20 марта конкурс «Учитель года Башкортостана» продолжился на трех конкурсных площадках, в качестве которых выступили МАОУ «Лицей № 160» им. Нагаева М.К.» г. Уфа, МАОУ « Гимназия № 115» г. Уфа, МАОУ «Лицей №94» г. Уфа.

С сюрприза для первоклассников начала свой урок Зиганшина Зиля Ваисовна, которая познакомила ребят с писателем В. Сутеевым. Творческим заданием для ребят стало изготовление обложки к прослушанной на уроке сказке. Командная работа стала основой урока по литературному чтению.

Учитель начальных классов Азаматова Зиля Дагиевна на уроке русского языка сформировала умения и навыки определять окончания имён прилагательных во множественном числе. Ребята узнали о несуществующем тарабарском языке. Каждый этап урока плавно переходил в следующий. Активные методы обучения задействовали каждого ученика во время урока.

Белякова Светлана Александровна провела урок русского языка с учениками третьего класса. Ученики научились различать окончания имен прилагательных, применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных. В ходе проведения урока ученики проявили заинтересованность и продемонстрировали владение учебным материалом.

Изучая тему, ученики третьего класса сыграли в игру «Что? Где? Когда?» на уроке Галановой Гульшат Валериевны. Изюминкой урока стали задания, подготовленные учениками из Салаватского района. Благодаря интерактивному формату дети узнали о направлениях растениеводства и научились работать в группе.

Продуктивным и насыщенным получился урок для 3-го класса по изучению окончаний имен прилагательных, который провела Каскинова Гульназира Тафтизановна. Третьеклассники работали с текстом, участвовали в групповой проектной работе, заполняли рабочие листы, проходили опрос на нетбуках.

Буквально через несколько дней наступят весенние каникулы. Ученики 2 класса очень серьезно обсуждали вопросы безопасного поведения пассажира наземного транспорта. Урок по данной теме провела участник конкурса «Учитель года Башкортостана» Алтынцева Анастасия Андреевна, ученики старались развить навыки безопасного поведения и эффективных способов решения реальных задач в зависимости от конкретных условий. Дети охотно и с интересом включались в различные виды деятельности.

Учитель математики из Альшеевского района Ахметова Зумара Маратовна содержание и структуру урока построила с учётом возрастных особенностей учащихся. Педагог выбрала адаптивную форму подачи материала, были использованы современные приёмы и схемы для активизации мыслительных процессов. Игры и индивидуальные задания грамотно сочетались с коллективной работой.

О правилах поведения пассажиров в транспорте второклассникам рассказала Валиахметова Регина Рамилевна. На уроке школьники отправились в кинотеатр на вымышленном автобусе и выполняли интересные задания: собирали пазлы, завершали предложения, анализировали картинки. Наконец, добравшись до кинотеатра, посмотрели познавательный мультфильм.

Учитель начальных классов Загирова Раиля Шамильевна с помощью средств художественной выразительности помогла раскрыть красоту весны в произведениях русских и башкирских поэтов, художников и композиторов. В ходе занятия ребята заполняли рабочие листы и с помощью кубика Блума закрепили полученные знания. Воспитание эстетического чувства и соприкосновение с миром прекрасного помогло достичь цели и задач урока.

Сидорова Светлана Геннадьевна начала урок математики «Действия с десятичными дробями» в 5 классе с игрового приема – беседа с искусственным интеллектом. Педагогом было проведено погружение в историю понятия и видов дробей. Обучающиеся успешно закрепили навыки действий с десятичными дробями, освоили алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Фатхудтинова Гульнара Рифатовна провела урок биологии «Разнообразие природных сообществ» в 5 классе. Вместе с персонажем урока Биотиком школьники выполняли задания в рабочих листах. Педагог организовала групповую работу по изучению особенностей природных сообществ. В конце урока школьники закрепили полученные знания, выполнив тест по теме.

Марвиева Гульназ Ильдаровна построила урок математики «Действия с десятичными дробями» в 5 классе на практическом материале применения действий сложения и вычитания десятичных дробей в быту семьи. Педагог использовала для решения примеры, задачи, уравнения, координатный луч.

Шухардина Алёна Александровна начала урок биологии в 5 классе с повторения терминов по теме «Природные сообщества». Учащиеся, работая в группах и индивидуально с информационными источниками, изучили особенности природных сообществ, которые можно встретить в Республике Башкортостан. Применяя полученные знания, школьники легко и интересно защитили свои групповые работы – плакаты, схематично иллюстрирующие то или иное природное сообщество.

Баймурзин Дим Дамирович провел урок физики в 10 классе. Для изучения темы «Короткое замыкание» педагог использовал наглядный, практический, проблемный и активные методы обучения. Учитель продемонстрировал на опыте короткое замыкание в цепи, актуализировал необходимость соблюдения техники безопасности с бытовыми электроприборами. В практических задачах закрепил теоретический материал – физические формулы.

Арсланова Айгуль Ильдаровна провела урок биологии в 8 классе по теме «Многообразие млекопитающих». В ходе эвристической беседы учащиеся актуализировали имеющиеся знания и способы действия. В классе были определены группы. Обучающиеся «эксперты» оценивали на соответствие ответы другой группы учащихся и дополняли их информацией о представителях отрядов млекопитающих. Другая – поисковая группа «экспертов», дополняла обитателей млекопитающих Российской Федерации и Республики Башкортостан из источника «Красная книга». В завершении урока школьники смогли определить отряды млекопитающих, изображённых на гербах муниципалитетов Республики Башкортостан.

Хамзина Оксана Альбертовна провела в 8 классе урок физики по теме «Лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы». Учитель дала историческую справку об ученых, их открытиях, Уфимском ламповом заводе. Провела демонстрационные эксперименты с разными лампами, обучающиеся проанализировали результаты эксперимента, сравнили разные параметры различных ламп и их эффективность и экономическую выгоду для приобретателя.

Исламова Анжела Вячеславовна провела в 8 классе урок химии по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Учитель актуализировала знания о составе и номенклатуре веществ, наглядно показала генетическую цепочку химических превращений, составила уравнения химических реакций, закрепила знания обучающихся в самостоятельной работе.

Зиния Рашитовна Душанбаева в начале урока четко поставила цель и задачи урока, используя наглядность, соответствующую возрасту детей. В процессе изучения темы учитель организует работу в группах, использование проектного метода, изучение темы урока чередуются разными видами деятельности. Возрастные особенности детей требовали более детальной работы над каждым этапом.

Ахметдинова Лилия Николаевна четко спланировала этапы урока: организационный момент, постановка цели, динамичные паузы. Урок проходил в хорошем темпе, задействован региональный компонент, логично построено закрепление грамматического материала. Поскольку основной темой является тема «Праздники», необходимо было более детально остановиться на этом этапе и убедиться, что данный материал усвоен.

Захарова Алена Александровна активно использовала мультимедийное сопровождение. В подготовительной части урока Алена Александровна провела общеразвивающие упражнения в движении с гимнастическими палками. Был обозначен девиз урока «Нет ничего невозможного». Основная часть урока состояла из маршрута – челночный бег, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, где в результате дети определяли свои способности по шкале оценивания, разработанной учителем, в рамках требований ГТО. В конце урока провела подвижную игру «Ловишки» и малоподвижную игру «Удержи мяч».

Прошкин Артем Анатольевич показал комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся. В процессе ознакомления обучающихся с основными физическими качествами был использован прием «Стимулированный цветок», лепестки которого выступали в качестве компонентов ЗОЖ. В ходе урока учитель применял различные средства активизации учебно-познавательной деятельности: спортивные состязания; упражнения на внимательность; упражнение на повышение уровня стрессоустойчивости.

Белоусов Александр Юрьевич в ходе урока демонстрировал элементы техники передвижений, остановок, стоек в баскетболе. Особое внимание было уделено отработки ловли, передачи и ведения мяча в баскетболе. Для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся учителем была проведена эвристическая беседа, в ходе которой были выявлены основные факторы, оказывающие влияние на результативность спортивных достижений в баскетболе. На завершающем этапе урока учитель выявил характер эмоционального ценностного отношения к проведенному уроку.

Агатипов Дмитрий Юрьевича применял общеразвивающие упражнения, направленные на совершенствование техники в ловле и передаче мяча в тройках, технике ведения на месте и в движении с изменением направления. Учителю удалось обеспечить создание условий для совершенствования технических приемов в условиях игры. На всех этапах учитель использовал средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. На завершающем этапе урока обучающиеся выполнили дыхательную гимнастику под руководством учителя. По окончании упражнения все обучающиеся были награждены «Золотыми медалями» за личные достижения.

В ходе урока под наблюдением Хохлова Евгения Владимировича обучающиеся отрабатывали технику передачи мяча двумя руками от груди, ловлю и передачу на месте, технику бросков мяча в кольцо с места двумя руками от груди. По ведущей дидактической целям урок был комбинированный. В процессе ознакомления обучающихся с групповыми и командными действиями в баскетболе учитель использовал традиционные и инновационные дидактические средства. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся во время урока были использованы методы предупреждения и исправления ошибок (замедление выполнения упражнения) соревновательно-игровой и метод круговой тренировки. На завершающемся этапе урока обучающиеся были награждены медалями.

Малухина Алена Леонидовна организовала приветствие обучающихся с помощью приема «Цвета настроения». Работая с лентой времени, ученики актуализировали знания по истории Древнего Рима. Благодаря посланию из древности обучающиеся смогли определить тему урока, используя проблемно-диалогическую технологию. На уроке в активный словарь были включены термины «народный трибун», «земельный закон», «реформы, гражданская война». В ходе групповой работы дети рассматривали причины разорения землевладельцев. На этапе первичного закрепления темы ученики выполнили задание «Выбери нужное слово» и провели взаимопроверку.

На уроке Разина Ивана Александровича обучающиеся решили анаграмму и дали определение термину «раздробленность», работали с картой и назвали последствия раздробленности. Чтение учителем собственного стихотворения подвело шестиклассников к теме урока. Используя частично-поисковый метод, была организована работа с рассказом «Белокаменное строительство на Руси». Работая в парах, ученики восстанавливали текст и формулировали вопросы по тексту, а работая в группах, выполняли мини-проекты, направленные на ознакомление с белокаменным зодчеством Северо-Восточной Руси. Учитель включил в содержание урока яркие содержательные моменты, стимулирующие познавательный интерес и содействовал формированию духовно развитой личности, способной оценить и понимать прекрасное.

Шарипов Мансур Мустафович ознакомил обучающихся с общими правилами оказания первой помощи пострадавшим в конкретных, опасных для жизни ситуациях; обозначил сроки оказания первой помощи человеку при неотложных состояниях. На всех этапах урока учитель использовал психолого-педагогические средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся: мультимедийное сопровождение при объяснении нового материала; ситуационные задачи; динамическую демонстрационную модель; имитаторы ран различного типа; алгоритм оказания первой помощи; элементы игрового проектирования. На заключительном этапе урока была проведена рефлексия, в процессе которой учитель выявил эмоционально-оценочное отношение обучающихся к проведённому уроку.

Завтра, 21 марта, конкурсное испытание «Урок» продолжится, мы желаем всем боевого настроя!


МАОУ «Лицей № 160»


МАОУ «Лицей №94»


МАОУ «Гимназия № 115»