25 марта 2024 г.
Место действия: БГПУ им. М. Акмуллы
Второй тур республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана» состоял только из одного, но такого важного конкурсного задания – «Мастер-класс». Это конкурсное испытание можно даже назвать коварным, потому что задача научить чему-то своих коллег, пожалуй, не так проста. Как кажется на первый взгляд. Но, несмотря на эти сложности, 21 конкурсант успешно справились с этим заданием.
Учитель начальных классов Галанова Гульшат Валериевна провела мастер – класс на тему «Искусственный интеллект в образовании». В ходе мастер-класса участники познакомились с такими инструментами, как: 1) голосовые помощники (умные колонки, в том числе, башкирская и пока единственная в своем роде умная колонка Хомай); 2) онлайн-сервис чат — бота ChatGPT; 3) нейросеть Шедеврум от российского разработчика Яндекса.Гульшат Валериевна научила фокус — группу генерировать изображения к произведениям и создавать уникальные сценарии к мероприятиям.
Хохлов Евгений Владимирович продемонстрировал мастер-класс «Применение упражнений нейрогимнастики для гармоничного развития личности школьника». Творческий подход педагога позволил создать атмосферу сотрудничества с самого начала. Рассказав о кинезиологии, Евгений Владимирович показал различные нейрогимнастические упражнения (пересекающие среднюю линию тела, растягивающие, энергетические, повышающие позитивные отношения), которые можно использовать на всех этапах урока разных предметных областей. Активное взаимодействие, контакт с аудиторией, удачная обработка и представление информации позволили достичь цели мастер-класса.
Наумов Сергей Александрович провёл мастер-класс на тему «Развитие инженерного мышления на уроках истории». Актуальность мастер-класса была показана через качества инженера, которые важны не только при изучении технических учебных предметов, но и гуманитарных предметов, например, истории. Учитель предложил приёмы, позволяющие сформировать умения увидеть систему в любом процессе и разбирать масштабную задачу на мелкие. Через создание инфографики, сравнении географических карт и изобретений разных исторических эпох, моделирования на уроках Сергей Александрович смог показать практическую применимость данного подхода. В завершении педагог доказал, что педагог, как и инженер, должен мыслить симфонически.
Учитель английского языка Лихачева Марина Сергеевна представила мастер-класс по теме «Нейросеть и искусственный интеллект как инструменты оптимизации педагогического процесса: возможности, проблемы и перспективы взаимодействия». Она продемонстрировала использование искусственного интеллекта и нейросетей в педагогической практике как одной из передовых технологий способной улучшить процесс обучения.
Афанасьева Анна Сергеевна, провела мастер класс на тему «Игровые элементы на уроке как средство закрепления навыка работы в условиях алгоритма». Играть любят все и в любом возрасте. Анна Сергеевна провела опрос, насколько популярны настольные игры. 43 процента опрошенных играют время от времени, 15 процентов играют регулярно и 15 процентов не играют совсем. Анна Сергеевна на своих уроках играет с обучающимися в такие игры, как «Поле знаний», «Мемори» и т.д., тем самым повышает мотивацию обучающихся, развивает межличностные отношения и вариативное мышление, вызывает эмоциональный отклик.
Учитель математики и информатики Ракаева Анастасия Масхутовна раскрыла секреты инструментов искусственного интеллекта при подготовке к уроку учителями и учениками. При помощи платформы Gamma, который имеет адаптивный дизайн, разработали презентацию к 450-летию г. Уфы на основе нейросетей. Новые подходы и инструменты в обучении облегчают труд педагога, к такому выводу пришла фокус группа.
Мастер — класс Богдановой Флариды Ильнуровны был посвящён теме «Креативные методы в работе учителя». Основная идея презентации: креативная педагогика – это возможность для творческого обучения и воспитания. Реализация вышеназванной идеи была продемонстрирована на примере математики.
Полякова Резеда Рамиловна провела мастер-класс «Попутчики читателя: вопросы и ответы». В самом начале присутствующие ответили на вопрос: сколько вопросов вы задали себе с утра? Таким образом, учитель подвела к мысли, что жизнь — это бесконечные вопросы и поиск ответов. Была доведена мысль о важности работы с текстом, осмысленного чтения, правильной постановки вопросов. Прочитав фрагмент текста из произведения Распутина «Уроки французского», фокус-группа ознакомилась с тонкими и толстыми вопросами, приемами работы с ними: «Разведчики», «6 шляп», «Текст через призму чувств», «Текст и я». Учитель показала умение оценивать выбор методов и достигнутые результаты.
Хамзина Оксана Альбертовна провела мастер-класс с названием «Физика вокруг нас». На примере распорядка дня педагог показала, что физические процессы сопровождают нас повсюду. С помощью увлекательных физических экспериментов Оксана Альбертовна смоделировала различные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни, и на их примере доказала необходимость знаний физики. Отвечая на вопросы членов жюри, конкурсант раскрыла межпредметную интеграцию и метапредметные подходы своего мастер-класса.
Халиуллина Регина Олеговна на своём мастер-классе научила создавать рабочий лист. Рассказала о том, что рабочий лист–инструмент, который входит в образовательный процесс. В завершении своего выступления Регина Олеговна подарила зрителям разработку рабочего листа.
Учитель начальных классов МОБУ гимназия №1 г. Благовещенска Сергеева Анастасия Сергеевна провела мастер-класс на тему «Эволюция интеллекта. Взгляд в будущее». Она раскрыла дидактические возможности использования нейросетей и образовательных платформ, работающих на базе искусственного интеллекта, в учебно-воспитательном процессе. Фокус-группа, создав интерактивные задания, пришли к выводу, что применение нейросетей в работе педагога помогает создать учебную среду, которая стимулирует учеников к активному обучению, повышает качество усвоения учебного материала, развивает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Азаматова Зиля Дагиевна представила мастер-класс на тему «Кроссенс – как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления». Был представлен алгоритм создания кроссенса. Определена тема и общая идея картинок, постановка проблемы. Умение выбора методов проведения занятий помогло достигнуть результаты.
Салемгареева Гузель Алифовна на мастер-классе «Пути повышения познавательной активности на уроках математике и внеурочной деятельности» применяла авторские наработки при патриотическом воспитании на уроках математики. Прослеживалась связь математики с другими предметами. Использовались дидактические игры в умножении и делении десятичных дробей.
Атдинова Альбина Динисовна представила мастер-класс на тему «Добываю, применяю, развиваю». Были рассмотрены основные направления формирования функциональной грамотности. Решались задачи с выбором правильных утверждений. Педагог продемонстрировала развитие функциональной грамотности через проектную исследовательскую работу.
Разин Иван Александрович в мастер-классе «Что в имени тебе моем? Были продемонстрированы приемы формирования критического мышления. Отмечены особенности критического мышления. Учитель представил графическое изображение качества знаний по истории. Использовался кубик Блума.
Валиахметова Регина Рамилевна представила мастер-класс на тему «Схема модели Фшибоун». Ставилась проблема, определялась фактическая ситуации, которая сопоставлялась с причинами, и на основании этого делался вывод.
Кушанкина Татьяна Анатольевна в мастер-классе «Мультипликация и анимация как средство активизации познавательной деятельности учащихся» показала результаты мультипликации и анимации, выполненные детьми на уроках математики, окружающий мир. Соотнесла, как процесс создания мультфильма развивает различные виды деятельности детей начальной школе в обучении, как использование анимации сопровождает процесс обучения (физкультурная минутка, оценивание).
Якупова Эльвина Робертовна в мастер-классе «Квест как эффективная модель обучения на уроках в начальной школе» актуализировала необходимые для обучающихся «хард» и «софт» навыков. Затем педагог показала, как навыки могут быть применены на разных образовательных платформах в форме квеста, которые в своей практике создает для различных уроков начальной школы.
Шухардина Алена Александрована в мастер-класс «Перцептивные методы обучения в образовательном процессе» предложила использовать в процессе преподавания биологии методику предоставления информации на уроках, учитывая три особенности личностного восприятия обучающимися нового материала: визуальной, аудиальной, кинестетической.
Аксакова Екатерина Сергеевна провела мастер-класс «Интерактивные тетради как эффективное средство организации процесса обучения для качественной подготовки к Государственной итоговой аттестации», в котором продемонстрировала, как использовать различные средства для создания индивидуальной рабочей тетради обучающемуся для более детального освоения предметного материала, в качестве самостоятельной работы при повторении.
Каскинова Гульназира Тавтизановна в мастер-классе «Как развивать читательскую грамотность на уроках русского языка» рассказала об использовании различных приемов чтения. Поработала с фокус-группой над созданием карточки «Имя существительное», показала работу на сайте «Опросникум».
Жюри отмечает, что все конкурсанты провели мастер-классы в соответствии с методическими требованиями, используя современные интерактивные, информационные технологии. Обратили особое внимание на стиль подачи тем мастер-классов, доброжелательность, коммуникабельность учителей, что свидетельствует об их профессиональной компетенции. Большая благодарность коллегам за то, что они так щедро поделились своими педагогическими находками, за то, что так профессионально и в то же время доступно рассказали о них.
Уже сегодня будут известны имена 5 лауреатов Конкурса. Пожелаем, чтобы им лучшим образом удалось показать свои профессиональные способности в следующем конкурсном испытании!