Состав кафедры

Заведующий кафедрой, имеющий ученую степень доктора наук и ученое звание «доцент»
доктор педагогических наук, ученое звание «доцент»
профессор
доктор исторических наук, ученое звание «профессор», Отличник образования РБ, Заслуженный работник образования РБ, Орден С.Юлаева – госнаграда РБ
Быстрицкий Дмитрий Юрьевич
доцент
Отличник образования РБ, Почетный радист РФ, Орден за военные заслуги
Чуктурова Наталья Ивановна
доцент
кандидат педагогических наук, ученое звание «доцент»
доцент
кандидат педагогических наук, учёное звание «доцент», «Отличник  образования РБ»
Шафигуллина Рамиля Рафиковна
старший преподаватель
«Отличник образования РБ»
старший преподаватель
Игебаева Рафиса Нигаматовна
старший методист
высшая квалификационная категория
старший методист
высшая квалификационная категория, отличник образования РБ
Исангулова Рамиля Гималиддиновна
старший методист
высшая квалификационная категория, отличник образования РБ

Контакты

Адрес: 450005, г. Уфа, ул. Мингажева, 120, кабинеты № 210а, 210б, 217
Телефоны: 8 (347) 292-11-03 — к. 210а, 8 (347) 216-39-74- к. 210б, 8 (347) 216-39-48- к.217
Эл. адрес: ped@irorb.ru

Основные направления деятельности

Миссия кафедры:

Развитие системы научно-методического сопровождения воспитания и социализации подрастающего поколения в современных  условиях.

 Содержательное и технологическое обеспечение повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников в сфере воспитания, социально-психологического сопровождения, дополнительного образования и организации досуга детей.

Задачи:

1. Создание условий для совершенствования профессиональной культуры, общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности; 

2. Обеспечение индивидуальных возможностей и образовательных потребностей слушателей в получении качественного дополнительного профессионального образования;

3. Содействие проявлениям профессиональной мобильности педагогов в условиях меняющегося мира.

ПРИОРИТЕТЫ

  • Создание условий для проведения качественного повышения квалификации и профессиональной  переподготовки педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональных стандартов на основе модернизации содержания и организации образовательного процесса, внедрения инновационных форм и технологий обучения.
  • Развитие кадрового потенциала, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации.
  • Модернизация материально-технической базы образовательного процесса.
  • Совершенствование взаимодействия с органами образования РБ и других регионов.
  • Привлечение педагогических работников к педагогической и  научно-исследовательской деятельности кафедры.
  • Развитие сотрудничества с ведущими образовательными организациями на федеральном и международном уровне.
  • Ориентация системы повышения квалификации на формирование профессиональных компетенций у специалистов необходимых для работы в новых условиях.
  • Развитие современных подходов к психолого-педагогическому сопровождению процессов социализации и воспитания подрастающего поколения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Осуществление непрерывного профессионального повышения квалификации, слушателей КПП, КПК по дисциплинам и специальностям, закрепленным за кафедрой педагогики  и психологии на основе современных инновационных методов преподавания.
  • Разработка инновационных ДПП КПК с учетом дефицита профессиональных компетенций слушателей.
  • Разработка ДПП, характеризующихся высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной и проектной работы; активного взаимодействия участников образовательного процесса.
  • Увеличение доли курсов различной сложности освоения и курсов по выбору.
  • Внедрение электронных моделей обучения, в том числе дистанционных.
  • Распространение лучших психолого-педагогических практик (разработка и проведение серии вебинаров и мастер-классов, тематических семинаров по особо значимым и востребованным темам).
  • Реализация ДПП переподготовки с использованием моделей онлайн-обучения, смешанного обучения.
  • Организация курсов повышения квалификации педагогических работников с привлечением ведущих специалистов федерального  уровня.
  • Выполнение нормативных требований к качеству обеспечения дисциплин кафедры, обеспечение стабильности показателей кадрового потенциала и преемственности поколений.
  • Организация деятельности по обеспечению индивидуального методического консалтинга у опытного специалиста, супервизорства.
  • Оптимизация деятельности преподавателей и методистов кафедры через реализацию мер морального и материального поощрения за высокое качество деятельности и интенсивный характер труда.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Формирование контингента слушателей, связь  со школами и отделами образования.
  • Конструирование и проектирование учебных занятий, совершенствование содержания, методов занятий и дидактических материалов с учетом современных тенденций развития образования.
  • Развитие практики сотрудничества с  другими кафедрами ИРО РБ по разработке совместных ДПП.
  • Работа на имидж Института развития образования РБ.
  • Расширение поля деятельности по взаимодействию с общественными организациями.
  • Развитие методического обеспечения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей.
  • Развитие методического сопровождения профилактической работы в образовательных организациях.
  • Совершенствование методического инструментария сопровождения деятельности детских объединений.
  • Разработка новых методических подходов к сопровождению одаренных и высокомотивированных детей.
  • Разработка методических рекомендаций по реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года с учетом региональных условий.
  • Развитие методического обеспечения по психолого-педагогическому сопровождению личностного и профессионального самоопределения детей и подростков  в системе ДОД.
  • Поиск новых возможностей сотрудничества с органами управления образованием, издательствами  при проведении научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства.
  • Поиск новых подходов к проведению конкурсов профессионального мастерства.
  • Проведение работы по установлению и укреплению межведомственного взаимодействия с организациями по профилю кафедры, с учреждениями Министерства труда и социального защиты населения РБ, Министерства здравоохранения РБ, Министерства внутренних дел РБ.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Разработка новых  программных документов, концепций.
  •  Подготовка монографий, статей публикаций  в периодической печати научно-методического характера.
  • Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, в том числе на международном уровне.
  • Увеличение количества научного редактирования сборников, статей.
  • Регулярное повышение профессиональной и научной квалификации научно-педагогических работников.
  • Участие в работе редколлегий журналов по  педагогике и психологии.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Развитие прикладных научных исследований и разработок по заказам ОО с использованием наиболее современных  технологий и методов в рамках инновационной деятельности.
  • Проведение экспериментальных уроков и занятий.
  • Подготовка итоговых аналитических результатов монографических исследований.
  • Подготовка и защита 1 кандидатской и 1 докторской диссертации.
  • Развитие и внедрение современных стратегий научно-инновационного потенциала современной  педагогики и психологии.
  • развитие новых научных направлений в работе кафедры.
  • Участие в научно-исследовательских работах  преподавателями кафедры с целью получения целевых средств.
  • Издание 2 монографий и 10 учебных пособий, публикация не менее 20 статей в российских (из списка ВАК) и 2 статей в зарубежных рецензируемых журналах.
  • обеспечение публикационной активности ППС кафедры в объеме не менее 2 публикаций (РИНЦ) в год на одного преподавателя;
  • Развитие деятельности ППС по рецензированию и оппонированию диссертационных работ.

Развитие научно-исследовательской деятельности специалистов кафедры

Платные образовательные курсы

I. Курсы профессиональной переподготовки по направлению:

1) Психология

2) Клиническая психология

II. Курсы повышения квалификации

1) Профилактика суицидальных тенденций среди несовершеннолетних

2) Психологическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС

3) Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях

4) Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования

5) Аддиктивное поведение и психологические аспекты профилактики наркомании у подростков

6) Метод «школьной медиации» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы

7) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования

III. Семинары

1) Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ГИА

2) Формирование универсальных учебных действий обучающихся как основная задача современного образования: психологические аспекты.

Телефоны: 8 (347) 292-11-03, 8 (347) 216-39-74, 8 (347) 216-39-48
Эл. адрес: ped@irorb.ru

Публикации


Список опубликованных  научных трудов Голубиной Н.В.
Ссылка: https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299851&show_refs=1





Межкурсовое сопровождение

Межкурсовое сопровождение

Полезные ссылки

Каталог психологических сайтов
Каталог ссылок на учебную и научную литературу

Полезные ссылки

1. http://morb.ru – МО и НРФ
2. https://education.bashkortostan.ru — МО РБ
3. https://old.irorb.ru – ГАУ ДПО ИРО РБ
4. http://odardeti.ru — Всероссийский центр по работе с одаренными детьми
5. http://turcentrrf.ru — Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения

Электронные ресурсы по профилактике ВИЧ-инфекций

1. http://hivrussia.ru — Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
2. http://www.ufaaids.bashmed.ru — ГБУЗ Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
3. http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002151/215101R.pdf — Обучение, поддержка и защита учащихся и работников образования, живущих с ВИЧ
4. http://cipv.ru/images/all1/pdf_2012/HIV_Russia_2013.pdf — Национальные рекомендации по обучению и защите учащихся и работников образования, живущих с ВИЧ;
5. http://www.unesco.kz/new/ru/unesco/news/2630/ — Электронный курс «Улучшение знаний по ВИЧ и СПИД»;
6. http://vk.com/everything_that_concerns_you — Учебная программа тренингов «Все, что тебя касается»;
7. http://www.psychologies.ru/i/journal/91/SUP91_001-26_PsySup.pdf — Буклет для родителей;
8. http://teenslive.info — портал, для подростков

Безопасный интернет

1.www.detionline.com,
2. www.fid.su,
3. http://www.google.ru/familysafety

Новости

Информация о проведении вебинара

27.05.2025
28 мая кафедра педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ проводит вебинар на тему: «Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в республике и меры, направленные на его снижение» в режиме видео-конференцсвязи. Приглашаются руководители, заместители по учебно-воспитательной работе, советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, старшие вожатые, классные руководители, воспитатели и другие педагогические работники образовательных […]

О проведении заочной проектно-исследовательской конференции «Калейдоскоп открытий-2025»

17.04.2025
Кафедра педагогики и психологии Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан совместно с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр детского творчества «Исток» городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводит заочную проектно-исследовательскую конференцию «Калейдоскоп открытий-2025». Цель Конференции – выявление и развитие исследовательских способностей, навыков исследовательского и проектного поведения детей дошкольного и […]

Информация о проведении вебинара

17.04.2025
22 апреля кафедра педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ проводит в 15.00 часов вебинар на тему: «Профилактика вовлечения подростков и молодёжи в экстремисткую и террористическую деятельность» в режиме видео-конференц связи. Приглашаются руководители, заместители директоров по воспитательной работе, методисты, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители образовательных организаций. Ссылка для включения: https://vkvideo.ru/video-66716172_456239418 По окончании обучения участникам […]

ИТОГИ
республиканского конкурса рецептов здорового питания среди обучающихся старших классов «Твое здоровье – в твоей тарелке»

01.04.2025
В соответствии с Положением о республиканском конкурсе рецептов здорового питания среди обучающихся старших классов «Твое здоровье – в твоей тарелке» с 10 марта по 21 марта 2025 года кафедрой педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ под эгидой Министерства образования и науки Республики Башкортостан был проведен региональный этап  Всероссийского конкурса. Цель конкурса: формирование у обучающихся […]

Информация о проведении вебинара

28.03.2025
Вебинар перенесен на 27 мая 2025 года, 15.00-17.00. Кафедра педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ проводит 16 апреля 2025 г. вебинар на тему: «Профилактика половой неприкосновенности несовершеннолетних» в режиме видео-конференц связи. Приглашаются педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители и другие педагогические работники образовательных организаций. Ссылка для включения: https://vkvideo.ru/video-66716172_456239415 По окончании […]

Информация о проведении вебинара

28.03.2025
Кафедра педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ проводит 15 апреля 2025 г. в 15.00 часов вебинар на тему: «Развитие педагогических компетенций родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан в области социализации и психологической адаптации детей» в режиме видео-конференц связи. Приглашаются педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директоров по учебно-воспитательной работе и другие педагогические работники образовательных организаций. Ссылка […]

Информация о проведении вебинара

28.03.2025
Кафедра педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ проводит 04 апреля 2025 г. в 15.00 час. вебинар на тему: «Нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную работу в образовательной организации» в режиме видео-конференц связи. Приглашаются руководители, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, курирующие воспитательную работу, педагогические работники образовательных организаций и дополнительного образования детей. Стоимость участия составляет 200 рублей. […]

О проведении заочной проектно-исследовательской конференции «Калейдоскоп открытий-2025»

17.03.2025
Кафедра педагогики и психологии Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан совместно с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр детского творчества «Исток» городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводит заочную проектно-исследовательскую конференцию «Калейдоскоп открытий-2025». Цель Конференции – выявление и развитие исследовательских способностей, навыков исследовательского и проектного поведения детей дошкольного и […]

Вышла в свет книга профессора М.А. Бикмеева

03.03.2025
В издательстве ИРО РБ вышла в свет книга профессора М.А. Бикмеева под названием «Вклад Башкортостана в развитие военной авиации страны» с объемом 7,4 печатных листа. ISBN 978-5-7159-0853-7. Издание посвящено 80-летию Великой Победы. В исследовании впервые в прямой постановке, комплексно и системно рассматриваются различные направления вклада Республики Башкортостан в развитие военной авиации страны. В работе значительное […]
смотреть еще новости

Инициативные проекты кафедры

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проект кафедры педагогики и психологии

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Актуальность проекта. Происходящие в российском обществе социокультурные и социально-экономические изменения, актуализируют ряд проблем, связанных с подготовкой гармонично развитой, образованной, творческой и социально активной личности бакалавра, способной стать движущей силой интенсивного развития страны. Эти трансформации обусловили переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей максимально благоприятные условия для творческого саморазвития личности, приоритетом в рамках которой является дополнительное образование. Следует отметить, что в модернизации современной системы образования основным моментом является создание условий для развития и самореализации каждого специалиста на разных ступенях. Успешное решение названной задачи, во многом определяется, организацией научно обоснованного психолого-педагогического сопровождения личности профессионала в системе дополнительного образования. Оно должно быть направлено на самопознание, активизацию поиска путей самоуправления человеком внутренним миром и системой отношений. В то же время обнаруживаются проблемы, обусловленные стихийным характером саморазвитияпедагога в системе дополнительного образования, отсутствием должного психолого-педагогического сопровождения. До сих пор, в теории и методике профессионального образования не разработано надлежащее психолого-педагогическое сопровождение творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования, которое обеспечит целенаправленность, непрерывность и позитивную динамику профессионально-личностных достижений будущего педагога.

В России необходимость психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития личности отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018–2025 гг., в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в требованиях профессионального стандарта педагога.

Следует отметить, что обучение, которое построено на принципах взаимоуважения, толерантности и гуманизма, в рамках модели школ «Международный бакалавриат» (IB), ориентировано на творческое саморазвитие человека. В нём определяющую роль играют два направления: 1. здоровье и социальное образование (HSE); 2. общество и служение (CS). Первое направление связано с формированием физического и эмоционального здоровья обучающихся, представлений о здоровом образе жизни, их социальной адаптацией; помощью в овладении системой ценностей межличностных отношений, выработке активной жизненной позиции в отношении своего здоровья. В контексте второго направления предполагается формирование личностной системы ценностей, которая будет обеспечивать эффективное коммуникативное взаимодействие выпускников, как в небольшом коллективе, так и в мировом сообществе, способствовать развитию их творческого, эстетического и исследовательского потенциала. Следовательно, второе направление имеет отношение к саморазвитию личности.

Все эти требования, в полной мере соотнесены с Профессиональным стандартом педагога, утверждённым Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н,, в котором вышеназванные компетенции реализуются на уровне трудовых функций 3.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение (трудовое действие: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого- педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде) и 3.1.3. Развивающая деятельность (трудовое действие: разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся).

В соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем. Вследствие этого у педагогов уже должны быть сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным только в том случае, если сам педагог будет работать над своим профессиональным саморазвитием.

Наличие этих положений даёт основание утверждать, что психолого- педагогическое сопровождение творческого саморазвития личности профессионала является концептуально-теоретической основой проектирования индивидуальных траекторий личностного и профессионального развития и саморазвития.

Таким образом, актуальность выбранного нами направления определяется социальным заказом общества и требованиями к уровню сформированности показателей творческого саморазвития личности профессионала в системе дополнительного образования.

Цель проекта: разработать, теоретически обосновать, апробировать структурно-функциональную модель психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного и осуществить оценку ее эффективности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы исследования и уточнить понятие «творческое саморазвитие педагога в системе дополнительного образования», выявить особенности организации психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования и определить совокупность методологических подходов, обеспечивающих эффективность этого процесса.

2. Разработать структурно-функциональную модель психолого- педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования.

3. Апробировать структурно-функциональную модель психолого- педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования и осуществить оценку ее эффективности.

4. Обосновать систему критериев и показателей эффективности психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования.

5. Разработать практические рекомендации по организации психолого- педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования.

Ссылка на сайте ГАУ ДПО ИРО РБ:
https://irorb.ru/kafedry/kafedra-pedagogiki-psihologii-i-zdorovjesberezheniya/#ip-proekt1

Категория участников: педагоги дополнительного образования.

Ожидаемые результаты: 

будет выявлено ценностно-смысловое ядро педагогического потенциала социально-гуманитарных дисциплин в рамках курсов повышения квалификации, позволяющее оптимизировать процесс психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования, которое рассматривается как совокупность базовых категорий и понятий, имеющих отношение к творческому саморазвитию личности в пространстве междисциплинарных взаимосвязей, обеспечивающее концептуализацию идеи творческого саморазвития обучающихся в смежных предметных областях и формирующее представление о способах, приёмах и средствах творческого саморазвития в контексте профессиональной деятельности;

будет разработана и обоснована структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования, включающая совокупность психолого-педагогических условий, направленных на повышение эффективности системы творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования и позволяющая диагностировать постепенное повышение уровня его формирования на основании разработанных критериев и показателей;

будут выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности системы творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования, позволяющие не только углубить современные представления об условиях повышения квалификации, влияющих на уровень творческого саморазвития педагога, но также показать их взаимосвязанное влияние на процесс и результат всей профессиональной деятельности.

Имеющийся задел для реализации проекта. Кафедрой педагогики и психологии 22 апреля 2024 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Творческое саморазвитие педагога как индикативный показатель профессиональной и социальной успешности. Теория. Методология. Опыт». По итогам конференции изданы её материалы (ссылка: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69148801).

В пилотажном исследовании приняли участие 56 педагогов дополнительного образования ГО г. Уфа. На основе пилотажного исследования была спроектирована структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования и сформулированы ожидаемые результаты.

Практическая значимость нашего проекта:

результаты исследования, теоретические выводы, диагностические методики могут служить теоретической базой для оценки уровня сформированности творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования, что расширяет границы их применимости в обучении;

результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности центров детского творчества, для создания учебных пособий, программ психолого-педагогического сопровождения творческого саморазвития педагога в системе дополнительного образования, а также переподготовки педагогических кадров с целью повышения их квалификации, профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования.

График индивидуальных консультаций: с понедельника по пятницу на ваши вопросы ответят сотрудники кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ:

  1. Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии;
  2. Голубина Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.

По интересующим вас вопросам обращаться по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, кабинет 210 (кафедра педагогики и психологии). Телефон: 8(347) 292-11-03. Электронная почта:  pedpsyiro@mail.ru, ped@irorb.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Проект кафедры педагогики и психологии

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Актуальность проекта. 

Нестабильные социально-экономические процессы, происходящие в России в последние годы, являются следствием недостаточной актуализации валеологического аспекта общего образования. Системный мониторинг состояния здоровья школьников, т.е. система динамического наблюдения за состоянием здоровья на основе комплексных медицинских, психологических и физиологических обследований различного контингента детей, изучение санитарно-гигиенических условий обучения детей, рациональность составления расписания учебного дня, учебной недели, организации уроков показал, что необходима модернизация содержательных и организационных аспектов образования через валеологическое сопровождение.

Согласно исследованиям, проведенным Институтом возрастной физиологии при Российской академии образования в 2023 году, за период школьного обучения общее количество физически здоровых учащихся значительно сокращается, уменьшаясь вчетверо. К моменту получения аттестата, доля школьников, страдающих от миопии (короткозорости), возрастает с 3% до трети всей учебной аудитории, показатели неврологических и психических нарушений увеличиваются с 15% до 40%, а случаи гастроэнтерологических болезней испытывают возрастание более чем в три раза. В некоторых образовательных заведениях России процент учеников, находящихся на диспансерном наблюдении из-за различных заболеваний, достигает крайне высоких 50%.

Важно подчеркнуть, что современная образовательная система постепенно отказывается от стандартизированного подхода в пользу индивидуализированного обучения, учитывающего психологические характеристики, таланты и физическое состояние каждого обучающегося.

Следовательно, в современной системе образования происходит трансформация акцентов в направлении всестороннего развития личности, культивирования взглядов на здоровье как на основу жизненных стратегий и поведения, касающегося как собственного благополучия, так и состояния здоровья окружающих.

В этом контексте, выявление ключевых особенностей валеологического сопровождения образовательного процесса в современной школе, направленного на формирование и укрепление здоровья участников образовательных отношений, и способов его применения в педагогическом процессе становится весьма значимым.

Благодаря научно обоснованной системе валеологического сопровождения, предполагающего совместную деятельность учителя, психолога и врача,  возможно, обеспечить формирование ценностного отношения участников образовательных отношений к своему здоровью, признание здоровья  главной  ценностью в иерархии терминальных ценностей человека.

Цель проекта: выявить психолого-педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса в современной школе.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы валеологического сопровождения образовательного процесса в современной школе.

2. Осуществить мониторинг функционального состояния и здоровья школьников.

3. Обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность образовательного процесса.

4. Провести валеологический анализ образовательного процесса и здоровья каждого школьника с последующим определением его адаптивности к учебной нагрузке.

5. Повысить уровень валеологической грамотности всех участников образовательного процесса посредством разработки и внедрения методических рекомендаций для обучающихся современной школы и их родителей.

Ссылка на сайте ГАУ ДПО ИРО РБ:
https://irorb.ru/kafedry/kafedra-pedagogiki-psihologii-i-zdorovjesberezheniya/#ip-proekt2

Категория участников: педагогические работники

Ожидаемые результаты: 

Ценностное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни у участников образовательных отношений через организацию научно-обоснованного валеологического сопровождения образовательного процесса.

Практическая значимость нашего проекта:

определено содержание психолого-педагогических условий, обеспечивающих здоровьесберегающую направленность образовательного процесса;

расширено традиционное представление о возможностях педагогических результатов применительно к сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся;

предложенное валеологическое сопровождение определяется применением комплекса исследовательского инструментария к задачам проектирования и оценки состояния здоровья обучающихся и разработкой индивидуальных траекторий их здорового образа жизни.

График индивидуальных консультаций: с понедельника по пятницу на ваши вопросы ответят сотрудники кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО РБ:

  1. Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии;
  2. Чуктурова Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

По интересующим вас вопросам обращаться по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева, кабинет 210 (кафедра педагогики и психологии). Телефон: 8(347) 292-11-03. Электронная почта:  pedpsyiro@mail.ru, ped@irorb.ru