учебными предметами обществознанием и историей.

В форме работы колл — центра провела разговор с девятиклассниками Эльвера Салаватовна Авзалова на тему «О взаимоотношениях в коллективе». В ходе мероприятия девятиклассники решали кейс-ситуации, разрабатывали рекомендации для школьников, попавших в трудную ситуацию.

Игнатьев Александр Владимирович провел занятие по теме «Россия: взгляд в будущее» в 9 классе в рамках конкурсного испытания «Разговор со школьниками». Целью занятия было формирование ценностного отношения к знаниям в сфере инновационных технологий, к их постоянному углублению и расширению. Обучающиеся узнали о новых научных разработках и о таком понятии, как «технологический суверенитет».

Страны-партнёры и страны-союзники — это одно и то же? С такого вопроса начала свой разговор с девятиклассниками Хамзина Оксана Альбертовна. Благодаря грамотному использованию психолого-педагогических технологий конкурсантом, разговор получился содержательным.

Мы благодарим всех конкурсантов за интересные, содержательные и организованные на высоком методическом уровне воспитательные занятия. При подготовке к конкурсному испытанию «Разговор со школьниками» конкурсанты использовали материалы, представленные на сайтах https://razgovor.edsoo.ru/ и https://irorb.ru/category/razgovory-o-vazhnom/, отражающие специфику федерального и регионального компонента. Сейчас в конкурсном марафоне наступает перерыв, мы встретимся с нашими конкурсантами только 20 марта на открытых уроках.