Педагогическое произведение «УРОК»

День первый

Место проведения:

МАОУ Школа № 61

20 марта 2024 г.

Эксперты отметили, что конкурсные уроки были спроектированы с учетом требований обновленных ФГОС и нацелены на достижение конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов.

Даянова Раушания Рифкатовна. «Краткие прилагательные. Их синтаксические функции». Яркое игровое начало урока с учетом возрастных особенностей детей настроило его участников на увлекательное путешествие по Салаватскому району нашей республики. Ребят ожидали остановки на лингвистических станциях. Здесь учащиеся не только знакомились с правилами, выполняли различные упражнения, но и узнавали новое о достопримечательностях нашего края.

Егорова Марина Игоревна. «Краткие прилагательные. Их синтаксические функции». На этапе актуализации знаний ученики работали с текстом, самостоятельно перешли к целеполаганию. Интерактивная мотивация уже с первых минут урока обеспечила активное участие пятиклассников в достижении результатов коллективной исследовательской работы и побудила их к осознанному сравнению полных и кратких прилагательных. Они последовательно и планомерно заполняли рабочие листы наблюдениями, знакомились с новым теоретическим материалом, с историческими сведениями о кратких прилагательных.

Давлетова Ирина Раифовна. «Глагол. Повторение изученного в 5 классе». Эпиграф к уроку – слова А.М. Пешковского о глаголе – помог учителю подвести школьников к теме урока и целеполаганию. Ребята с помощью глагола «оживляли» репродукции картин художника Ф. Решетникова. Творческая работа «Лови ошибку» позволила ребятам поработать редакторами, исправить ошибки ученика, допущенные в сочинении по второй картине из «художественной трилогии» художника «Опять двойка». В финале урока ученики записали пословицы о труде и объяснили их смысл, самостоятельно подвели итог урока.

Лобастова Валентина Геннадьевна. Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Творческое (театрализованное)начало урока подводит к пониманию термина «юмор». Ребята активно работали в группах: заполняли бортовые листы, работали с текстом. Игра в «литературные пазлы» была использована как форма закрепления знаний. Вариативное домашнее задание учитывало интересы и склонности детей.

Журавлева Евгения Андреевна. «Краткие прилагательные. Их синтаксические функции». Урок начался с описания изображений нейросети, посвященных Международному дню счастья. Пятиклассники применяли для описания нейросети имена прилагательные, «собирали» стихотворение Е.А. Баратынского «Весна…весна!», заполняли пробелы в тексте краткими прилагательными. Игра в пинг-понг показала, что ученики умеют образовывать краткую форму прилагательных и объяснять разницу в значении полных и кратких прилагательных.

Бердикаева Луиза Сибагатовна. «Отрицательные местоимения». Актуализация знаний на этом уроке (повторение разрядов местоимений) была организована в игровой форме, использовались приемы «верно-неверно», «займи позицию». При закреплении материала дети в командах выполняли творческие задания, на этапе контроля и систематизации знаний выполняли тестирование при помощи системы VOTUM. Все этапы урока были логически взаимосвязаны и последовательно выстроены,

В завершении первого дня конкурсного испытания «УРОК» напоминаем конкурсантам о том, что на уроках словесности ТЕКСТ – основная дидактическая единица, поэтому можно предугадать отношение экспертов к урокам, на которых дети не выполняют заданий по продуцированию небольших текстов или развернутых монологических высказываний, ведь каждый урок должен стать уроком развития речи.

Первый день конкурсного испытания в номинации «Урок» успешно завершился.


Педагогическое произведение «УРОК»

День второй

Место проведения:

МАОУ Школа № 61

21 марта 2024 г.

Валиева Сумбуль Гаязовна. «Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные». В начале урока учитель создает проблемную ситуацию, используя фрагмент фильма «Иван Васильевич меняет профессию».Объяснению нового материала предшествует терминологический диктант, который помогает учащимся вспомнить изученное по теме «Служебные части речи» на предыдущих уроках Практическая работа по алгоритму выявляет умение школьников определять функцию союза. Урок завершился тестированием и игрой «Лови ошибку!».

Люковец Ксения Юрьевна. «Спряжение глаголов. Повторение». Урок начался с повторения, использовался наглядный материал (таблица для запоминания), чтобы достаточно быстро вспомнить все, что было изучено на предыдущих уроках по теме «Глагол как часть речи», Метод взаимопроверки помог ученикам критически оценить работы друг друга, активизировал класс. Хороший темп урока обеспечивали интересные задания («Письмо Незнайки», упражнения на интерактивной доске, самостоятельное состязание алгоритма определения спряжения). Физкультминутка тематического характера дала возможность ученикам снова обрести тонус. Урок завершился упражнением-игрой с веселым смайликом для закрепления полученных знаний.

Турчина Василя Ринатовна. «Буквы О Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных». Урок начался с разговора о весне, праздниках Навруз и весеннее равноденствие Дети начинают работу на специальном рабочем листе. Сначала повторяют тему последнего урока — «Правописание о- ё после шипящих в окончаниях прилагательных». Задание выполняется на доске, учитель требует полного ответа, следит за правильным графическим оформлением орфограммы. Логично переходит к новой теме через создание проблемной ситуации. Физминутка способствует повторению шипящих, разобрали в связи с этим термин аллитерация. Закрепление: образование прилагательных от существительных плюш, ситец, парча (на примерах образцов тканей), попутно разбирали значения слов. Работа в парах позволила закрепиьб новую тему и аналогичные правила, ребята редактировали тексты, созданные искусственным интеллектом. Весь урок связан тематически с весной.

Исламова Анастасия Леонидовна. «А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». На этапе мотивации учебной деятельности учащиеся знакомятся с картинами разных художников о войне, затем делятся впечатлениями и приходят к выводу, что все полотна объединены темой «Дети на войне». Учитель умело подвел школьников к разговору о стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». На этапе усвоения новых знаний школьники познакомились с биографией поэта, содержанием стихотворения, значением незнакомых слов. В финале урока — анализ стихотворения по вопросам и творческая работа в жанре письма.

Оголёва Дарья Андреевна. «А. Т. Твардовский — поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Начало урока можно назвать интригующим, учитель показал фрагмент кинохроники 1959 года и задал вопросы, которые явились переходом к следующим этапам урока (на экране А.Т. Твардовский обращался к зрителям-читателям). Проводилась лексическая работа – слово поэт и его значение учащиеся рассматривали в ТСУ, сравнивая понимание этого слова Пушкиным и Гоголем. Рассказ о биографии поэта сопровождался показом фотографий, записями в лирическом дневнике учащихся на основе краткого анализа стихотворений А. Твардовского. Учащиеся вовлечены в работу, участвуют в обсуждении активно, высказывают самостоятельные аргументы, заполняют нужные страницы лирического дневника. Прием работы с таким дневником представляется удачным, он обеспечивает взаимосвязь частей урока. В целом урок прошел динамично, и учитель, и ученики многое успели сделать. Итог урока Оголёва Д.А. подвела интересно: она показала книгу И.А. Андреева «Теркин снова на войне», бойца СВО.

Каримова Гульнар Фоэловна. «Василий Тёркин — защитник родной страны». Урок начался с разговора о биографии и творчестве А.Т. Твардовского в формате игры «правда или вымысел». Учитель ввел понятие поэма, вместе с учениками было дано определение поэмы как лиро-эпического произведения. Класс разделился на две группы, и началось углубление в тему урока «Василий Тёркин — защитник родной страны». Шла активная работа в группах, ученики составляли «Личное дело Василия Теркина», используя текст поэмы. Даже все буквы фамилии были использованы для характеристики героя! Пожалуй, именно обращение к тексту, в течение всего урока сделало возможным представить многосторонний образ простого солдата, ставшего ближе всем, кто с ним познакомился благодаря А.Т. Твардовскому.

Место проведения:

МАОУ Гимназия № 86

21 марта 2024 г.

Нурмухаметова Ляйсан Ямилевна начала свой урок с мультфильма об имени прилагательном, что мотивировало учащихся к продуктивной работе. В процессе усвоения нового материала ребята составили алгоритм, по которому легко выбрать нужное окончание в именах прилагательных. Урок прошел в хорошем темпе. Центральная часть урока, посвященная изучению темы «Правописание гласных О — Е, после шипящих и Ц», была насыщенной. Под руководством учителя класс разработал алгоритм применения орфографического правила и успешно его освоил. Образовательные и развивающие задачи реализованы. Структура урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок русского языка в 5б классе отличается структурной четкостью. Логика урока очевидна: учащиеся определяют алгоритм написания О-Е после шипящих и Ц. Командная работа позволяет обсуждать в группах условия выбора гласной.

Саетова Юлия Рамилевна открыла свой урок калейдоскопом праздников, отметив и день весеннего равноденствия, и Навруз (праздник прихода весны), и Сабантуй. Используя правило трёх П: познакомиться, понять, применить – ребята под руководством учителя определили задачи урока. Прием «верно-неверно» помог вспомнить признаки имени прилагательного. Ярким моментом урока стала танцевальная пауза: за несколько минут учащиеся повторили движения русского и башкирского народных танцев. Урок, проведенный в 5 классе по теме «Правописание гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных», композиционно и методически соответствует требованиям ФГОС ООО, построен на основе богатого этнокультурного материала. Образовательные и воспитательные задачи реализованы.

Хисамутдинова Эльвира Фанисовна построила свой урок — повторение темы «Бессоюзное сложное предложение», опираясь на тексты о воде в преддверии Всемирного дня воды. Урок начинается с эпиграфа «Человечеству не угрожает недостаток воды, ему грозит недостаток чистой воды». В процессе урока девятиклассники вспоминали смысловые отношения между частями бессоюзного предложения и составляли опорную схему на доске.

Глубоким и содержательным получился урок по рассказу А. П. Чехова «Ионыч», который давала Арсланова Эльвира Миниахметовна. Учащиеся активны, заинтересованы материалом по теме «Нравственный кодекс А.П. Чехова». В этом заключается воспитательная ценность материала урока в контексте формирования нравственной компетенции и ценностной ориентации детей в реальной деятельности. Перед десятиклассниками учитель поставил проблемный вопрос: почему Чехов был непримиримым врагом пошлости и всю жизнь с ней боролся? Ответы ребята находили в тексте, анализировали эпизоды рассказа, высказывали свои мысли, приходили к неоднозначным выводам.

Лукманова Лира Василовна на уроке литературы в 7 классе повела разговор об идейном содержании и художественных особенностях рассказа А. Платонова «Юшка». Чтобы вспомнить содержание произведения, учитель предположил ребятам блиц-опрос, на который те легко и быстро ответили.

Ветлина Екатерина Вениаминовна начала урок литературы с видеоролика о жестокости, а потом предложила подобрать антоним к этому понятию. Дети без труда определили, что это милосердие. На таком противопоставлении и был построен урок по рассказу А. Платонова «Юшка». Продуктивность и темп работы создавались за счёт умело организованной групповой работы. Ребята легко ориентировались в тексте, аргументированно отвечали на проблемные вопросы. Дан крепкий, методически грамотный, результативный требованиям ФГОС ООО урок!

***

На сегодняшних конкурсных уроках участники представили различные методики и подходы к обучению русскому языку и литературе. На уроках русского языка вспомнили о праздниках, выпавших на 21 и 22 марта: Всемирный день воды, День поэзии, Науруз. При изучении/обобщении темы «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» составляли алгоритм по нахождению и выделению данной орфограммы, а также при помощи практических заданий, направленных на развитие орфографического навыка, закрепляли правило. На след уроке русского языка анализировали текст с точки зрения синтаксиса и пунктуации, выявляя смысловые отношения в БСП.

Уроки литературы были направлены на развитие, воспитание и формирование положительных качеств личности. Так, на уроке, посвященном изучению биографии и творческого пути А. Чехова и идейно-художественному своеобразию рассказа «Ионыч», учащиеся под руководством учителя заполняли жизненный маршрут писателя, а затем, интерпретируя высказывание Горького о своём друге [Чехове] на примере рассказа «Ионыч», пришли к выводу об «опасности пошлости», духовной деградации человека и/или общества в целом.

Подводя итог сегодняшнему дню, можно рекомендовать конкурсантам уделять больше внимания развитию навыков грамотного письма и устной речи учащихся; соблюдать средний темп ведения урока; разнообразить учебный материал, используя различные методы и приёмы.

Мы искренне надеемся, что высокая планка, которая была взята нашими конкурсантами на конкурсном состязании «Урок», — это еще не предел их возможностей. Хорошего настроения и бодрости духа вам и тем, кто принимает от вас эстафету, — участникам завтрашнего дня!